Четырёхликие изображения на капителях колонн в чешском городе Хеб.

Oct 21, 2013 01:08

К вопросу о многоголовых вообще, и четырёхголовых, в частности, идолах и изображениях на культовых предметах Европы. О чём можно посмотреть, например здесь: Многоликие боги Европы. Средневековые купели северной Европы. Возвращаясь к Збручскому идолу. Следы культа Свентовита у русских. "Жребий" и "жеребец", Свентовит и "крест".

svatopolk прислал интересные фото из императорской капеллы города Хеб, расположенного в  западной части Чехии. В этом городе обнаружены славянские захоронения 9-ого века. Сама рассматриваемая капелла (часовня святых Эдгара и Урсулы) была построена в 12-13 веках. В то время город принадлежал Германии и назывался Эгер, что естественно не исключало того, что основным его населением тогда вполне могли оставаться славяне. Как было во многих частях тогдашних Баварии, Тюрингии, Бранденбурга, Лужиц, Силезии, Мекленбурга, Померании, других районов Чехии и т.д. в которых в то время уже имелись города с немецкими названиями, но это не мешало основному населению этих земель оставаться славянским. Фото эти были сделаны им во время недавнего посещения города. Очень любопытными, на наш взгляд, являются четырёхликие изображения на капителях некоторых колонн храма. В том числе содержащие такой сюжет, который с большим трудом укладывается в христианство. По-видимому, эти изображения являются следами языческих представлений местных жителей. В том числе - следами культа того самого Свентовита. Здесь также уместно напомнить, что главным храмом всей Чехии является собор Святого Вита (Katedrála svatého Víta) в Праге.

Насколько я понимаю, изображения на этих колоннах в рунете ещё подробно не рассматривались, так что, похоже, это полный эксклюзив.

Кроме того, приведены фото реконструкции костюма местной, славянской девушки, восстановленного по материалам раскопок захоронений 9-ого века. Там на себя обращает внимание тот факт, что хебские женщины, как и славянки из Восточной Европы носили лунницу и колты (для которых также указано собственно славянское название zaušnice, тогда как серьги называются naušnice).


Сначала пара колонн, капители которых помимо затейливой резьбы содержат вырезанные изображения четырёх голов, повёрнутые во все стороны света:







На этой, повёрнутые в разные стороны головы, похоже, что рогатые, но по свидетельству автора фото, это скорее завитки волос:





А следующая капитель, со второго этажа часовни, помимо всё той же четырёхликости, как видим, содержит ещё и совсем нескромный для оформления храма сюжет. Мягко говоря, совершенно не характерный для христианской иконографии. Это явно следы какого-то фаллического культа, а следовательно, и культа плодородия. Функции которого, как мы помним выполнял всё тот же Свентовит.



Далее реконструкция местного женского славянского костюма 9-ого века.







Надеюсь, этот материал вам понравится, не забываем говорить спасибо svatopolk-у. Хотя журнал у него почему-то совсем пустой! ;)

архитектура, язычество

Previous post Next post
Up