400 лет назад, 3 марта (21 февраля ст.ст.) 1613 года Великий всероссийский Собор провозгласил Михаила Федоровича Романова Государем, Царем и Великим Князем всея Русии Самодержцем.
Многолетняя Смута, терзавшая и разорявшая страну, разрушавшая фундамент русской государственности, была окончена. Бойкая тройка, с которой гениальный Гоголь сравнивал Россию, пронеслась по самому краю пропасти. Благодаря подвигу известных и безымянных героев Россия и ее сердце - московский Кремль - были освобождены от захватчиков и самозванцев. В каком государстве жили бы мы, и жили ли вообще, не случись этого?...
Но само по себе изгнание врага не завершало Смуту. Князь Дмитрий Михайлович Пожарский писал: «Сами, господа, ведаете, как нам без государя против общих врагов, польских, и литовских, и немецких людей, и русских воров - стоять? Как нам без государя о великих государственных и земских делах с окрестными государями ссылаться? Как государству нашему впредь стоять крепко и неподвижно?». В России было необходимо восстановить традиционную государственность. И всенародный Земский Собор вручает судьбу страны и народа в руки молодого Михаила Федоровича, скрепив законность его царствования Соборной клятвой: «Целовали все Животворный Крест и обет дали, что за Великого Государя, Богом почтенного, - Богом избранного и Богом возлюбленного, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея Русии Самодержца, и за Благоверную Царицу и Великую Княгиню, и за Их Царские Дети, которых Им, Государям, впредь Бог даст, души свои и головы свои положити, и служити Им, Государям нашим верою и правдою, всеми душами своими и головами.» Именно провозглашение государем Михаила Романова стало логичным завершением спасения Отечества: ужасная Смута ушла в прошлое, а история России продолжилась.
Дадим в заключение слово великому русскому историку Н.М.Карамзину:
«История назвала Минина и Пожарского «спасителями Отечества»: отдадим справедливость их усердию, не менее и гражданам, которые в сие решительное время действовали с удивительным единодушием. Вера, любовь к своим обычаям и ненависть к чужеземной власти произвели общее славное восстание народа под знаменами некоторых верных отечеству бояр. Москва освободилась.
Но Россия не имела царя и еще бедствовала от хищных иноплеменников; из всех городов съехались в Москву избранные знаменитейшие люди и в храме Успения, вместе с пастырями церкви и боярами, решили судьбу отечества. Никогда народ не действовал торжественнее и свободнее, никогда не имел побуждений святейших... Все хотели одного - целости, блага России. Не блистало вокруг оружие; не было ни угроз, ни подкупа, ни противоречий, ни сомнений. Избрали юношу, почти отрока, удаленного от света; почти силою извлекли его из объятий устрашенной матери-инокини и возвели на престол, орошенный кровью Лжедимитрия и слезами Шуйского. <…> Бедствия мятежной аристократии просветили граждан и самих аристократов; те и другие единогласно, единодушно наименовали Михаила самодержцем, монархом неограниченным; те и другие, воспламененные любовью к Отечеству, взывали только: Бог и Государь!.. Написали хартию и положили оную на престол. Сия грамота, внушенная мудростью опытов, утвержденная волею и бояр, и народа, есть священнейшая из всех государственных хартий. Князья московские учредили самодержавие - Отечество даровало оное Романовым.
Исполнилось намерение сих незабвенных мужей, которые в чистой руке держали тогда урну судьбы нашей, обуздывая собственные и чуждые страсти. Дуга небесного мира воссияла над троном Российским. Отечество под сенью самодержавия успокоилось, извергнув чужеземных хищников из недр своих, возвеличилось приобретениями и вновь образовалось в гражданском порядке, творя, обновляя и делая только необходимое, согласное с понятиями народными и ближайшее к существующему.»