У кельтов и божество соответствующее было: (P)erkunia. Только вот в случае его гипотетического перехода в славянский язык форма "Перун" не получилась бы, такая форма могла развиться только на славянской языковой почве.
Название "Аркона", думается, логичнее связывать со словом "аркучи" известной фразой СПИ о реакции русских женщин на гибель своих мужей "жены руския въсплакашась аркучи".
Видимо, мы здесь имеем дело со славянским вариантом соответствующего общеиндоевропейского культового понятия. В санскрите arka - "молитва, гимн; певец", arcana - "прославляющий, молящийся", arca - "изображение бога, идол". Н.Р. Гусева указывала, что в свете приведённых параллелей возможна "постановка вопроса о названии Арконы как места для произнесения "арка" - прославительных гимнов перед изображением божества" (Гусева Н.Р. Индуизм. М., 1977. С. 165).
Тогда, немного огрубляя, "аркучи" СПИ можно интерпретировать примерно как "молясь".
Про такую особенность кельтского, я честно сказать слышу впервые - возможно это мой недочет, но хотелось бы других примеров как минимум. На ум приходит "Португалия" - где "П" есть. Поэтому не ясно, почему приписывается "П" слову Аркуния.
Да и кроме того, что они громовержцы - Перун и Прове общего не имеют вообщем-то ничего. При том, что опять же - центральный культ Арконы не Прове.
Вообще-то Прове - записывали и как Проно, и как Провон - есть разные варианты написания имени этого божества. И, например, Проно, вполне себе пересекается с Перуном. Также как и Поренутус - тоже в общем-то явно созвучен Перуну. На Арконе конечно поклонялись Свентовиту. Но вот, что такое Свентовит? Возможно, одним из его ликов, или составных богов и был Перун. Об этом писал еще Рыбаков - приводя аналогию с греческими богами у которых, как известно Посейдон, Аид и Гелиос, составляют, точнее составляли Зевса. В пользу этого говорит знаменитый Збручский идол, который сопоставляется со Свентовитом, и одна из сторон которого как раз соотносится именно с Перуном
( ... )
Как писал Гильфердинг, "Прове" в источниках можно читать и как "Проне". Что логично, т.к. такое имя зафиксировано и источниками, и топонимикой. Более того, нас. пункт Prohn напротив Рюгена в документах XIIIв. именовался "Perun".
А домысел у кого увидели? У Й.Иванова, или Е.Шварца?
Comments 8
Reply
Название "Аркона", думается, логичнее связывать со словом "аркучи" известной фразой СПИ о реакции русских женщин на гибель своих мужей "жены руския въсплакашась аркучи".
Видимо, мы здесь имеем дело со славянским вариантом соответствующего общеиндоевропейского культового понятия. В санскрите arka - "молитва, гимн; певец", arcana - "прославляющий, молящийся", arca - "изображение бога, идол". Н.Р. Гусева указывала, что в свете приведённых параллелей возможна "постановка вопроса о названии Арконы как места для произнесения "арка" - прославительных гимнов перед изображением божества" (Гусева Н.Р. Индуизм. М., 1977. С. 165).
Тогда, немного огрубляя, "аркучи" СПИ можно интерпретировать примерно как "молясь".
Reply
Reply
Reply
Про такую особенность кельтского, я честно сказать слышу впервые - возможно это мой недочет, но хотелось бы других примеров как минимум. На ум приходит "Португалия" - где "П" есть. Поэтому не ясно, почему приписывается "П" слову Аркуния.
Да и кроме того, что они громовержцы - Перун и Прове общего не имеют вообщем-то ничего. При том, что опять же - центральный культ Арконы не Прове.
Reply
Reply
А домысел у кого увидели? У Й.Иванова, или Е.Шварца?
Reply
Reply
Leave a comment