Дискуссия между мной и уважаемым
ulmerug лишний раз показала, сколь полярны взгляды разных исследователей на природу раннеславянской этничности и этнического самосознания ранних славян, определение характера которых является одним из основных ключей к решению проблемы славянского этногенеза. Полагаю, что данный круг вопросов нуждается в отдельном
(
Read more... )
Увы, как мои скромные этнографические познания позволяют говорить о явном невладении этнографическим материалом Кузьминым.
У него интересный аргумент - раз в археологии преобладают у ранних славян дома на одну семью (то есть малые семьи), значит родов не могло быть.. А ведь можно посмотреть на хрестоматийных австралийских аборигенов, живущих явно в "родовом строе" но при этом с моногамной малой семьей. У них прекрасно сосуществуют и территориальная община и кровнородственные экстерриториальные группы. Они вообще друг друга не исключают и сосуществуют у многих народов.
Другой пример хороший - арабы. У них, к слову, как и у древних славян коллатерально-бифуркативная система терминов родства, малая семья и.. наличествует родовая организация.
Большая семья (расширенная) вовсе не предполагает наличие родовой организации, для чего примеров очень много, взять русскую большую семью хотя бы.
И в рамках кровнородственной общины власть часто избирательная а не наследуемая, вопреки Кузьмину. Нету здесь никакого правила.
Для кровнородственных обществ генеалогия очень важна, пишет А. Г. Кузьмин. "На ранних этапах она нужна была для предотвращения возможного кровосмешения". На ранних этапах развития общества вообще социальное родство было важнее кровного, и генеалогическая матрица (степень родства) не имела решающего значения (см. кросскузенные браки, брачные секции и т.д.). Вообще длина генеалогий не зависит от наличием родовой организации. Можно много найти "родовых" обществ с генеалогиями не глубже человеческой памяти (+3 поколения).
Еще более надуманным представляется тезис что многоженство способствует переходу от кровнородственного общества к территориальному. Тех же арабов взять. На протяжении всей истории многоженство и родовая организация уживаются вместе с малой семьей.
А уж что сказать на тезис что у людей в территориальных общинах не было личных имен ("История русского национального характера" Кузьмина).. Это вообще как?! И пример с римлянами, как примером терр. общины, хотя ранее-то они жили кровнородственными общинами ("фамилиями"), куда ж имена делись? (и делись ли вообще?). Разбор ляпов можно продолжать, да время жаль.
Вообщем очень сомнительные построения от начала до конца.
Reply
Я уже не говорю про то, что при такой методологии, когда аналогии ищутся у австралийских аборигенов и папуасов, вообще трудно о чем-то серьезно говорить.
Вспоминается один известный в некоторых кругах "исследователь", специализировавшийся по скотоводству, который потом стал заниматься вопросами антропологии и этничности. Конечно, правда, аналогия отдаленная...
Reply
Reply
Так как социальное устройство варварской европы (тем более родового этапа) не были нормально описано, то совершенно необходимо сопоставление с данными по живым архаичным обществам, чтобы не утопать в выдуманных невозможных реконструкциях.
Кузьмин свою докторскую писал явно не по этнографии, потому и ляпы. Я ж не его работы по летописанию критикую, да? Обычное дело когда исследователь идет в область в которой не специалист.
Reply
Получается, что когда одно славянское "племя" в ходе расселения распадалось, его части, оказавшиеся в разных регионах и потерявшие связь друг с другом, продолжали именовать себя соответствующим образом, а вовсе не входили в состав каких-то новых общностей и не теряли своих названий, как это было бы в случае господства территориальных связей.
Reply
Мы с милингом_к (этнографом, кстати) привели конкретные аргументы, по сути которых Вы ничего не ответили. Слова о том, что "А.Г. Кузьмин был великим учёным" опровергнуть их не могут. Их могут опровергнуть только контраргументы. Они у Вас есть?
Объясните, для начала, смену этнополитонимии в Восточной Европе на рубеже X-XI вв., объясните повторяемость славянских этнонимов (включая само имя славяне, распространённое по всей славянщине). А.Г. Кузьмин, на сколько я помню, этих вопросов не касался, а они объективно есть и не я их придумал.
И что Вы имеете против сравнительно-исторического метода? Есть несколько универсальных типов семейной и общинной организации, распространённых по всему земному шару, что этнографам хорошо известно. Вы с этим не согласны? Обоснуйте. Считаете, что славяне представляли собой нечто полностью уникальное на всей земле? Докажите. Иронией данные сравнительной этнографии не опровергнуть.
Reply
Но, согласитесь, чтобы делать громкие заявления о "ляпах" у серьезного ученого, хорошо бы иметь хоть сколько-нибудь сопоставимый уровень эрудированности. Ведь не секрет, что А.Г.Кузьмин был ученым академического уровня.
Помимо этого надо, как минимум, глубоко и серьезно ознакомиться с работами ученого, а не делать громкие заявления на основе поверхностного знакомства с публицистикой автора.
Reply
2) Что касается меня, то я, если Вы не заметили, с А.Г. Кузьминым вообще не спорю, а ставлю перед Вами такие вопросы, ответов на которые у него просто нет и которые он, на сколько я могу судить, вообще не осознавал как проблемы, а именно:
- проблему смены в славянском мире этнополитонимии на рубеже Х-XI вв., которая отражала какую-то внутреннюю перестройку общества, что наиболее логично объяснять сменой типа общинной организации;
- проблему повторяемости этнонимов в славянском мире. В т.ч. этнонимов заимствованных, что исключает возможность их независимого появления на общей языковой почве. Это свидетельствует во-первых именно в пользу этнического характера славянской общности, а во-вторых, против господства территориальных связей, так как в этом случае разные славянские группировки легко бы смешивались друг с друг и теряли свои названия, чего на деле не было.
Вот поразмышляйте об этом.
Reply
Автор несет ответственность за свои публицистические работы, разве нет? И если я вижу безаппеляционные заявления в соседстве с многочисленными отсылками на Энгельса типа "Известно, что главной ячейкой первоначальной организации в родовом обществе является род и большая семья. Им на смену приходит территориальная община." то я вправе сказать что автор пользовался очень устаревшей этнографической литературой, что конечно понятно, ибо "совок" (Откуда есть пошла Русская земля - 1986). Советский историк из этнографии опирающийся на труды Энгельса - это увы очень распространенная картина..
Если вы знакомы с трудами Кузьмина гораздо основательнее, прошу дать ссылки или сразу привести аргументы которые я не увидел по этому вопросу. Может быть какие-нибудь другие ссылки, кроме как на Энгельса?
Reply
Убежден также, что с работами проф.А.Г.Кузьмина Вы знакомы весьма поверхностно.
Разделяя во многом скептическое отношение к бытовавшей в отечественной науке марскисиской методологии, отмечу, что в работах и идеях Кузьмина она практически не представлена, а, напротив, критикуется.
При этом, к слову, оперирование гипотетическими общими закономерностями вполне характерно как раз для советской научной школы. Так что увлечение их поисками в среде папуасов и проч. вполне вписывается в тот самый "совок". А изучение особенностей австралийских аборигенов, увы, зачастую не позволяет на должном уровне вникнуть в европейские реалии.
Reply
Reply
Я убежден что вы с работами проф.А.Г.Кузьмина знакомы очень глубоко. Так дайте же мне "пространные объяснения и ссылки на источники"! Да что уж там, просто номера страниц в соответствующих работах, уже разговор предметным станет. Я уже не прошу возражений по существу..
Reply
Reply
Кстати, повторюсь, увлечение общими закономерностями с привлечением данных по папуасам и проч., которое демонстрируете Вы, находится вполне в духе марксистской методологии. Распространенная в современной отечественной этнографии и антропологии "тишковщина", с ее эльфами, сибиряками и проч., тоже недалеко ушла, унаследовав, пожалуй, не самые лучшие подходы.
Reply
А по-существу приведённых аргументов Вы милингу_к так ничего и не ответили.
Reply
Насчет "аргументов" - простите, я не увидел сколь-либо серьезного анализа. А опровергать сравнения с австралийскими аборигенами - не вижу необходимости.
Reply
Leave a comment