Вече: Русь и варяжское Поморье

Apr 06, 2011 21:27





Вече в Новгороде. С карт. К.В. Лебедева
Как известно, существует изрядное количество научных данных о связи Древней Руси с землями по южному побережью Балтийского моря, позволяющих считать указанный регион прародиной русов. В числе подобных параллелей находятся сходства в организации и проведении городских народных собраний, известных древнерусским летописям под названием "вече", а латиноязычным источникам - как consilia, contiones и т.п.

Так, немецкий историк, доктор Клаус Цернак (Klaus Zernak), проанализировав данные русских и западноевропейских письменных источников, сопоставил древнерусское вече с аналогичными институтами у ободритов, велетов, поморян, жителей острова Рюген и прочих средневековых народов южнобалтийского побережья, констатировав схожесть и вероятный однородный характер данных собраний (K.Zernack. Die burgstädtischen Volksversammlungen bei den Ost- und Westslawen. Wiesbaden, 1967). Важно при этом, что ученый не считает институт вече общеславянским явлением. Также занимался проблемой известный польский историк Х.Ловмяньский (H.Lowmianski. Poczatki Polski. Warszawa, 1970) и ряд других исследователей.

Вслед за ними к рассматриваемому вопросу обратились и российские авторы. К примеру, молодой историк Павел Лукин (сын известного политика и правозащитника Владимира Лукина) в рамках работы по гранту РГНФ написал небольшую статью: "Народные собрания" у восточных и западных славян: возможности сравнительного анализа // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. - 2004. - N 3. - С. 5-11.

Вот, в частности, несколько цитат из статьи:

"Обращают на себя внимание и сходства в самом порядке принятия решений на собраниях у восточных и западных славян. В русских письменных источниках нет никаких упоминаний о подаче голосов на вече. Даже когда вечевые собрания описываются довольно подробно, о принятии решений говорится в общей форме ("кияне реша" и т. п.). То же самое характерно и для западных славян, у которых, как это определённо указывается в ряде источников, все решения на собраниях принимались на основе консенсуса, или, как это указано Титмаром Мерзебургским применительно к лютичам, unanimi consilio"  (с.7-8).

"...вопрос о власти у ободритов решали широкие круги общества, в том числе и рядовое население (явно входившее в состав vulgus), однако руководящая роль принадлежала верхушке: meliores ac praestantiores. Cхожий порядок принятия решений поморскими славянами, как мы только что видели, раскрывается в сообщениях житий Оттона Бамбергского.... О том же свидетельствует и сообщение Ипатьевской летописи под 6662 г. о том, как вокняжившийся в Киеве Ростислав Мстиславич после смерти своего брата Изяслава и дяди Вячеслава планировал поход против другого претендента на киевский стол, Изяслава Давыдовича черниговского... по благоразумному совету своей дружины, Ростислав Мстиславич должен был "утвердиться" с "людьми в Киеве" и только после этого начать войну с могущественным противником."  (с.9).

"Классическая фраза Лаврентьевской летописи, характеризующая вечевые порядки Древней Руси... в том, что касается взаимосвязи главного города и пригородов, находит поразительные параллели в житиях Оттона Бамбергского, характеризующих славянское общество, расположенное на много сотен километров западнее Владимира-на-Клязьме, где были написаны эти слова. Речь идёт об отношениях двух западнопоморских центров, Щецина и Волина, в том виде, в каком они отразились в двух жизнеописаниях епископа Оттона, написанных Эбоном и Хербордом.... Несмотря на то что латиноязычные тексты не фиксируют собственно славянскую терминологию, сущность отношений между двумя поморскими городами очевидна: Волин, используя древнерусские понятия, -"пригород" Щецина, "старейшего города", которому в важнейших делах принадлежит право решающего голоса."  (с.9-10).

Павел Лукин в своей заметке задается вопросом и о возможности того, что представленные в западноевропейских источниках "городские собрания" жителей южнобалтийского побережья являются "промежуточным звеном" между "племенными" собраниями и городскими вече (с.11). 

рецензии, прародина, древнерусский быт

Previous post Next post
Up