Apollo-Soyuz Test Project

Jul 16, 2015 00:35

Экспериментальный полет Союз-Аполлон (ЭПАС, по американски - ASTP) стартовал 40 лет назад, 15 июля 1975 года.
Стыковка кораблей на орбите осуществлена 17 июля. Расстыковка кораблей 19 июля.
Приземление: «Союз-19» - 21 июля, «Аполлон» - 24 июля

Центр управления полетом (Mission Control Сеnter) в Космическом Центре имени Джонсона (JSC), Хьюстон штат Техас


Советские космонавты Алексей Леонов и Валерий Кубасов перед посадкой в корабль


Старт корабля «Союз-19» с космодрома Байконур


Старт корабля «Аполлон» на мысе Кеннеди (сейчас, как и до Кеннеди, мыс Канаверал) в Космическом Центре имени Кеннеди (КSC), штат Флорида


Пролетая над Лос-Анжелесом посылаю вас... (© Жванецкий)


Корабли сблизились, экипаж Apollo сфотографировал корабль Союз (почему-то сзади)


Вот он же сбоку


скоро стыковка


Небольшое лирическое техническое отступление от фоторепортажа.
При подготовке совместного полета пришлось решить ряд проблем совместимости кораблей разных стран. Одна из главных - разные атмосферы. На нашем корабле его создатели не заморачивались, у нас обычный состав воздуха и привычное давление семьсот с чем-то (допустимый диапазон давления довольно широк) миллиметров ртутного столба.
Хитрые американцы решили, что удобней летать в чисто кислородной атмосфере с сильно сниженным относительно привычного давлением. За такой выбор поплатились жизнью три американских астронавта, но это давняя и печальная история, не будем о грустном.
Для совместного полета на нашем корабле (это была специальная модификация корабля Союз) давление в кабине было снижено, а содержание кислорода - увеличено. Американцы ничего не меняли, но разработали специальный шлюзовой модуль. Одновременно с помощью этого модуля была решена проблема совместимости стыковочных устройств. Специально разработанный для этого полета андрогинный (то есть, переводя с латинского, двуполый) стыковочный узел был установлен на одном конце модуля, а на другом - привычный американский. Таким образом Аполлон не стали переделывать (в отличие от нашего модифицированного корабля) в части замены стыковочного узла. Перед стыковкой экипаж Аполлона пристыковал себе этот шлюзовой модуль точно так же, как лунные Аполлоны пристыковывали себе в полете лунный посадочный модуль.

Корабли благополучно состыковались (активную роль в этом процессе выполнял Аполлон, причем, как привато сообщил Леонов, довольно грубо, проверяя на прочность наш Союз), экипажи начали совместную деятельность - ходили в гости друг к другу. Одним из главных элементов этой деятельности была так называемая символическая деятельность (этот термин впоследствии стал общепринятым). Понятно, что этот полет сам по себе был наполнен неким смыслом и служил символом, но и космонавты разных стран тоже обменивались сувенирами и рукопожатиями (на орбите), составляли и подписывали какие-то важные документы, делали репортажи, снимали фото и видео и тому подобное. Вот это все и называется «Символическая деятельность».
Подписывают какой-то совместный сертификат


Наносят визиты. Наши подшутили над апериканцами, наклеив на тюбики с борщем водочные этикетки. Американцы обескуражены


На этом фото соединяют какую-то хреновину, половинки которой были доставлены на орбиту разными кораблями


Леонов нарисовал Томаса Стаффорда и демонстрирует рисунок


Стаффорд и Леонов в корабле Союз


Корабли расстыковались, затем была проведена повторная стыковка, активным на этот раз был Союз


Так выглядел Аполлон из Союза, хорошо виден шлюзовой отсек


Еще рисунок Леонова, выполненный, видимо, уже после полета


Экипаж «Союз-19» приземлился первым и уже рапортует о выполненном полете в Москве Советскому правительству


Затем приводнился и Аполлон


Если наш Союз приземляется на одном парашюте, то Аполлону нужно три


Вот как-то так все это происходило в 1975 году.
А тут мои личные воспоминания
Глава, посвященная программе ЭПАС, из книги В.С.Сыромятникова «100 рассказов о стыковке»
Previous post Next post
Up