Ганс-Йоахим Марсейль родился 13 декабря 1919 года в пригороде Берлина Шарлоттенбурге. Его родители происходили из древнего гугенотского рода, бежавшего из Франции от религиозных преследований. Отец, Зигфрид Марсейль, был летчиком во время первой мировой войны и, пройдя долгую жизнь военного, дослужился до генерал-майора. Погиб в конце 1943 года на Восточном фронте. Своего сына он воспитывал очень строго, в духе старых военных традиций. Ганс-Йоахим уже с самых малых лет конфликтовал по этому поводу со своим суровым отцом и в дальнейшем сохранил свой бунтарский характер. Любимым занятием было чтение книг о рыцарях. Их приключения, как боевые, так и любовные, свободная жизнь, полная неожиданностей, казалась юноше пределом всех мечтаний. Он рос независимым молодым человеком и частенько доставлял родителям мелкие неприятности своими проделками. Только мечта стать летчиком, неудержимая тяга летать заставляли Ганса-Йоахима сидеть за скучными учебниками и терпеть нескончаемые наставления отца.
Самые счастливые минуты в жизни были, когда отец брал его с собой на аэродром. Романтика полета, мужественные лица летчиков, рев двигателей, запах бензина - все это оставляло в душе молодого человека неизгладимое впечатление. Газеты были полны сообщениями о подвигах пилотов "Легиона Кондор", рекордных полетах в разных странах, чествовании героев. Еще тогда он поклялся себе, что будет лучшим летчиком Люфтваффе.
7 ноября 1938 года Ганс-Йоахим был призван в Люфтваффе и направляется в авиационную школу в Видни. Еще в процессе учебы Ганс выделялся своей богемной жизнью и прегрешениями в дисциплине. Частые кутежи, театры, кабаре, женщины легкого поведения, небрежный внешний вид, длинные волосы - были неотъемлемыми элементами его жизни. Однако все преподаватели и инструкторы Марсейля единодушно отмечали, что он - несомненный талант. Летная подготовка давалась Гансу-Йоахиму легко. Он заметно опережал своих друзей-курсантов в технике пилотирования. Головная боль всегда преследовала инструкторов, когда во время учебного полета Марсейль начинал выполнять фигуры высшего пилотажа. Учебный самолет, неприспособленный для такого пилотажа, выделывал такие трюки, что даже видавшие виды инструкторы удивленно взирали на этот цирк. От немедленного отчисления из летной школы сдерживало только то, что все понимали - этого летчика ожидает великое будущее. Уже тогда проявилось удивительное качество Марсейля - меткость в стрельбе по воздушным целям, которое многим казалось просто невероятным для такого юного пилота.
В 1940 году в звании оберфанриха Марсейль закончил летную школу и был направлен в первую группу второй учебной эскадры - I(J)./LG 2, которая базировалась во Франции. Его первым испытанием стала "Битва за Британию".
Уже в третьем боевом вылете 2 сентября Марсейль сбивает "Спитфайр". Это случилось во время сопровождения истребителей-бомбардировщиков, которые возвращались домой после налета на Брукленд. "Спитфайры" изо всех сил пытались прорваться к бомбардировщикам. В завязавшемся бою, Марсейль решительно перехватил один из истребителей противника и короткой очередью сбил его. Чуть позже, в районе Чэтхэма, немецкие самолеты были атакованы со стороны солнца "Спитфайрами" из 603-й эскадрильи. Английский пилот Хэйг повредил самолет Марсейля и тому пришлось совершать экстренную вынужденную посадку на ближайший аэродром. Все закончилось благополучно.
11 сентября Марсейлю опять не повезло - в бою была повреждена маслосистема его самолета и, как результат, - вынужденная посадка на берегу Ла-Манша.
18 сентября стояла прекрасная погода. Рано утром в южный район Англии вылетела группа истребителей, в составе которой был и Марсейль. Недалеко от Мэйдстоуна их встретили "Спитфайры" из 603-й эскадрильи RAF. В завязавшемся бою, Марсейль сбил один истребитель противника. 23 сентября полоса невезения продолжилась. Над Ла-Маншем вблизи Дувра группа "Спитфайров" из 234-й эскадрильи со стороны солнца атаковала немецкие самолеты. В результате "Мессер" Марсейля получил тяжелые повреждения и тому пришлось выбрасываться с парашютом. Благо рядом оказался свой спасательный катер. 27 сентября над устьем Темзы произошел тяжелый воздушный бой, в котором с обоих сторон участвовало большое количество истребителей. Английские пилоты из 242-й и 310-й эскадрилий оказали яростное сопротивление бомбардировщикам Не 111. В этой схватке было сбито много самолетов, как немецких, так и английских. Один "Харрикейн" сразил Марсейль. 28 сентября над Мэйфилдом произошел бой с истребителями из 66-й эскадрильи. Марсейлю удалось сбить один "Спитфайр".
Всего за время воздушных схваток над Англией он одержал семь побед. Однако, официально было признано только три, так как остальные не были подтверждены свидетелями. Еще тогда проявилась его крайняя индивидуальность во время воздушного боя. Марсейль органически не переносил тактических установок и правил группового боя, которые, по его мнению, сковывали инициативу и превращали рыцарский поединок в скучный обмен ударами во время выполнения заранее заготовленных маневров. Его стихией был бой один на один, в котором в полной мере можно было продемонстрировать свое летное мастерство и превосходство над противником.
Здесь есть смысл привести отрывок из его письма матери, которую он очень любил. Это письмо, очень характерное для внутреннего мира Марсейля, было написано после первой воздушной победы. "Мамочка! Сегодня я сбил свой первый самолет. Все меня поздравляют, а мне было грустно. Я снова и снова вспоминал, как мои трассы прошили кабину англичанина, его голова склонилась вниз, самолет охватило пламенем... И я думаю, а ведь у него тоже есть мама и это я ей принес в дом горе..."
В сентябре 1940 года Марсейль был награжден Железным крестом I-й степени и переведен в четвертый отряд 52-й эскадры, где его командиром стал Йоханес Штайнхофф. Для Штайнхоффа настали трудные деньки. Марсейль был очень хорошим летчиком, но вне службы предавался таким разгулам с подружками, которых у него было множество, что частенько утром не мог сесть за штурвал самолета. Летная дисциплина так же была не на высоте, о чем свидетельствует один характерный эпизод. После одного успешно проведенного боя, в котором Марсейль сбил два "Спитфайра", он устроил над аэродромом настоящее представление. Проделав в воздухе головокружительный каскад фигур высшего пилотажа, Марсейль резко спикировал, в опасной близости от земли вывел самолет, прошел под проводами линии электропередач и эффектно припечатал самолет к взлетно-посадочной полосе. Однако его настроение заметно упало, когда он был вызван к командиру эскадры. Тем временем механики удивленно взирали на то, что раньше было самолетом. Обшивка на крыльях была деформирована, а сами крылья изогнуты, фюзеляж и хвостовое оперение так же имели значительные повреждения. Мнение механиков было однозначным - самолет восстановлению не подлежит. Марсейль был арестован на трое суток, разжалован до фенриха и переведен в JG 27. Штайнхофф в своих действиях всегда отличался решительностью.
Когда Марсейль прибыл в третий отряд 27-й эскадры (3./JG 27) в Доберитц , его послужной список был полон самых отрицательных характеристик. От окончательного позора его спасли последовавшие события.
9 декабря британские войска в Египте начали наступление против итальянцев и вскоре заняли Киренаику. Итальянцы в панике отступили более чем на сто километров. На помощь им был послан немецкий Африканский корпус, который с воздуха должны были прикрывать части Люфтваффе. Первые недели боев показали, что авиация не обеспечила в полной мере прикрытие наземных войск и Роммель отстранил Отто Хеймера от командования авиационной группой, хотя тот мотивированно доказывал необходимость решительного усиления авиационной группировки.
Первым подразделением Bf 109, которое прибыло а Африку для усиления была I./JG 27. Перед этим летчики этой группы приняли участие в Балканской операции, действуя с аэродрома Грац в Австрии. В одном из вылетов Bf 109 Марсейля был поврежден зенитным огнем, но ему удалось благополучно возвратиться и сеть на своем аэродроме.
Март и часть апреля 1941 года Марсейль находился в отпуске в Германии.
10 апреля пришел приказ о передислокации группы в Аграм. Вначале они сделали промежуточную посадку в Мюнхене, где самолеты были доработаны в тропическую модификацию, а затем последовал "большой бросок" в Африку.
Первые самолеты прибыли на аэродром Гацала 18 апреля 1941 года. Через несколько дней там же приземлился командир первой группы гауптман Эдуард Нойман со штабом и вторым отрядом. Перелет третьего отряда под командованием обер-лейтенанта Хомута получился более сложным, так как было потрачено много времени на поиск промежуточного аэродрома. Когда аэродром был обнаружен, группа стала в круг в ожидании сигнала к посадке. Но аэродром не подавал никаких признаков жизни. Покружив еще какое то время, Нойман дал очередь по окраине аэродрома с целью привлечь внимание - никакой реакции. Группа приземлилась и обнаружила, что аэродром пуст, без технического персонала и горючего.
Марсейль вызвался слетать за помощью на аэродром, где базировалась группа. Солнце клонилось к закату, а Марсейль все не возвращался, всем стало понятно, что что-то произошло. Утром следующего дня было решено оправить еще одного летчика. Командир отряда Герхард Хомут приказал слить со всех самолетов остатки бензина и заправить им машину обер-ефрейтора Ковальски, который попросил отправить его на поиски друга. Прошло несколько томительных часов ожидания - Ковальского то же не было. Только после полудня над аэродромом появился двухмоторный самолет и сбросил вымпел с донесением. Ковальски сообщал, что из-за нехватки топлива совершил вынужденную посадку на "живот", а Марсейль, по той же причине, благополучно приземлился на шоссе.
На следующий день пришел грузовик, который доставил Марсейля, питьевую воду и еду. Вскоре прибыло горючее и отряд стал готовиться к перелету на аэродром, где находилась группа. Перед вылетом командир отряда Хомут вызвал Марсейля и сказал, что бы тот добирался до нового аэродрома своим ходом. Марсейль с честью вышел из этого положения. Невдалеке от аэродрома располагался штаб сухопутной дивизии. Марсейль быстро завоевал популярность среди штабных работников рассказами о своих похождениях и приключениях. Гомерический хохот новых друзей регулярно подкреплялся изрядными дозами спиртного, который всегда имел при себе Марсейль. Командир дивизии был так покорен молодым человеком, который по возрасту годился ему в сыновья, что на его просьбу одолжить на время автомобиль, тут же согласился. Прощаясь, он пожелал Марсейлю сбить пятьдесят самолетов, - это была бы лучшая благодарность за оказанную услугу. Марсейль поклялся выполнить это пожелание. Каково же было удивление летчиков отряда, когда они, буквально через пару часов после приземления на новом аэродроме, увидели приближающийся по пыльной дороге "Опель", в котором сидел улыбающийся, счастливый и полупьяный Марсейль. Бурю восторга вызвали бутылки виски, которые торчали из всех карманов Марсейль. Оказывается, по пути на аэродром он завернул в вышестоящий штаб и ухитрился получить причитающуюся ему за несколько месяцев зарплату.
Африканский корпус Роммеля взял инициативу в свои руки и теснил британские войска по всему фронту. Только в районе Тобрука англичане упорно защищались. Воздушные бои носили ожесточенный характер. Двухмоторные истребители Bf 110, имеющиеся в распоряжении Роммеля, с трудом сдерживали атаки британской авиации. Прибытие Bf 109 первого отряда JG 27 коренным образом изменило ситуацию в воздухе.
Основными противниками были "Харрикейны", которые базировались близ Тобрука. 18 апреля I./JG 27 совершила первый боевой вылет, прикрывая бомбардировщики. Противника в воздухе не было. На следующий день состоялся первый бой, в котором была одержана первая победа.
Большое воздушное сражение над Тобруком, который прикрывала с воздуха 73-я эскадрилья английских Королевских ВВС, состоялось 23 апреля. В этот день Марсейль одержал свою первую победу в Африке. Ближе к полудню он вместе со своим отрядом взлетел по тревоге на перехват английских бомбардировщиков "Бленхейм", которые шли на бомбардировку передовых позиций Роммеля. На высоте примерно 1000 метров обнаружили группу из десяти "Харрикейнов", которая прикрывала бомбардировщики, и решительно атаковали ее. Марсейль выбрал для себя крайний левый "Харрикейн" и с дистанции 120 метров открыл огонь. Британский самолет опрокинулся на спину, из него вылетело облако бензина, он вспыхнул, вошел в плоский штопор и врезался в землю. Эффектная победа! Кстати, это была и первая победа третьего отряда в Африке. Строй британских бомбардировщиков рассыпался и они стали освобождаться от бомб. Тем временем Марсейль погнался за другим "Харрикейном". Тот отчаянно маневрировал, пытаясь оторваться от настойчивого немца. Марсейль изготовился к стрельбе и крикнул своему ведомому Пёттгену, что бы он следил за падением противника. Но Пёттген что-то настойчиво и неразборчиво передавал по радио. Марсейль оглянулся и увидел, что их сверху атакуют четыре "Харрикейна". Резким боевым разворотом Марсейль вышел в лоб группе противника и с дальней дистанции открыл огонь по ведущему первой двойки. Тот от неожиданности шарахнулся в сторону, развернулся и стал уходить в юго-восточном направлении. Группа последовала за ним, не приняв боя. Горючего оставалось мало и Марсейль не стал преследовать врага.
Третий боевой вылет, который Марсейль совершил в этот день перед заходом солнца, мог закончиться для него весьма плачевно. "Харрикейны" в этом бою были очень агрессивны и чувствовалось, что ими управляет опытная рука. Когда немецкие летчики попытались приблизиться к бомбардировщикам, которые уже выстроились для бомбометания, их решительно перехватила группа из шести "Харрикейнов". Одновременно сверху немцы были атакованы четверкой истребителей. Еще выше поблескивала на солнце двойка самолетов противника, которые контролировали ситуацию и в любой момент могли вмешаться в бой. Марсейль решил, что наверху остался их командир и стал набирать высоту. Англичанин то же пошел наверх, но было видно, что он внимательно наблюдает за действиями Марсейля. Позиция немецкого летчика была очень невыгодной - противник в любой момент мог его атаковать. Вот он делает крутой разворот и бросает машину вниз. Расстояние между самолетами соперников стремительно сокращается. Марсейль понимает, что не может взять противника в прицел и, пытаясь избежать прицельной атаки, делает две восходящие бочки. Мощности мотора явно не хватает, самолет плавно переворачивается на крыло и устремляется вниз, но этого маневра оказалось достаточно для ухода от трассы противника. "Харрикейн" проносится рядом и тут же начинает разворачиваться в сторону Марсейля. Чувствовалось, что истребителем управляет классный летчик. Через мгновение он зашел в лоб и в его крыльях засверкали огоньки. Марсейль инстинктивно пригнулся, над его головой прошла трасса и ударила в бронезаголовник. В лицо хлынул тугой поток холодного воздуха, двигатель захлебнулся и замолк. Самолет провалился вниз. Марсейль понимал, что противник его просто так не оставит и, имитируя смерть, бросил ручку управления. Истребитель вошел в штопор. Огромные перегрузки не давали возможности выбраться из кабины, а земля стремительно приближалась. С огромным трудом Марсейлю удалось вывести самолет из штопора и совершить посадку на "живот". Как позже стало известно, пилотом того "Харрикейна" был знаменитый су-лейтенант Джеймс Денис из отряда "Свободная Франция", который входил в состав 73-й эскадрильи RAF. Самолет Марсейля получил более тридцати попаданий.
Согласно британским источникам, к 25 апреля 1941 года в составе 73-й эскадрильи осталось только четыре исправных самолета. Эскадрилья была отправлена на пополнение, а исправные истребители переданы в 6-ю эскадрилью, которая в одиночестве осталась защищать воздушное пространство над Тобруком.
Все боевые друзья отмечали, что Марсейль обладает исключительно острым зрением. Говорили, что он мог в течение тридцати секунд смотреть на солнце. 28 апреля 1941 года Марсейль с блеском подтвердил это во время боевого вылета в район Тобрука. Находясь на высоте 3000 метров, он передал сообщение, что атакует противника и вместе с ведомым Пёттгеном стал пикировать в сторону побережья. Летчики группы с удивлением оглядывали пустынное небо, оживленно переговариваясь по радио по поводу странного сообщения и последующего маневра Марсейля. Внезапно все увидели объятый пламенем двухмоторный самолет, который вскоре рухнул в море. Это был бомбардировщик "Бленхейм" из 45-й эскадрильи RAF и вторая победа Марсейля в Африке.
1 мая группа из восьми истребителей стартовала в сторону Тобрука на "свободную охоту". Над городом барражировали шесть "Харрикейнов", которые попытались атаковать звено Хомута. Но их перехватило звено Марсейля. В скоротечном бою он сбил один "Харрикейн" и тут же атаковал второй. Тот пытался переворотом уйти из под удара, но короткая очередь Марсейля сразила и его - не выходя из перевернутого положения, "Харрикейн" врезался в землю. Это были 10 и 11 победы. В этом бою отличился и командир третьего отряда Хомут - он так же сбил два самолета (16 и 17 победы).
В мае 1941 года за 14 побед в воздухе Марсейлю было присвоено звание лейтенант. Как офицер, он имел право иметь денщика. Из всех предложенных ему кандидатур, Марсейль выбрал чернокожего Матиаса из Трансвааля, который так искренне заботился о нем, что вскоре они стали настоящими друзьями.
В конце месяца прибыло подкрепление. На аэродром Гацала прилетели шесть Bf 109 из 7./JG 26, которые в течение месяца вместе с I./JG 27 воевали против британских самолетов. В середине июня британские войска начали наступление и их авиация, в свою очередь получив подкрепление, усилила давление в районе Тобрука.
До сентября месяца Марсейль сбил еще семь самолетов, доведя свой счет до 18 побед.
Чистое небо Северной Африки и практически неограниченная видимость сильно затрудняли внезапную атаку. Большинство сражений заканчивались, как правило, водоворотом воздушных поединков на средних и малых высотах, при которых редко удавалось избежать стрельбы с упреждением. Поэтому Марсейль пришел к выводу, что необходимо научиться стрелять под любыми углами атаки. Боевые товарищи рассказывали, что Марсейль постоянно работал над повышением техники пилотирования и навыков в стрельбе. Он упрашивал своих друзей проводить с ним учебные воздушные бои и часто после возвращения из боевого задания над аэродромом устраивались показательные бои, в которых против Марсейль выступали сразу несколько летчиков его группы. Согласно тактическим наставлениям, немецким пилотам-истребителям рекомендовалось в бою придерживаться максимальной мощности двигателя, чтобы затруднить врагу прицеливание, а также чтобы быстро набирать скорость, потерянную во время крутых маневров. И в этом случае Марсейль проявил нестандартный подход к делу. Очень часто для того, чтобы занять выгодную позицию, он не только убирал газ, но и выпускал закрылки, чтобы уменьшить радиус виража самолета. Его мастерство неуклонно росло.
С самого начала Марсейль показал себя выдающимся мастером воздушной акробатики. Хотя высший пилотаж, как таковой, не столь уж важен для летчика-истребителя, но он дает последнему больше уверенности в себе, позволяет ему лучше познать и ощутить машину, а также предоставляет пилоту возможность действовать с максимальной отдачей, независимо от сложившейся ситуации.
24 сентября 1941 года Марсейль сбил пять самолетов противника. Утром он вылетел на перехват большой группы бомбардировщиков "Мэрилэнд", которые шли бомбить аэродром Гамбут, и, в завязавшейся схватке, сразил один из них. После обеда поступил приказ о сопровождении бомбардировщиков, направляющихся в район Тобрука. Третий отряд в полном составе ушел на задание. На подходе к Тобруку произошла встреча с "Харрикейнами". Марсейль зашел со стороны солнца и атаковал один из самолетов противника, который после короткой очереди задымил и пошел к земле. Сделав разворот, Марсейль стал заходить в хвост следующему "Харрикейну", но тот заметил опасность и энергичным маневром вышел из-под удара. В это время сверху Марсейль атаковала пара британских истребителей, но Пёттеген выходом в лоб вынудил противника уйти в сторону. Марсейль набрал высоту и огляделся - в воздухе творилось невообразимое. Соперники разбились на пары и отчаянно дрались. Вдруг Марсейль заметил ниже себя стремительно приближающуюся четверку "Харрикейнов", которая могла решительно изменить ситуацию в воздухе. Самолеты противника легли в глубокий вираж и изготовились для атаки. Нельзя было терять ни секунды. Марсейль, используя преимущество в высоте, резко спикировал и дал очередь по последнему самолету противника, тот вспыхнул и заштопорил. Не мешкая, Марсейль перенес огонь на следующий истребитель. От него отлетел капот двигателя и он круто пошел вниз. Оставшаяся пара, почувствовав опасность, переворотом вышла из боя. Марсейль пошел за ними. На низкой высоте "Харрикейны" вышли из пике и здесь Марсейль поймал в прицел ведущего - огненная трасса прошила в фюзеляж, самолет снова вошел в пикирование и, не выходя из него, врезался в землю.
Согласно британским данным в период с 15 июня до середины октября 1941 года потери RAF в том районе боевых действий составили 198 самолетов. Немецкая сторона за этот же период заявила 109 побед, которые одержали летчики I./JG 27 и 7./JG 26.
В октябре 1941 года на помощь первой группе с Восточного фронта прибыла II./JG 27. Аэродром Гацала был слишком мал для дислокации двух групп, поэтому в срочном порядке была проведена его реконструкция.
18 октября началось зимнее наступление британских войск. Части Роммеля вынуждены были отступать.
20 ноября пилоты I./JG 27 в очередной раз доказали свое убедительное превосходство в воздухе. В этот день они перехватили девятку бомбардировщиков "Мэрилэнд" из 21-й эскадрильи SAAF (ВВС Южно-Африканского Союза) и четыре из них сбили. Лейтенант Ганс-Арнольд Штальшмидт записал на свой счет три самолета. Этот бой стал известен, как "черный четверг" и был описан в дневнике группы: "Южно-африканцы едва ли поняли, что с ними произошло. Тактически все было выполнено безупречно. У них создалось впечатление, что над линией фронта их прошерстили огненными граблями. Бомбардировщики стали срочно освобождаться от бомб, а затем пикированием попытались уйти от атаки, но все было напрасно. Штальшмидт во главе группы зашел им в хвост и ударил по ближайшему самолету. Крыло загорелось, бомбардировщик накренился и пошел к земле. Надо отдать должное стрелку падающего бомбардировщика, который вел огонь по нашим самолетом до взрыва на земле. Штальшмидт сделал разворот и нанес удар по следующему самолету, тот вспыхнул и рухнул вниз. Штальшмидт перенес огонь на ведущего группы бомбардировщиков и сбил его. (Как потом установили историки - это был майор Стюарт.) "Мэрилэнды" на бреющем стали уходить в направлении своего аэродрома. Штальшмидт еще около 100 километров преследовал их строй, расстреливая один из бомбардировщиков (предположительно лейтенанта Мак Дональда, самолет которого получил более ста попаданий и был списан после аварийной посадки), но тому удалось уйти.
22 ноября 1941 года третий отряд, имея восемь самолетов, вылетел на сопровождение своих бомбардировщиков. На пути к месту встречи немецкие пилоты заметили 16 "Харрикейнов", которые шли значительно ниже них. Англичане, обнаружив "Мессершмитты", тут же стали образовывать оборонительный круг. Пока немцы раздумывали, что делать, Марсейль ринулся вниз и сходу сбил один из "Харрикейнов". Затем он перенес огонь на другого противника, который вспыхнул и тут же взорвался. В образовавшейся неразберихе, Марсейлю удалось сразить еще одного. Англичане, наконец, выстроили круг. Марсейль ушел вверх и стал заходить на противника со стороны солнца. Наконец-то командир отряда Хомут вышел из оцепенения и дал команду атаковать. Восемь истребителей бросились на врага. "Харрикейны" не выдержали и круг рассыпался. В скоротечной схватке Марсейль сбил еще два самолета, а его товарищи - три. Оставшиеся восемь "Харрикейнов" на максимальной скорости ушли на свою базу.
2 декабря фельдмаршал Кессельринг за 33 победы вручил Марсейлю Золотой Немецкий Крест.
К 7 декабря англичане приблизились к аэродрому Аин-Эль-Гацала и обе группы были вынуждены срочно передислоцироваться на новый аэродром Тмини.
10 декабря истребители первой группы перехватили шесть "Бостонов" и два из них сбили. Еще три, сильно поврежденных, бомбардировщика со снижением ушли на свою территорию. Все немецкие пилоты были убеждены, что подбитые самолеты не дотянули до своей базы, но по единодушному мнению эти "Бостоны" не были записаны в список побед.
11 декабря здесь приземлилась третья группа и JG 27 стала полностью укомплектована. На следующий день JG 27 была перебазирована на аэродром Дерна.
13 декабря начались воздушные бои. В этот день в 16.00 Марсейль вылетел с Пёттгеном на боевое задание. Через несколько минут после старта он встретил четыре британских истребителей P-40 "Томагавк", которые со стороны солнца атаковали пару Марсейля. Но тот успел развернуться и с передней полусферы снизу пошел в атаку на первую пару "Томагавков", ведя прицельный огонь по ведущему. Противник правым разворотом пытался выйти из-под огня, но Марсейль, используя лучшую маневренность Bf 109, зашел в хвост англичанину и сбил его. Остальные самолеты противника вышли из боя. Возвращаясь домой, Марсейль заметил в разрывах облаков пару "Томагавков" и, незаметно подойдя к ведомому, короткой очередью послал его к земле. В этом бою так же отличились Герхард Хомут и Герберт Кренцке, сбившие по одному самолету. Немцы тоже понесли потери - были сбиты Герхард Волькельман из JG 53 и Альберт Эспенлауб (14 побед) из I./JG 27. Последний попал в плен и был убит при попытке к бегству.
Опыт предыдущих боев пошел летчикам-истребителям союзной авиации на пользу и они все чаще стали использовать тактические приемы немцев и, особенно такой незатейливый, но чрезвычайно эффективный - "ударил и удирай". 15 декабря II./JG 27 понесла тяжелую потерю, неожиданно вынырнувшая из облаков пара истребителей противника атаковала самолет командира группы Липперта и сбила его. Во время аварийной посадке он был смертельно ранен и умер в госпитале союзников.
Союзная авиация постоянно пыталась наносить удары по аэродрому Дерна. 17 декабря группа "Бленхеймов" в сопровождении восьми "Харрикейнов" неожиданно атаковала аэродром. Когда последний самолет противника отбомбился, последовал приказ на вылет. Первая группа быстро стартовала и уже через 15 минут настигла вражеские самолеты, которые, позабыв об опасности, шли домой растянутой колонной. В завязавшемся скоротечном бою было сбито пять истребителей противника, два из которых были записаны на счет Марсейля. В этот же день он заболел тропической лихорадкой и в течение месяца не принимал участия в боевых действиях.
На следующий день британские войска вплотную подошли к аэродрому Дерна и JG 27 пришлось срочно эвакуироваться. Неунывающие механики написали на стене командного пункта: "Мы вернемся! Счастливого Рождества!" Частая смена аэродромов продолжалась до середины января 1942 года. Авиация испытывала острейшую нехватку топлива. 21 января Роммель начал контрнаступление.
7 февраля 1942 года JG 27 перебазировалась на аэродром Мартуба и снова начались ожесточенные воздушные бои. Немецкие летчики совершали по 5-6 вылетов в день. На следующий день в 7.15, возвращаясь с боевого задания, Марсейль вблизи собственного аэродрома встретил группу "Харрикейнов", которая его атаковала. Руководитель полетов успел передать по радио об опасности. Марсейль, оглянувшись, увидел семь "Харрикейнов", заходящих ему в хвост. Не раздумывая, он бросил свой самолет вниз, "Харрикейны" толпой пошли за ним. На низкой высоте над аэродромом Марсейль вывел свой самолет из пике и сразу пошел на боевое разворот. "Харрикейны", как и следовало ожидать, значительно отстали. Выровняв самолет и осмотревшись, Марсейль обнаружил, что британцы находятся существенно ниже его. Выбрав себе цель, он стремительно ринулся вниз и открыл огонь. Атакованный "Харрикейн" рухнул на аэродром. Вся 27-я эскадра с напряжением наблюдала за происходящим. Оставшаяся шестерка "Харрикейнов" развернулась и стала уходить. Все решили, что теперь Марсейль зайдет на посадку, но не тут то было, он сделал разворот в ту же сторону и исчез. Через некоторое время над аэродромом опять послышался гул моторов и стрельба из пулеметов. Все изумленно уставились в небо - на большой скорости Марсейль пикированием уходил от преследовавшей его шестерки "Харрикейнов". Теперь противник действовал более грамотно. Зажав Марсейля в "клещи", британские пилоты методично обстреливали его самолет. Точно над центром аэродрома, набрав большую скорость, Марсейль свечой устремился вверх. "Харрикейны", в азарте боя повторяя предыдущую ошибку, опять пошли за немецким пилотом. Здесь следует отметить, что "Харрикейн" сильно уступал "Мессершмитту" в скороподъемности и не мог вести равный бой на вертикалях. Оторвавшись от противника, Марсейль развернул свой самолет и в лоб атаковал ведущего первой пары. Короткая очередь разворотила правое крыло, самолет кувыркнулся и грохнулся у дороги, ведущей к аэродрому. Не давая опомниться противнику, Марсейль стремительно стал заходить в хвост ближайшему самолету противника. Тот шарахнулся в сторону, прижался к земле и мгновенно скрылся за горизонтом. Остальные "Харрикейны" последовали за ним. Неописуемый восторг охватил всех присутствующих на аэродроме - на их глазах Марсейль продемонстрировал выдающееся летное мастерство, хотя многие летчики были склонны думать, что увиденное, особенно вторая часть боя, было тщательно спланированной акцией, любящего внешние эффекты немецкого летчика. Эту мысль подтверждала и хитрая улыбка на физиономии Марсейля, когда его триумфально несли к палатке командира эскадры.