Ступа и ледник.
(часть 2) (начало)Тяга к кочевой жизни подразумевает определённый дискомфорт. В нашем случае он наступал постепенно. По мере удаления от стольного града Лхасы, где то вдали растворялись и признаки цивилизации. Постепенно исчезали интернет, горячая вода из крана, электричество и тёплый туалет. На смену им пришли свечи, земляной пол гестхаусов, тёплый спальник, газовые горелки и сублимированные продукты. Неизменным оказался только Чайна мобайл, вплоть до базового лагеря Эвереста труба работала!
Монастырь Гонден.
Старые, опытные альпинюги говорят, помереть мы тебе не дадим, но комфортные условия создаёт каждый для себя! Вот и создавали как могли. Скрашивая богатство китайско-тибетской кухни российским горьким шоколадом, сухой колбаской и салом. С голодухи умереть в Тибете сложно. Во первых, благодаря засилью китайских рестораторов, вам предложат всё что душа пожелает, НО! Только на китайском языке. Поэтому выглядишь немтырём и тычешь пальчиком в соседскую тарелку, мол хочу такое же, или в картинку в меню (если есть). Тибетская кухня в высокогорных районах не блещет разнообразием, это вариации мяса яка с лапшой и рисом, сдобренные чахлой зеленью. Всё это готовится на печках, которые топятся сушеным дерьмом яка.
Заготовка топлива.
Вообще топливная проблема стоит в Тибете остро и пахнет дурно. Отопление жилищ и готовка пищи, как много веков назад, производится посредством сжигания сушёного ячьего навоза. Что делать, газ привозной, дров нет.
Озеро Намцо.
Скалы озера Намцо.
Теперь о высоком. Да горы высоки, все-таки - крыша мира. Но культурные ценности и духовные потребности превыше всего.
Наш адаптационный период проходил в основном в Лхасе и её окрестностях. Так как город столичный, то и жизнь духовная должна быть сосредоточена в нём. Но всё не так просто.
При всём обилии монастырей и памятников культуры, дух буддизма вытесняется другими идеалами, которые принесли в Тибет китайцы. Быть в Лхасе и не посетить Поталу (резиденцию далай-ламм) - немыслимо. Вот и мы посетили. Если вековые традиции превратили Поталу в дом-склеп, то культурная революция в дом-музей. Каждый далай-лама, достигая вершины карьерного роста, приступал к строительству собственных покоев, пристраиваемых к существующему дворцу. Там же он и обретал вечный покой. И всё начиналось по новой, новый далай-лама - новый кусочек Поталы, новая усыпальница. По-моему, только последний далай-лама, избежал этой участи, переехав на новое место жительства, но не по своей воле. Нам, наверное, тяжело понять, как можно жить в одном доме с покойником.
Лхаса. Потала.
Потала днём.
Молельщицы Поталы.
Вообще отношение к смерти у тибетцев своеобразное. Один обряд небесного погребения чего стоит. Это когда новоприставившегося расчленяют и скармливают птичкам. Наверное, в основе этого всё же лежит нехватка топлива, необходимого для кремации и скальные грунты, неблагоприятные для погребения. Но всё же, как романтично!
Ритуальные чаши сделанные из черепных коробок. Сувениры :)
До сих пор тибетцы рисуют на скалах лестницы в небо, дабы облегчить путь душам умерших.
Наверное, нет смысла углубляться в религиозные изыски, но основа всех религий, не исключая буддизма, есть учение о жизни и смерти. Проводниками и учителями всегда являлись служители культа, а культурными центрами монастыри. Культурная революция в Китае разрушила до 70-80% монастырей и уничтожила сотни тысяч, а может и миллионы монахов. Поэтому сложно говорить о преемственности поколений и учений. Наверное, она есть, поскольку вера простых тибетцев глубока и искренна, но в большей части монастыри восстановлены, т.е. новодел, который и приносит тот самый доход в бюджет региона. Платить приходится за всё, за вход, за право фотографировать. Причём, случается так, что за фотографирование в каждом помещении приходится платить отдельно.
(часть 4)