Украина создает целую сеть подземных заводов военно-промышленного комплекса с целью скрыть их от наблюдения российских спутников и беспилотников. Работой руководит министр стратегических отраслей промышленности Украины Александр Камышин.
Об этом пишет испанская газета El Mundo.
Некоторые заводы маскируют декорациями. Персонал тщательно проверяют, чтобы не было информаторов РФ.
Согласно информации газеты, на таких скрытых заводах сегодня выпускают боеприпасы и дроны для украинских вооруженных сил, а также противотанковые ракеты "Стугна" и "Нептун".
Издание пишет, что строительством новых предприятий Украина хочет не только уменьшить зависимость от западной помощи, но и стать главным оружейным экспортером в Европе.
Благодаря таким заводами объемы военного производства в Украине уже выросли в три раза с прошлого года.
(
......)
.....................................................................................................................................
На первый осмотр легендарного подземного ракетного завода "Миттельверк" мы затратили почти два дня. Миттельверк дословно переводится "средний завод" или "завод, находящийся посередине". Он действительно находился в середине Германии. Строительство этого завода шло под шифром "Миттельбау" - "Средняя стройка". Оно началось в 1942 году, еще до удачных стартов ракет Фау-2 (или А-4). Не потребовалось сильно углубляться в землю. Строители удачно использовали естественный рельеф. Лесистый холм, который местная география гордо именует "гора Кокштайн", возвышается в четырех километрах от Нордхаузена почти на 150 метров над окружающей местностью. Известковые породы, составляющие начинку этой горы, легко поддавались проходке. В горе по диаметру основания были прорублены четыре сквозные штольни, каждая длиной по три с лишним километра. Все четыре штольни соединялись 44 поперечными штреками. Каждая штольня была отдельным сборочным производством. Две левые штольни были заводами авиационных турбореактивных двигателей БМВ-003 и ЮМО-004. Эти двигатели уже в 1942 году были доведены до состояния, пригодного для 76 серийного производства. И здесь немцы обогнали нас, англичан и американцев. Но по чьейто (для нас, конечно, выгодной) глупости, они этим преимуществом не воспользовались и не запустили в крупносерийное производство реактивные двухмоторные "Мессершмитты" Ме262, которые оснащались этими двигателями. Эти самолеты в небольшом количестве появились на фронтах только в конце войны. В послевоенных мемуарах немецкие генералы писали, что якобы лично Гитлер долгое время был категорически против использования этих самолетов. Вот так упрямство диктатора приносит неоценимую пользу его смертельным врагам. Третья штольня служила для производства "крылатых бомб", или, по-современному, крылатых ракет Фау-1, массовое производство которых началось в 1943 году. Только четвертая штольня служила для сборки и испытаний ракет А-4. В каждую штольню прямо с поверхности мог закатываться железнодорожный состав, подвозивший материалы. Он выезжал с другого конца, загруженный готовой продукцией. Штольня для сборки ракет А-4 была шириной более 15 метров, а высота в отдельных пролетах достигала 25 метров. В этих пролетах производились так называемые вертикальные "генеральдурхшальтферзухпрюфунг". Мы потом это перевели и узаконили - надолго для всех ракет - как генеральные вертикальные испытания. Но до этого проводились горизонтальные испытания. Они не имели приставки "генераль". В поперечных штреках производили изготовление, комплектацию, входной контроль и испытания подсборок и агрегатов до их монтажа на главной сборке. Осмотр штолен и штреков затруднялся тем, что освещение частично было повреждено, как нам сказали, по приказу американцев. Горели только "дежурные" светильники. Поэтому ходить по заводу следовало очень осторожно, чтобы не провалиться в какую-либо технологическую яму или не разбиться об остатки неубранных ракетных деталей. Мы обратили внимание на большое количество беспорядочно разбросанных составных частей ракет. Можно было без труда насчитать десятки "хвостов", боковых панелей, средних частей, баков и т.д. Немец, которого представили как инженера-испытателя на сборке, сказал, что завод работал на полную мощность практически до мая. В "лучшие" месяцы его производительность доходила до 35 ракет в день! Американцы отобрали на заводе только полностью собранные ракеты. Таких скопилось здесь более сотни. Они даже организовали электрические горизонтальные испытания, и все собранные ракеты до прихода русских погрузили в специальные вагоны и вывезли на запад - в свою зону. "Но здесь еще можно набрать агрегатов на 10, а может быть, и 20 ракет". Немцы сказали, что все специальное чисто ракетное испытательное технологическое оборудование было вывезено. Но обычные станки и типовое оборудование общего назначения во всех цехах остались не тронутыми. Богатым заморским охотникам за ракетными секретами даже самые совершенные металлорежущие станки не были нужны>
В штольне Шмаргун (освобожденный заключенный проводивший экскурсию) обратил наше внимание на перекрывавший всю её ширину мостовой кран над пролётом для вертикальных испытаний и последующей погрузки ракет. К крану были подвешены две балки по ширине пролёта, которые опускались при необходимости до высоты человеческого роста. На балки крепились петли, которые накидывались на шеи провинившихся или заподозренных в саботаже заключенных. Крановщик, он же палач, нажимал кнопку подъёма и сразу свершалась казнь через механизированное повешение до шестидесяти человек. На глазах у всех «полосатиков», так именовали заключенных, при ярком электрическом освещении под толщей в 70 метров плотного грунта давался урок послушания и устрашения саботажников
(
......)