Всякое политическое направление, для того чтобы сделаться действительною общественною силой, должно быть организовано. Это одно дает ему способность действовать на практическом поприще. Неорганизованное общественное мнение представляет только хаос разноречащих взглядов и направлений, который в данную минуту, под влиянием известных течений, увлекается иногда в одну сторону с неудержимою силой и в таком случае может получать решающее влияние на ход дел, но который в обыкновенном порядке вещей неспособен служить опорою для какой-либо правильной политической деятельности. Каждый может черпать из него все что хочет.
Уловить его часто нет возможности, ибо у него нет признанных органов, а те, которые громче других поднимают голос и тем привлекают к себе внимание, часто вовсе не представляют господствующего направления. В этом нестройном хоре истина перемешивается с ложью, здравые понятия - с туманными представлениями и упорными предрассудками, а трезвый голос всего менее имеет шансов быть услышанным. Таков характер общественного мнения даже в стране с таким высокоразвитым политическим пониманием, как Англия. "Это великое смешение безрассудства, слабости, предрассудков, ложных чувств, верных чувств, упорства и газетных статей, которое называется общественным мнением", - писал сэр Роберт Пиль в 1820 году, когда еще демократизация общества не усилила темных сторон этого элемента, играющего в свободных странах первенствующую политическую роль.
Для того чтоб из этого нестройного говора образовать прочную политическую силу, нужна организация партий. Она заменяет собою прежние сословные и корпоративные связи, разделяя общество не по происхождению, не по интересам, а по идущим сверху донизу политическим направлениям. Это составляет необходимое условие всякой сколько-нибудь развитой политической жизни, и к этому она неизбежно приводит. Если люди хотят действовать вместе, они должны организоваться.
Однако далеко не все общество примыкает к организованным партиям. Последние всегда составляют меньшинство, даже в тех странах, где политическая жизнь достигает наибольшей интенсивности и распространяется до самых глубоких слоев. Вне организованных партий всегда остается нейтральная масса, которая, примыкая к той или другой стороне, дает ей перевес.
Этим объясняется смена партий в парламентской борьбе, и это составляет великое благо, ибо партии, увлекаемые своими страстями и односторонними взглядами, часто упускают из виду общественную пользу. Нейтральное мнение стоит между ними как беспристрастный судья, которого голос имеет решающее значение. Но если эта неустроенная масса своим весом решает победу, то сама по себе она к действию совершенно неспособна.
Это признают все серьезные наблюдатели политической жизни. "Масса неорганизованного мнения", - говорит Брайс, - "совершенно бессильна против сплоченных партий"
*(100). Поэтому если последние преследуют свои частные цели и одинаково вредны для общества, то честным людям остается только образовать новую партию с самостоятельным устройством, но это стоит неимоверных усилий и часто все-таки не венчается успехом, ибо издавна организованные партии имеют свои хорошо известные им пути, орудия и способы действия, с которыми бороться весьма мудрено.
Политическая жизнь в Соединенных Штатах представляет тому чрезвычайно поучительные примеры. Отсюда необходимость для всех честных граждан, принимающих живое участие в делах своего отечества, примкнуть к той или другой политической организации и стараться направить ее к общему благу. Держаться в стороне от партий значит обрекать себя на бессилие. Это возможно для теоретика, но не для практика.
Организация партий, так же как и самого государственного управления, может быть двоякая: центральная и местная. Первая имеет ввиду совокупную деятельность в парламенте, вторая - главным образом подготовку выборов.
Журнал «Эксперт» о Борисе Николаевиче Чичерине Система ГАРАНТ:
http://base.garant.ru/3948892/87/#friends#ixzz458eBYQBU