В РФ диктатура закона, а с у нас законом никаких проблем, под новый год можно столько наштамповать в самых разнообразных коммерческих интересах, что всякие вопросы о практике применения этих законов отпадают сами собой. Правовое положение простых граждан, потребителей госуслуг, пенсионеров, работников предприятий, жильцов, пайщиков и вкладчиков последовательно зажимаются под теми или иными соусами округлых формулировок, допускающих расширительное толкование и применение. Комментировать каждую из указанных ниже новелл долго и муторно, суть у них одна: зажимание прав широких слоёв населения и за счёт этого расширение прав властей, чиновников, крупных компаний и силовых ведомств, в каких бы формах видимого послабления и либерализма это ни происходило.
- Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 446-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Уточнен порядок предоставления земли крестьянским фермерским хозяйствам.
Изменения касаются предоставления участков государственной или муниципальной собственности с/х назначения крестьянским (фермерским) хозяйствам (КФХ).
Заявления о получении земель для осуществления КФХ деятельности, для ее расширения представляют главы фермерских хозяйств или зарегистрированные в качестве юрлиц фермерские хозяйства. Можно приложить документ о госрегистрации.
Для аналогичных целей участок вправе получить гражданин, изъявивший соответствующее желание. Для него действует общий порядок.
Внесены изменения в некоторые законодательные акты, в том числе в ЗК РФ, в ГК РФ, в Закон об обороте земель с/х назначения по вопросам деятельности КФХ.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г.
- Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 445-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности гидротехнических сооружений"
Как быть с бесхозяйными гидротехническими сооружениями?
Изменениями затронуты вопросы обеспечения безопасности гидротехнических сооружений.
Закреплен ряд положений о т. н. бесхозяйных сооружениях. Речь идет о тех, у которых нет собственника или он неизвестен. От права собственности на объекты отказались.
Правительство РФ вправе определять федеральные органы исполнительной власти, устанавливающие требования к содержанию правил эксплуатации сооружений. Утверждать порядок их консервации и ликвидации. Предусматривать процедуру эксплуатации бесхозяйных объектов. Капремонт последних будут проводить органы исполнительной власти регионов, на территории которых они находятся.
Введены положения о техническом расследовании причин аварии сооружения. Будет создана специальная комиссия, возглавляемая представителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на государственный надзор в области безопасности объектов.
Закреплены общие правила консервации и ликвидации сооружений. - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
В России заработает федеральная информационная адресная система.
Закон предусматривает формирование федеральной информационной адресной системы.
Изначально она была создана на основании распоряжения Правительства РФ в целях унификации адресной информации и обеспечения ее бесплатного предоставления органам госвласти, физическим и юридическим лицам. Однако законодательно не было установлено, как присваиваются, корректируются и аннулируются адреса объектов.
Закреплен единообразный подход к составу и структуре адресной информации. Порядок присвоения, изменения и аннулирования адресов объектов недвижимости, требования к адресной информации должно устанавливать Правительство РФ. Предусмотрено ведение государственного адресного реестра.
Перечислены функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, а также органов власти регионов, органов местного самоуправления, связанных с наполнением системы и ведением реестра, а также предоставлением сведений заинтересованным лицам.
Закреплен порядок назначения оператора системы. Последняя размещается на его официальном сайте. В этом случае необходимые данные можно получить без направления запросов и взимания платы.
Если сведения изложены на бумаге или представляют собой обобщенную информацию, то услуга будет платной.
Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2014 г. - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"
В сфере соцобслуживания населения сделан упор на профилактику и индивидуальный подход.
В законе четко прописаны принципы, условия и порядок предоставления, а также состав и содержание социальных услуг.
Определены основания для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Это наличие обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности лица. Например, частичная или полная утрата способности к самообслуживанию и/или передвижению; наличие в семье инвалида, нуждающегося в постоянном постороннем уходе; внутрисемейные конфликты; насилие в семье; беспризорность несовершеннолетних; отсутствие определенного места жительства, работы и средств к существованию.
Основанием для предоставления соцобслуживания может быть заявление как самого гражданина, так и его законного представителя, иных лиц, органов и общественных объединений.
Особый упор сделан на профилактику нуждаемости граждан в соцобслуживании. Вводится социальное сопровождение. То есть гражданам при необходимости могут оказать содействие в получении необходимой медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.
Закрепляется принцип осуществления соцобслуживания исходя из индивидуальной нуждаемости в соцуслугах. Последние могут предоставляться в стационаре, полустационарных условиях и на дому. Предусмотрена разработка индивидуальной программы оказания соцуслуг.
В неотложных случаях могут оказываться срочные социальные услуги (обеспечение бесплатным питанием, одеждой и предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилья, юридической и экстренной психологической помощи и др.).
Согласно закону платность соцуслуг, предоставляемых в полустационарных условиях и на дому, базируется на адресном подходе к их получателям и зависит от уровня их среднедушевого дохода. Ограничивается предельный размер платы за соцуслуги. При этом закреплено, что новые условия предоставления соцуслуг не должны ухудшить положение тех, кто имеет право на их получение в настоящее время. В том числе это не должно привести и к повышению платы за услуги для указанных лиц.
Бесплатно соцуслуги оказываются следующим категориям. Во всех формах - несовершеннолетним детям, а также пострадавшим от чрезвычайных ситуаций и вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов. На дому и полустационарной форме бесплатно могут получать соцуслуги граждане, чей среднедушевой доход ниже установленной величины. Размер предельного среднедушевого дохода для предоставления соцуслуг бесплатно будут определять региональные власти (но не менее 1,5 регионального прожиточного минимума).
Прописаны права и обязанности поставщиков и получателей соцуслуг, предусмотрено ведение реестра поставщиков и регистра получателей.
К оказанию соцуслуг привлекут бизнес. Вводится общественный контроль в сфере соцобслуживания.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г. - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 440-ФЗ "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "Об инновационном центре "Сколково"
"Сколково": отложено введение одного из условий, предъявляемых к участникам проекта.
Внесены поправки в Закон об инновационном центре "Сколково".
Одним из условий предоставления статуса участника проекта создания и обеспечения функционирования Центра является следующее. Постоянно действующий исполнительный орган юрлица, а также иные органы или лица, которые вправе действовать от его имени без доверенности, постоянно находятся на территории Центра.
Первоначально планировалось применять это условие с 1 января 2014 г. Теперь его введение отложено до 1 января 2016 г.
Таким образом, срок, в течение которого не потребуется размещать на территории "Сколково" исполнительные органы организаций, а также иные органы или лиц, имеющих право действовать от их имени без доверенности, продлен на 2 года.
Поправки вступают в силу со дня официального опубликования. - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 441-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
Исполнительное производство: повышение минимальной суммы исполнительского сбора и другие изменения.
Поправки направлены на совершенствование исполнительного производства.
Уточняется порядок направления извещений участникам исполнительного производства. Так, лицо считается проинформированным, если повестка направлена по последнему известному месту его жительства или сообщенному им адресу (включая электронный), даже если оно ее не получило. В повестке помимо прочего приводят адрес сайта службы судебных приставов и контактные номера телефонов.
Судебных приставов-исполнителей освободили от обязанности прилагать к направляемому для исполнения постановлению о возбуждении исполнительного производства копию исполнительного документа, по которому оно возбуждено. Это исключает необоснованные финансовые затраты и сокращает нагрузку на приставов.
Уточняется порядок правопреемства в исполнительном производстве.
Предусмотрена возможность повторного возбуждения исполнительного производства, которое ранее было окончено из-за отсутствия у должника имущества, в том числе в случае изменения имущественного положения должника.
Судебным приставам-исполнителям предоставляется право проводить зачет встречных однородных требований о взыскании денежных средств. Установлен порядок такого зачета.
Закрепляется процедура принудительного освобождения нежилых помещений и земельных участков от пребывания в них (нахождения на них) должника и его имущества. Конкретизирован порядок выселения из жилого помещения.
Чтобы побудить должников добровольно исполнять требования, минимальная сумма исполнительского сбора при принудительном взыскании повышена с 500 руб. до 1 тыс. руб. для граждан и с 5 тыс. до 10 тыс. руб. для организаций. А по документам неимущественного характера - до 5 тыс. и 50 тыс. руб. соответственно. Если должников несколько, сбор взыскивают с каждого.
Расширен перечень случаев окончания и прекращения исполнительного производства по взысканию штрафа за преступление.
Чтобы дать сторонам возможность оспорить в суде произведенную приставом оценку имущества, установлен срок вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию (не ранее 10 и не позднее 20 дней после вынесения постановления об оценке).
Порядок взыскания при введении в отношении должника-организации процедур банкротства приводится в соответствие с законодательством о несостоятельности. - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 439-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации"
Порядок формирования Общественной палаты нашей страны: уделено внимание некоммерческим организациям.
Внесены поправки в Закон об Общественной палате РФ.
Уточнено, что она обеспечивает взаимодействие как граждан нашей страны, общественных объединений, так и профессиональных и творческих союзов, объединений работодателей и их ассоциаций, профессиональных объединений, иных НКО, созданных для представления и защиты интересов профессиональных и социальных групп, с федеральными и региональными органами госвласти, органами местного самоуправления.
Президент РФ определяет кандидатуры 40 россиян, имеющих особые заслуги перед страной и обществом, и предлагает им войти в состав Общественной палаты. Закреплено, что не менее половины указанных кандидатур должны составлять представители НКО, созданных для представления и защиты интересов профессиональных и социальных групп.
Еще 43 члена Общественной палаты избираются по итогам рейтингового интернет-голосования. На сайте Общественной палаты объявляется конкурс по отбору ее членов от общероссийских общественных объединений (уточнено - и иных НКО) по 14 направлениям общественной деятельности.
Теперь не менее половины данных направлений будут определяться с учетом обеспечения представительства вышеназванных НКО.
Кроме того, процедура формирования нового состава Общественной палаты РФ должна начаться не позднее 30 января 2014 г. (прежде было указано 15 января).
Поправки вступают в силу с 1 января 2014 г. - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 438-ФЗ "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "О концессионных соглашениях" и Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Плату за проезд по автодорогам, создаваемым на основании концессионных соглашений, ограничили максимальным размером.
Уточнен порядок заключения концессионных соглашений, на основании которых, в частности, создаются платные автодороги общего пользования.
Концессионер за свой счет создает или реконструирует определенное имущество, а также использует его. Право собственности на вещь принадлежит или будет принадлежать концеденту. В связи с этим уточнена формулировка Закона о концессионном соглашении в части указания уполномоченных органов, имеющих право заключать договоры в отношении федеральной, региональной или муниципальной собственности. Исключено упоминание, что решения об этом принимает концедент.
В решении о заключении концессионного соглашения будет устанавливаться максимальный размер платы за проезд транспорта по платной автодороге (ее участку). Это условие должно включаться в текст договора. Предполагается, что оно будет неизменным. Исключение - законодательством установлены нормы, ухудшающие положение концессионера.
Решено ограничить максимальный размер платы его предельно допустимым уровнем, который будет утверждаться соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом госвласти региона или органами местного самоуправления.
В отношении остальных платных автодорог дорог (их участков) методика расчета и максимальный размер платы в каждом конкретном случае будут устанавливаться перечисленными органами. - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 436-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации"
Апелляционное обжалование определений суда первой инстанции: изменения в ГПК РФ.
Поправки касаются апелляционного обжалования определений суда первой инстанции.
По общему правилу, частные жалобы и прокурорские представления на такие определения рассматриваются апелляционной инстанцией без извещения лиц, участвующих в деле. Ранее это не касалось лишь определений о приостановлении и прекращении производства по делу, а также об оставлении заявления без рассмотрения.
Перечень указанных исключений дополнен еще несколькими определениями. Участников дела также должны извещать, если рассматриваются жалобы и представления на следующие определения: об удовлетворении заявления, представления о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам; о признании и принудительном исполнении решения иностранного суда; о признании и исполнении решений иностранных третейских судов (арбитражей); об отмене решения третейского суда; о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда; об отказе в этом.
Суд первой инстанции обязали направлять лицам, участвующим в деле, копии частной жалобы, представления прокурора и приложенных документов. Кроме того, должен быть назначен срок, в течение которого указанные лица вправе представить в суд свои письменные возражения (с приложением подтверждающих материалов).
Также поправки предоставляют апелляционной инстанции возможность вызывать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание, известив их о времени и месте рассмотрения частной жалобы, представления прокурора. При этом должны учитываться характер и сложность разрешаемого процессуального вопроса, а также доводы, изложенные в жалобе, представлении и письменных возражениях. - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 433-ФЗ "О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Призываешь к сепаратизму - лишишься свободы!
Вводится уголовная ответственность за публичные призывы к действиям, направленным на нарушение территориальной целостности России.
Установлены санкции в виде штрафа до 300 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо обязательных работ (до 300 часов), либо лишения свободы до 3 лет.
За те же деяния, совершенные с использованием СМИ либо Интернета, будут наказывать обязательными работами на срок до 480 часов либо лишением свободы до 5 лет.
Федеральный закон вступает в силу с 9 мая 2014 г. - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 430-ФЗ "О внесении изменений в статью 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Устранены противоречия при наказании за нарушение порядка предоставления госуслуг.
Ранее наказывали только должностных лиц федеральных органов исполнительной власти или органов государственных внебюджетных фондов; работников многофункциональных центров (иных подобных организаций). Также речь шла о сотрудниках учреждения, в котором регистрируются права на недвижимость и сделки с ним, проводится кадастровый учет.
Изменениями ответственность распространена и на должностных лиц органов исполнительной власти регионов или органов местного самоуправления, реализующих исполнительно-распорядительные полномочия. Их будут штрафовать (3-5 тыс. руб.). Изменения обусловлены следующим.
Регионы вправе устанавливать ответственность за нарушение законов и актов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Речь не идет о нормах, предусмотренных федеральным законодательством. Существуют ограничения в выборе видов административных наказаний. Кроме того, госуслуги регионы оказывают в соответствии с федеральным законодательством.
Таким образом, ранее привлечь соответствующих должностных лиц к административной ответственности было - Источник