После того как в понедельник появились сообщение о неожиданной смерти начальника военной разведывательной службы России,
Игорья Сергуна, интриги в Кремле загорелись с ещё большей силой. Сергун был относительно мало известной и непубличной фигурой, который придерживался очень сдержанной позиции в течении всей своей 30-летней карьеры, несмотря на то, что его положение во главе ГРУ (GRU) Генерального штаба Вооруженных сил, сделало его одной из наиболее значительных фигур в системе российских спецслужб.
Сергун занял должность начальника ГРУ в 2011 году, (сменив на этом посту Корабельникова )в то время, когда спецслужба находилась в состоянии ведомстсвенной, корпоративной борьюбы со своими конкурентами - Федеральной службой безопасности (ФСБ) и Службой Внешней разведки (СВР) - оба из которых пытались получить контроль, или по крайней мере, влиять на разведывательные операции в пограничных областях России. Сергун смог объединить GRU, укрепив положение военной разведывательной службы в системе российских спецслужб.
Различные спецслужбы России долго соперничали друг с другом за власть. Даже при том, что президент России Владимир Путин служил в FSB ( КГБ), он не всегда позволял агентству доминировать. Путин пытался сохранить равновесие мнжду ними - трудная задача в мире интриг и шпионажа. Это баланс был нарушен в течение прошлых двух лет, главным образом из-за событий в Украине.
Ответственость за поражение политики Кремля в связи с низвержение ангажированного президента Виктора Януковича и установление прозападного правительства в Киеве, в начале 2014, в основном легла на FSB. По сообщениям из различных источников, к середине 2014 ФСБ было реструктурировано, а GRU получило больше ответственности и полномочий на ведение операций в Украине - оскорбление для FSB.
GRU и FSB боролись друг с другом вплоть до конца 2014 и весь 2015 год за контроль над спецоперацией в Украине. Доказательства данной закулисной борьбы могли быть замечены в чехарде отставок пророссийских сепаратистских лидеров в восточной Украине и в спорадических отчетах украинской разведки.
Однако проблемы FSB Украиной не исчерпываются. Служба безопасности боролась, за поддержание своего статуса уже в пределах России, особенно в Чечне, и при этом удерживая на плаву в финансовом отношении один из самых прибыльных активов - Роснефть (Сечин). Проблемы FSB могли быть связаны и с таинственным исчезновением Путина в марте 2015 и с убийством лидера оппозиции Бориса Немцова.
Недавние события предоставляют небольшое количество подробной информации о текущем состоянии борьбы за власть. Четыре месяца назад в российских СМИ циркулировали слухи о том , что один из крупнейших покровителей GRU, Владислав Сурков, в очередной раз потерял портфель контроля за проведением операции на Украине.
В течение прошлого года Сурков, вместе с Сергуном, способствовал осуществлению стратегии так называемой гибридной войны России в восточной Украине и в координировании деятельности сепаратистских лидеров (Захарченко. Плотницкого и т.д.). Украинский разведывательный источник в прошедшие выходные утверждал, что FSB вернулся к контролю за операциями а Восточной Украине, и работе с сепаратистскими лидерами. Это может указывать на укрепление позиций FSB.
На этом фоне неожиданная смерть главы одного из крупнейших конкурентов FSB поднимает много вопросов, главный из которых -обстоятельство смерти Сергуна. Российское правительство сообщило, что у него был сердечный приступ в Москве 4 января, но источник Stratfor обладает информацией о том, что Сергун умер на Новый год в Ливане. Если это сообщение верно, то это вызывает вопросы о том, что Sergun делал в стране, которая является рассадником всех мировых разведывательных спецслужб и почему Кремль скрывает его смерть за границей?
Второй вопрос состоит в том, изменится ли российские операции в Украине. Предположительно Sergun был одним из проектировщиков гибридной стратегии войны России, но FSB может продолжить ту же самую стратегию. Также не ясно, в состояниили FSB, совместно с российскими вооруженными силами, продолжить операции в восточной Украине, если ГРУ ГШ российских вооруженных сил ослабляют или раскалывают.
Кроме того, остаётся вопрос, может ли GRU при новом лидере сохранить свою организационную структуру, особенно при наличии конкуренции с другими разведывательными службами, соперничающими за влияние. Российские СМИ уже начали распускать слухи о том, кто заменит Сергуна - любопытное развитие событий, так как он. предположительно, умер только день назад - и различные Кремлевские наблюдатели даже начали предлагать гражданских кандидатов, у которых есть личные связи с Путиным.
Если Путин будет продвигать на освободившуюся должность ультралоялиста, то это может указывать на то, что он пытается взять ГРУ под более жёсткий, личный котроль, тем самым раздражая ФСБ и другие спецсужбы.
В ближайшие месяцы будет видно как FSB воспользуется встряской GRU, вызванной смертью Сергуна в своих интересах. Состояние борьбы среди российских спецслужб представляет большой интерес в Кремле, который сильно озабочен ростом потенциала волнений в стране перед парламентскими выборами.
Контролировать и разряжать социальные напряженные это одна из основных задач FSB , но FSB уже взяло на себя много других функций, поскольку попыталось получить больше власти. Путин, вероятно, также обеспокоен борьбой за власть в преддверии следующих президентских выборов в 2018, особенно если он расчитывает принять в них участие.
У этой борьбы за власть в Кремле есть потенциал, чтобы стать одной из самых опасных вызовов будущего года и Путину и России.
(
......)
Отсебятина:
Если предположения источников Стратфора верны, то в самое ближайшее время должны полететь и креатуры
Суркова и Сергуна. Кто это может быть? Это могут быть первые лица русской весны или того, что от неё осталось: Аксёнов, Захарченко, Плотницкий и иные товарищи не справившиеся с поставленными задачами.
Версия корпоративной борьбы хороше отвлечение внимания общественности от возможных главных причин трагической гибели высокого начальника - попытка спихивания всех тряжких преступлений и собирания земель и сирийского отвлекающего манёвра с верховных лиц на погибшего/погибши, а за одно и приструнение недовольных в рядах и ВСРФ и даже спецслужб.
Если это так, то стоит ожидать завершение сирийской авантюры и переноса дискурса на что-нибудь другое, более актуальное - например экономические проблемы или каких-нибудь новых террористов из пятой колонны национал предателей.