Оригинал взят у
red_w1ne в
Коммунизм сегодняЧто значит быть коммунистом в России в 2016 году? Возможно ли это вообще? Что такое коммунизм (как идеология)?
Когда я общаюсь с людьми (особенно на работе), то стараюсь не говорить им о своих политических взглядах. Так проще: мое поколение выросло при государственном антикоммунизме, и само упоминание о том, что ты - коммунист, в лучшем случае вызовет недоумение. В худшем, а это бывает очень часто - рассказы про ГУЛАГ, миллионы расстрелянных и т.п.
В России, как известно, есть официальная коммунистическая партия - КПРФ, которая как бы представляет эту идеологию. У современных россиян зюгановцы заслуженно пользуются самой скверной репутацией трусливой, невнятной организации, давно неспособной на какие-либо политические инициативы. КПРФ практически ничем не отличается от правящей «Единой России», кроме разве что более активной советской ностальгией, которую проповедуют зюгановцы.
При всех несомненных достижениях СССР, отрицать которые могут разве что упоротые антисоветчики, отождествлять советский строй с самой идеей коммунизма все же неправильно. Советский Союз был попыткой построить другое общество, попыткой в целом, надо признать, неудачной (ярким доказательством чему служит современное российское посткоммунистическое общество). Если говорить о коммунизме в будущем, то он не может быть и не будет повторением советского опыта (который конечно необходимо учесть) или опыта других социалистических стран (также в конечном итоге неудачного).
Под неудачей советского опыта я имею ввиду не столько так любезный сердцу либералов дефицит и другие недостатки позднесоветского времени, сколько общий итог семидесяти лет советской власти: по сути, построить принципиально другое, лучшее общество так и не получилось. В Советском Союзе тоже было серьезное общественное неравенство (в том числе между Москвой и другими регионами, но не только), была эксплуатация, было много несправедливости и просто дикости. В результате СССР не только не явил собой примера «идеального» общества, но и существенно проигрывал в сравнении с западными капиталистическими странами, что стало главной причиной его столь бесславного конца.
Коммунизм - это борьба против всех форм несправедливости и угнетения. Исторически коммунисты боролись прежде всего против угнетения рабочего класса, что сохраняет свою актуальность и в наши дни, но рабочее движение не играет сейчас такой роли, как сто лет назад. Что же такое коммунизм сегодня?
Во-первых, он включает в себя т.н. общедемократические или прогрессивные требования. Это, в том числе: сокращение разрыва в доходах между богатыми и бедными, демократизация политической системы (например, изгнание из власти пожизненных диктаторов типа Путина или Эрдогана), соблюдение прав человека (с чем особенно туго в России), максимальная свобода информации (за что выступают т.н. пиратские партии), борьба с сексизмом во всех его проявлениях, обеспечение прав ЛГБТ, борьба с расизмом и ксенофобией.
Все эти пункты могут вызвать недоумение у ортодоксальных коммунистов, по мнению которых это «буржуазные» требования. Им можно только порекомендовать внимательнее почитать Ленина. Сейчас это не в моде, но могу заверить, что вас ждет немало интересных открытий. Возьмите, например, программу РСДРП, утвержденную на втором съезде партии, и вы увидите, что на первом месте там стояли именно демократические требования. За них большевистская партия боролась вплоть до 1917 года, когда произошла февральская революция.
В России очень туго дело обстоит с ЛГБТ, сексизмом и ксенофобией, поскольку средний россиянин, как правило, ненавидит и презирает геев, женщин и нерусских (мягко говоря, обычно употребляются другие слова). Все это говорит только об отсталости нашей страны, а никак не о ее «превосходстве» над «погрязшим в извращениях» Западом. Никакой общественный прогресс, и тем более коммунизм, невозможен без признания принципиального равенства людей, вне зависимости от пола, цвета кожи и сексуальных предпочтений.
Коммунисты отличаются от либералов тем, что они поддерживают перечисленные выше демократические требования целиком, без оговорок. Как мы могли убедиться на примере протестного движения 2011-2012 годов, наши дорогие либералы мечтают не столько о демократизации, сколько о том, чтобы договориться с Путиным и разделить с ним властный пирог.
Во-вторых, и это самое важное отличие, коммунизм конечно не ограничивается общедемократическими требованиями. Нельзя покончить с делением общества на богатых и бедных только путем благотворительности или частичных реформ (богатые все равно останутся богатыми, а бедные - бедными). Нельзя обеспечить «власть народа», т.е. демократию, одними только регулярными выборами в парламент (мы знаем, что выборы происходят и в путинской России, и в эрдогановской Турции). Свобода информации всегда будет ограничена, пока будет сохраняться т.н. авторское право, а покончить с авторским правом нельзя без уничтожения частной собственности, т.е. капитализма. Нельзя окончательно уничтожить ксенофобию одной только пропагандой и законодательными мерами, и т.д.
Осуществить все это может только переход политической власти в руки пролетариата, т.е. социалистическая революция, подобная Октябрьской революции 1917 г. в России. Опыт Октября показывает, с одной стороны, что в принципе такая революция возможна, а с другой, что на своем пути революция столкнется со множеством препятствий, которые могут завести ее на тупиковый путь. СССР в свое время сумел преодолеть эти препятствия, но очень дорогой ценой, в результате чего советская система далеко отошла от первоначальных идеалов, на которых она была основана. Например, мало кто помнит, но советский политический строй изначально вовсе не был однопартийной диктатурой, а в числе первоочередных мер правительства Ленина была отмена смертной казни. Обеспечив советских граждан работой, жильем, бесплатным здравоохранением и образованием, существенно сократив имущественное неравенство (что является главными достижениями СССР), советский строй затем остановился в своем развитии.
Конечная неудача советского опыта строительства социализма вызвала в свое время бурную радость у противников коммунистической идеологии, а небезызвестный Фрэнсис Фукуяма даже провозгласил «конец истории». Радость, впрочем, была преждевременной, по двум причинам. Во-первых, советский опыт доказал, что социалистическое общество в принципе может существовать, и обеспечивать неплохой уровень жизни (оставим страшные сказки о невыносимом совке либералам, которые одни в них и верят). Несомненно, возможно было и дальнейшее развитие этой системы, ее улучшение.
Во-вторых, провозгласив «конец истории», антикоммунисты сами загнали себя в историческую ловушку. Согласно им, современное капиталистическое общество, в которым мы все живем, есть идеал и предел мечтаний. Но мы все хорошо знаем, что это за общество: т.н. развитые страны развязывают по всему миру войны (число жертв конфликта в одном Ираке исчисляется в сотни тысяч), за которые никто так и не понес ответственности, постоянно нарушаются права человека (в том числе в «образцовых» США, где убийства безоружных людей полицией являются нормой, а про Россию и речи нет), сохраняется и растет огромный разрыв между богатыми и бедными. Моральная дикость буржуазного общества, которая всегда была ему свойственна, после практически повсеместного отказа от христианства и хотя бы лицемерных попыток продемонстрировать «любовь к ближнему», достигла сегодня крайней точки. Все это нам предлагают принять как есть, потому что якобы нет альтернативы.
На самом деле, альтернатива существует. Сегодня, когда угроза новой мировой войны вновь стала реальностью, единственным выходом является продолжение начатой сто лет назад в России социалистической революции и доведение ее до конца, установление по-настоящему справедливого, гуманного общественного порядка - коммунизма.
Click to view