Весь трактат написан в назидание государю, как свод советов для приобретения, сохранения и укрепления власти.
Главный тезис состоит в том, что политик должен быть способен к моральному злу: жестокости, обману, скупости, лицемерию и другим «моральным деструкциям».
Более того, по словам лектора, Н.Макиавелли формулирует постулат: если государь не способен переступить через мораль, то «он не соответствует своему предназначению». Но не это главное, по мнению А.Гусейнова, а то, что философ зафиксировал противоречие между политикой и моралью, и то, что через эту стадию проходят все люди, занимающиеся политикой.
Формула Н.Макиавелли: «не отклоняться от добра, если это возможно, но уметь вступать на путь зла, если это необходимо», - важна для его понимания, считает А.Гусейнов и напоминает, что действия зла, по Макиавелли, «должны быть единичны, и ни при каких случаях нельзя допускать присвоения чужого имущества и чужих жен», это значит, что честь для политика важнее всего. «Зло нужно совершать с явным пониманием того, что ты совершаешь зло» - это, по мнению лектора, «важный пункт в понимании Н.Макиавелли». Первый принцип - называть зло злом, а второй - применять логику меньшего зла, - важные постулаты Н.Макиавелли. С его точки зрения, политика не является нейтральной зоной, она подлежит оценке в категориях добра и зла, она неизбежно сопряжена с моралью, но аморализм не является ведущим, он лишь находится в наборе средств политика, важно, чтобы политик понимал, когда он находится за пределами морали.
(
........)