Mar 01, 2018 11:56
Глоссарий
ОФД - оператор фискальных данных
ФФД - формат обмена фискальными данными
ФН - фискальный накопитель, интегрированный в ККМ (контрольно-кассовую машину)
Фронтол - ПО для работы кассира
ЕГАИС - единая государственная автоматизированная информационная система по учету алкоголя в масштабах страны. В данный момент работает версия 2 и внедряется версия 3.
УТМ - универсальный транспортный механизм - протокол обмена данными по алкоголю с двойным шифрованием с использованием аппаратного криптопровайдера в виде флешки. Был двух видов: JaCarta (ГОСТ+PKI) либо RuToken. Сейчас массовый переход на Рутокены.
28 февраля, канун перехода нашей беспокойной Родины на ЕГАИС 3.
Магазин с онлайн-кассой в отделе по розничной продаже алкоголя.
Чтобы с 1 марта перейти на обмен данными с ЕГАИС 3, пришлось в срочном порядке обновить протокол обмена кассы с ФСРАР (УТМ) с версии 2.0.5 до 2.1.6 (промежуточных версий, кстати, не было). При обновлении на 2.1.6 Джакарты разваливаются в 90% случаев. Выживают редкие экземпляры. Это основная причина, почему вся страна массово переходит на Рутокены.
Мы были предупреждены, заранее купили Рутокены. Обновили УТМ до 2.1.6. Вылезло требование обновить ФФД с 1.0 до 1.05 минимум. Версия 1.05 промежуточная, позволяет обмениваться фискальными данными по новому, используя ФН устаревшего типа 1.0. ФН планово заменяются каждые 13 месяцев (аналог ЭКЛЗ - кто в курсе касс). Тип 1.0 устарел и уже не выпускается, но еще продается, а тип 1.1 должен работать с ФФД 1.1
У вас как? Мозги еще не закипели? Рано. Еще завязка не завершена. Интрига будет дальше.
Для работы с ЕГАИС кассы мало. Нужна товароучетная программа (обычно на базе 1С). В нашем случае это был Далион УНО v1.2.33
Работа с документами ЕГАИС 3 существенно отличается от ЕГАИС 2. Наконец то 19 февраля Далион обновился до версии 1.2.40, умеющей работать по новому.
А значит помимо кассы обновляем и ПО оператора. Обновление, на удивление, прошло легко и гладко.
Всё обновили, кассу запустили. Только утёрли лбы, как тревожный сигнал. Касса самостоятельно стала аннулировать чеки при попытке продажи НЕКОТОРЫХ марок алкоголя. Больше 5 часов убили на поиск причины.
Это просто жуть. Оказалось, что во Фронтоле 5.17 изменили алгоритм передачи данных в ОФД.
И перестали контролировать длину Наименования продаваемого товара для передачи.
Дело в том, что ПО не согласовано между собой.
Фронтол и Далион работают с наименованием длиной до 100 символов, а ФФД 1.0 и 1.05 передают в ОФД наименование длиной 128 байт (64 символа).
И если раньше проблем не возникало и Фронтол обрезал наименование при передаче до 64 символов, то в версии 5.17 он перестал это делать!!! И лупит в онлайн-чек лишние байты.
Естественно онлайн-чек не может переварить некорректные данные и возвращает отказ в приеме.
Фронтол, не мудрствуя лукаво, бодренько печатает "ЧЕК АННУЛИРОВАН", возвращает товар в кассу и рапортует "неверное количество".
НЕВЕРНОЕ КОЛИЧЕСТВО, Карл!
Не ошибка обмена с ОФД, не отказ УТМ, не контрафакт по ЕГАИС. Фронтол рапортует "НЕВЕРНОЕ КОЛИЧЕСТВО". Но это же алкоголь, Карл! Это полстраны в движняк приходит при попытке продажи одной бутылки.
Итог. Нашли мы всё-таки причину. Дыру в протоколах обмена не ликвидировали (не наша компетенция, всё заблокировано и зашифровано). Обошлись организационными мерами - просто проверили свои справочники товаров и сократили длинные наименования товаров.
Уффф... сколько нервов...
Вот и такая работа у меня бывает... иногда.. редко... но случается))