На фоне страстей по вкладам в кипрских банках немного «потерялось»
интервью главы СКР г-на Бастрыкина Российской газете .
А оно весьма примечательное.
Прежде всего, в нем еще раз озвучена инициатива Следственного Комитета России ввести в российское уголовное право понятие уголовной ответственности юридических лиц.
Введение такого правового института для государства континентальной системы права - дело не совсем обычное и неоднозначное. Ведь уголовное наказание у нас четко ассоциируется с лишением свободы. Но как можно лишить свободы лицо юридическое? «Он же памятник, кто ж его посадит?»(с).
Однако, в ряде европейских "континентальных" стран, таких как Франция, Дания, Голландия, такой институт с недавних пор существует. И к юридическим лицам там применяются уголовные санкции в виде, например, крупных штрафов, запретов на занятие отдельными видами деятельности, и, наконец, принудительной ликвидации юридического лица.
Похоже, что французская модель как раз и положена в основу законопроекта, подготовленного СКР. В нем предусмотрено, что факт причастности юридического лица к совершению преступления "в интересах" этого юридического лица либо "с использованием" юридического лица будет иметь место, если такое преступление будет совершено его руководителем - директором или лицом, фактически осуществляющим руководство. (Подробнее см.
http://www.sledcom.ru/blog/detail.php?ID=46194)
Введение уголовной ответственности для юридических лиц серьезно "развяжет руки" следственным органам и позволит им проводить оперативно-розыскные мероприятия в отношении юридических лиц, а также арестовывать активы юридических лиц за рубежом на основании решений судов.
Спорным остается момент о возможности привлечения к уголовной ответственности таких специфических юридических лиц, как государственные и муниципальные органы. Посмотрим, будет ли это каким-нибудь образом урегулировано в проекте закона, подготовленном СКР.
Следует отметить также еще одну важную, на мой взгляд, деталь.
Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 года была ратифицирована Российской Федерацией в 2006 году с «оговорками». В статье 1 Федерального закона о ратификации этой Конвенции было заявлено, что Российская Федерация обладает юрисдикцией в отношении большинства, но не всех деяний, признанных преступными согласно этой Конвенции. В частности под юрисдикцию РФ не попали деяния, предусмотренные статьями 20 и 26 Конвенции, т.к. российское законодательство не содержит подобных им норм.
Статья 20 Конвенции («незаконное обогащение» публичного должностного лица) давно у всех на слуху и за ее «ратификацию» даже собираются подписи. А вот статья 26 менее «популярна», но в ней как раз говорится об уголовной ответственности юридических лиц. И с принятием соответствующих новелл в российский Уголовный кодекс, такая юрисдикция у РФ появится.
Поэтому направленность новых инициатив СКР в том числе и на борьбу с коррупцией очевидна.
Кроме темы введения уголовной ответственности для юридических лиц г-н Бастрыкин в своем интервью коснулся и других важных инициатив Следственного комитета.
Так он высказался за расширение функций Росфинмониторинга. Российская Федеральная служба по финансовому мониторингу является одной из самых лучших (если не лучшей) в мире среди аналогичных профильных спецслужб. Но у нее есть только функции сбора и анализа информации. Наделение этой службы еще и «силовыми» полномочиями превратило бы ее просто в суперведомство.
И вот Бастрыкин в интервью заявил, что Следственный комитет предлагает создать новый орган, который сочетал бы в себе функции «финансовой разведки, оперативно-розыскной деятельности и контроля за распоряжением госимуществом», что позволит не только оперативно собирать и анализировать информацию о сомнительных финансовых операциях, но и «быстро документировать следы этих преступлений и своевременно пресекать движение криминальных денежных средств» и «в конечном итоге - направлять следователю качественный материал, имеющий реальную судебную перспективу».
Эта инициатива заслуживает очень серьезного внимания.
Любопытно, что подобная идея создания суперведомства, объединяющего в себе функции финансового мониторинга с контрольными и силовыми функциями, прозвучала не так давно в первом
докладе Изборского Клуба . Создание такого органа, названного в докладе «Комитетом по государственному контролю», является по мнению авторов доклада одним из шагов по изменению системы органов госвласти в целях реализации «мобилизационного проекта».
Можно предположить, что идеи, озвучиваемые нашей консервативно-патриотической общественностью, достигают ушей властей предержащих. И это внушает оптимизм.
Только хочется, чтобы слова переросли, наконец, в реальные дела. В том числе и в уголовные. И борьба с коррупцией, казнокрадством, незаконным вывозом капитала за рубеж разворачивалась бы не только на страницах газет.