В прошлом посте по Вопросу я очертил, на свой взгляд, наиболее глобальные проблемы в определённых локальных рамках - ближайшем районе у метро «Дмитровская». Напомню положение дел с помощью дополненной мною фотопанорамы:
Источник панорамы: ankl.su
Также напомню заинтересованным и заинтересовавшимся читателям, что и круг проблем, и возможные методы их решения - это исключительно мой (субъективный, дилетантский и пристрастный) взгляд на вещи, однако считаю, что рациональные зёрна в моих выкладках и рассуждениях имеют место быть, так что дискуссии по теме всячески приветствуются!
Итак, основным «чёрным пятном» в инфраструктуре района у метро «Дмитровская» я считаю неудобное пешеходное и автомобильное сообщение жилого квартала и станции метро с остальной жилой частью СВАО (читай - всей зажелезнодорожной частью СВАО), более субъективная проблема - наличие у «перекрёстка» железных дорог обширной территории, занятой безобразно используемым недостроем. Об этом здесь и потолкую.
1. Строящийся за железной дорогой Савёловского направления МФК «Савёловский-Сити» так или иначе требует развития транспортной и пешеходной инфраструктуры. Непосредственно прилегающая к МФК территория довольно красочно «разрисована» в проектах по комплексу, но вот планы по интегрированию данной части города с уже обжитыми соседними районами довольно туманны. Понятное дело, что территорию МФК просто необходимо транспортно «присоединить» к существующим автомобильным и пешеходным артериям. В интернетах находится практически только одна визуализация, описывающая вариант сообщения с Бутырской улицей - эстакада через пути Савёловского направления по Новодмитровской улице:
Источник куда-то потерял - мопед визуализация не моя. Справедливости ради, в сети есть ещё один проект-описание благоустройства территории вокруг да около Сав.Сити с планируемой эстакадой.
Проект предусматривает строительство автомобильного путепровода, соединяющего разделённые железной дорогой части Новодмитровской улицы. В нём говорится, среди прочего, что мост планируется чисто автомобильным, а пешеходный переход либо останется в виде регулируемого наземного, либо примет подземный вид. Скудные сведения о проекте дополняются (и объясняются) тем фактом, что финансирование реализации данного проекта застройщик в теории хочет поделить с Правительством Москвы. На приведённой выше картинке зато видно, что, помимо эстакады по Новодмитровской, также предусмотрены тоннели в насыпи Рижского хода Московской ж/д для сообщения района Сав.Сити с улицей Добролюбова - отрадно сие видеть, однако, лично мне не очень понятно - фантазия ли это архитектора-визуализатора, или официально заложенные в проект идеи. Нынче же, напомню, автомобильное сообщение с районом Сав.Сити осуществляется только двумя «с половиной» путями: через железнодорожный переезд «Двинцев-Складочная» со стороны Сущёвского вала, через проезд Добролюбова от улиц Добролюбова и Руставели под ж/д путепроводом и через недавно восстановленный низкий и малоиспользуемый «легковой» путепровод со стороны Марьиной Рощи, минуя лабиринты Анненского проезда и Складочной улицы. Пешеходная ситуация сообщения района метро «Дмитровская» с районом Сав.Сити и остальной частью СВАО не то чтобы лучше - просто пешеход, при желании, «просочится» везде, где можно. Что народ активно и практикует - обходит «звериными тропами» территорию хлебозавода №9 по периметру, пересекает железные дороги кратчайшим путём - в месте пересечения Савёловского и Рижского ходов, под мостом. Об этой «народной тропе» я уже упоминал в прошлом посте - путь действительно стрёмен и неудобен, однако, как большинство всего «народного», этот путь, с точки зрения географии и экономии времени, - оптимальнейшее решение для пешеходного сообщения района метро с за-железнодорожными кварталами СВАО. Официальных же ближайших пешеходных пути к(от) метро из(в) кварталов СВАО и района Сав.Сити только два: регулируемый наземный переход на Новодмитровской улице (уже изрядно захлёбывающийся от пешеходопотока в часы пик, при том, что настил на путях довольно узок, и многие пешеходы всё равно не соблюдают предписания световых и звуковых сигналов перехода) и тротуар вдоль Бутырской/Дмитровского/Руставели (безопасный, но адски окольный путь).
Автомобильные (красным) и пешеходные (синим) пути в район Сав.Сити от ближайшего метро и крупных автотранспортных артерий.
Предложение моё простое - покуда назревает, но ещё не очень перезревает необходимость кратчайшего автомобильного проезда в Зажелезнодорожье, решить проблему хотя бы для пешеходов: перекинуть через пути Савёловского направления пешеходный мост. Расположить его на месте народной тропы да соединить «два берега» Савёловского хода:
«Берег» со стороны народной тропы высокий, поэтому имеет смысл сделать конструкцию без лестничного марша, как бы в продолжение существующей аллеи. Лестничные марши понадобятся возле самого полотна ж/д - на рисунке я их не изобразил, но они нужны. За железной дорогой мост можно провести между насыпью Рижского хода и офисно-складским зданием комплекса «Молодой Гвардии» - для пешеходного моста ширины да прочего места там хватит:
Таким образом, жители Бутырского получают практически прямой, быстрый и безопасный альтернативный путь к/от метро (подчеркну, что мост никоим образом не умаляет значимости и важности уже существующих официальных путей - по Руставели и Новодмитровской), а многочисленные клиенты учреждений-заведений на Новодмитровской и Складочной - логически обоснованную и сто лет напрашивающуюся дорогу к своим целям.
2. Как я уже говорил, трёхэтажное здание на территории, огороженной зацело с действовавшими производственными мощностями Хлебозавода №9, было задумано изначально нести людям радость в виде функционирующего промышленного объекта. Прошло много лет, сам завод успели приватизировать и обанкротить, а безобразие, поросшее мхом и плесенью, спустя годы ветшания и сомнительного существования, приютило в своих стенах и вне их автомобильный развал. Я, вообще-то, против бизнеса как такового не имею никаких возражений - с парой оговорок: (1) в принципе, неплохо уже в правовом-то государстве не ныкаться по условно-бесхозным подвалам, а оформлять (во всех смыслах слова) этот бизнес более цивилизованно, и (2) терять берега, устроив вокруг себя (и в пяти километрах от Кремля, как декларируют застройщики соседнего Сав.Сити) непролазный срач и свалку, - совсем уж не по-людски!.. В свете сложившейся картины меня не покидает чувство, что этот срач под видом авторазвала - некое стихийное образование, разросшееся из соседних гаражей на недострой и прилегающую территорию при полнейшем попустительстве руководства хлебозавода (как минимум). Напомню, что, согласно кадастровой карте Росреестра, земля под недостроем - отдельный (от остального хлебозавода) территориальный объект, по документам оформленный как задел по развитию предприятия, а сам недострой в Росреестре (согласно всё тому же открытому источнику) не описан вообще никак!
Тем не менее, де-факто (и, всё-таки, как я понимаю, де-юре) всё это - территория хлебозавода. И, пока я месяц за месяцем сочиняю это своё сочинение, ситуация развилась интереснейшим образом. Как я уже писал, после приватизации предприятие быстро обанкротилось, а в октябре прошлого года поменяло хозяина. Производство продукции остановилось, и в последнее время для местных жителей и прочих любопытствующих обывателей корпуса завода относительно открыто освобождаются от оборудования. А в апреле нынешнего года в сети появляется новость - «Команда дизайн-завода «Флакон» во главе с предпринимателем Николаем Матушевским займётся развитием здания бывшего хлебозавода № 9... Команда «Флакона» хочет обновить пространство хлебозавода, сохранив его первоначальный облик, а близлежащую территорию благоустроить»! Что ж, как говорил Холмс, «Мы с Ватсоном только и делали, что были свидетелями событий, которые происходили сами собой» … Возьмём за аксиому такую судьбу хлебозавода - рассуждения об альтернативных вариантах развития и функционирования бывших мощностей предприятия оставим сведущим и заинтересованным людям. (Разве что - мои «пять копеек» по Вопросу: я какое-то время тому назад натыкался на информацию, что реновация хлебозавода, точнее - его конструктивистского корпуса, скорее всего, пойдёт по пути «Флакона»; также ходили слухи о полном сносе завода и строительстве на его месте то ли многоэтажки, то ли торгового центра. И одно то, что памятник архитектуры оставят в относительном покое, не может не радовать. Хотя и, по моему скромному мнению, ежели выбор развития и остановили на векторе обустройства «творческого пространства», то могли бы предусмотреть в объёме корпуса познавательный технический «музей хлеба», например, с историческим очерком о заводе и методе кольцевого конвейера, действующей пекарней и продовольственно-сувенирной лавкой. Было бы и полезно, и интересно - получился бы уникальный общественно-туристический объект!) Есть в этой истории для меня одно «но»: с одной стороны - перспективы развития и облагораживания, с другой - полная видимая противоположность «по душу» недостроя и его периметра. Вероятнее всего, я чегой-та не понимаю, однако налицо ещё бОльшая загаживаемость недостроя и прилегающей территории продуктами жизнедеятельности авторазвала - старыми плитами-перекрытиями начали мостить какую-то площадку, всё свободное пространство засрали барахлом чуть более чем полностью.. Это никак не похоже ни на благоустройство, ни даже на его предпосылки... То есть, исходя из очевидного, я имею склонность к подозрению, что это территориально-эстетическое безобразие какой-то тихой сапой так и продолжит быть таковым. Буду усиленно думать, что ошибаюсь. ..Нет, ну в самом деле, посмотрите, что творится сейчас:
Жуть же!..
Спутниковый снимок местности. Ещё до срача вокруг недостроя. Однако определённый бардак присутствует:
Допустим, ну, то есть, имеем в виду, что задекларированная территория хлебозавода будет развита и благоустроена. Что, как минимум, останется круглый старый корпус. Включим фантазию, а подрихтованный в нескольких вариантах вышепоказанный снимок поможет нам это сделать:
Цивилизованный автобизнес - совершенно не то, что я мечтаю видеть на месте говноздания, однако считаю правильным показать и этот вариант:
Самый простой проект - взять да и ничего (ну… кроме моста) не строить! Корпус хлебозавода на месте, коли он станет «творческим пространством», отчего бы рядом расположенному пространству не стать просто общественным?
Наконец, идея, которая была в голове изначально, - детское, муниципальное или лечебное учреждение (детсад, школа, поликлиника, «мои документы»,.. словом, что-то такое мирное, нужное да полезное) на месте недостроя, облагороженная территория, всё такое:
…Вот такие пироги. За пределами сегодняшних размышлений осталась «заБутырская» сторона у метро, однако фантазировать на её тему я продолжу, скорее всего, в каком-нибудь последующем посте. Спасибо за внимание.