На страницах этого ЖЖ я уже
упоминал шотландский дуэт "The Corries".
Сегодня внезапно наступил тот день, когда я бы хотел подробнее рассказать о музыкальных гибридах - комболинах - использовавшихся Роем Уильямсоном и Ронни Брауном с конца 1969-го года.
---------------------------------------------------
Природные таланты, мореходка, художественное образование, творческий подход, а затем и возникшая необходимость - думаю, это и есть те предпосылки, которые вылились в изобретение и изготовление комболинов Роем Уильямсоном летом 1969 года. Идея заключалась в объединении несколько инструментов воедино. Один из комболинов явился совмещением гитары и мандолины (с четырьмя отдельными басовыми струнами, управляемыми специальным передвижным слайд-приспособлением), другой - гитары и бандуррии (испанский инструмент; на нём Уильямсон играл с первых дней возникновения "Corrie Folk Trio") с 13-тью дополнительными резонаторными струнами.
Древесина для инструментов была взята из антикварной мебели лиственных пород и тирольской ели, отделка инструментов раскрыла публике Уильямсона не только как мастера-деревообработчика, но и как искусного инкрустатора - Рой использовал слоновую кость, серебро, перламутр.
Хотя комболины и задумывались как способ сократить количество инструментов, вереницу которых "Corries" возили на гастроли - длинный ряд стульев с инструментами, находившийся на сцене за музыкантами, поистине легендарен, - на практике же комболины только увеличили это ряд на два стула :о) Звучали оба творения довольно самобытно, и музыканты предпочли не заменять традиционные щипковые на комболины, а добавить последние в уже имеющийся арсенал.
Альбом дуэта "Strings and Things" 1970-го года явился своеобразной презентацией комболинов - для них аранжированы почти все песни альбома, плюс ко всему на задней стороне обложки было помещено подробное описание инструментов. Многие поклонники отмечают эту работу как самый любимый альбом "Corries".
В "живых" же выступлениях комболины использовались обычно для музыкального сопровождения медленных длинных баллад, таких как "The Silkie of Sule Skerry" и "The Gartan Mother's Lullaby", а также и в ряде других песен похожего характера - обертона и общая глубина звучания инструментов раскрывались в таких произведениях в полной мере. Обычно на первом комболине (мандолина/гитара/бас) играл Ронни Браун, а Уильямсон - на втором. Причём игра на них волшебным образом влияла на стейдж-план: музыканты, в отличии от своей традиционной посадки,.. менялись местами :о)
Огромная нагрузка, которую претерпевали комболины вследствие воздействия лютого струнного натяжения, обуславливала необходимость регулярного технического обслуживания. Этим занялся один из лучших друзей Уильямсона, музыкальный мастер Дэвид Синтон. Ему же и завещаны оба комболина.
---------------------------------------------------
Click to view
Click to view