Прокудин-Горский и художник Карелин. Часть 2

Dec 24, 2024 11:51

В продолжение предыдущего поста о художнике Андрее Андреевиче Карелине (1866-1928) и той роли, которую он мог сыграть в судьбе Прокудина-Горского.
Как известно, Сергей Михайлович впервые познакомился с технологией трёхцветной съемки и проецирования не в лаборатории Адольфа Мите, а благодаря прибору Фредерика Юджина Айвза (1856-1937). Этот американский изобретатель в конце 19 века довёл цветоделительный метод до уровня практического и даже коммерческого использования. В 1897 г. в свободную продажу поступили компактные проекционные устройства ("кромоскоп") вместе с комплектами цветных стереоснимков. Довольно быстро они попали и в Россию.
30 октября 1898 г. Прокудин-Горский делает доклад на заседании в V-м отделе ИРТО «Новый прибор Айвса для проекции в натуральных цветах (красках)».
Теперь благодаря находке Анатолия Горбунова выяснилось, что самым первым в Петербурге "кромоскоп" получил А.А. Карелин и начал докладывать о нем в разных научных сообществах ещё в апреле 1898 г.
Заметка из "Нового времени" от 01.05.1898 г.:




Ещё более интересна заметка в газете "Петербургский листок" от 03.05.1898 г. (кликабельно):






Из текста следует, что А.А. Карелин не только свободно ориентируется в проблематике цветной съемки и печати, но и фактически формулирует программу будущей деятельности Прокудина-Горского по запечатлению достопримечательностей и предметов искусства в научных и просветительских целях!
Таким образом, вполне можно допустить, что именно Карелин познакомил будущего "Мастера натурального цвета" с первыми по-настоящему качественными цветными снимками и вдохновил его на выполнение своей исторической миссии!

А вот и та самая ваза с цветами, о которой говорится в предыдущей заметке, снимок Айвза, около 1896 г.:




Неудивительно, что в конце 19 века это казалось настоящим чудом!

История цветной фотографии, Окружение Прокудина-Горского

Previous post Next post
Up