Прокудин-Горский в Лужском уезде С.-Петербургской губернии (1904-1905)

Mar 19, 2013 11:07

Среди коллекции Прокудина-Горского одну из наиболее интересных ранних серий представляют этюдные работы, сделанные в  период с осени 1904 г. по март 1905 года в Лужском уезде Санкт-Петербургской губернии. По крайней мере один снимок был сделан раньше или позже этого периода (Ярмарка в Печерах).
В Лужском уезде у Прокудина-Горского была дача в деревне Турово, которая перешла его жене по наследству после кончины тестя фотографа, Лаврова Александра Степановича (1838-1904), выдающегося русского металлурга.
У самой деревни Турово имеется кое-какая история. С давних пор земли туровского имения  делились между двумя помещиками. Западная часть села принадлежала Кишкнным, а восточная Соблиным. После смерти в 1867 г. начальника Охтенского капсюльного завода генерал-майора Николая Митрофановича Саблина поместье унаследовала его вдова Варвара Павловна, урожденная Корсакова, с сыновьями. В конце 1870-х гг. имение откупила у них дочь и сестра Мария Николаевна, жена генерал-майора артиллерии Александра Степановича Лаврова.
1-го октября 1876 г.  Лавров основал на своей мызе в Турово бронзоволитейный завод  (!) для распространения изобретенной им в 1868 г. фосфоритной бронзы, на которую в России ему была выдана в то время привилегия. Однако уже  весною 1877 г. завод близ Луги сгорел, а потому с октября того же года дело переведено было в Гатчину.
Всего у Прокудина-Горского известно около 13 сохранившихся в том или ином виде снимков Лужского уезда, из которых только 4 имеют точную локацию.  Всего лишь один снимок сохранился в виде цветоделёного негатива (мельница). Ещё 10 снимков дошли до нас в цвете благодаря открыткам и авторским репродукциям в журнале «Фотограф-любитель».  Однако судя по Списку 416 Лужских снимков было значительно больше.
Городу Луге посвящен всего один сохранившийся снимок:


На открытке указано время съемки - «поздней осенью», хотя это не очень согласуется с зелёными деревьями.  Оба храма в Луге сохранились в изуродованном виде, так что место вполне узнаваемое.



Второй снимок с точно определяемым местом съемки - мельница близ г.Луги:


Высокое разрешение

Как оказалось, это мельница в имении Штоля близ г. Луга, вот она на открытке:


На другой открытке мы видим мельницу с обратной стороны:


Известный лужский краевед А.В. Носков пишет: «На планах Луги названия дорог на Сергиевский артиллерийский полигон сохранялись по крайней мере до середины 1930-х годов. Лужский проспект в своем следовании за мост через р. Облу имел название - Ивановский путь, или дорогой в имение Иванщино (на планах Луги советского времени просто дорога в Иванщино). Иванщиной называлась территория, где ныне находится лыжная база ДФСО. Здесь находилось имение потомственного почетного гражданина Ивана Васильевича Штоля. С его именем связаны названия дороги и самого имения. Иванщина была популярной дачной местностью, которая охватывала берега двух озер: Большого и Малого Омчино. Озеро Малое Омчино до сих пор называется лужамами Штолевским.» (источник цитаты).
У него же: «Им. Штоля находилось на месте современной лыжной базы. В то время там размещался немецкий пансионат и мельница, вырабатывающая недорогое электричество.»
«К числу первых открыток по Луге относятся открытки изданные по заказу Ивана Васильевича Штоля с видами его имения на берегу озера Малое Омчино, или Штолевского, включая изображение мельницы , в сохранившемся здании которой ныне находится лыжная база.»

Однако на самом деле деревянное здание мельницы не сохранилось. Нынешнее здание лыжной базы на этом месте является каменным и лишь частично, вероятно, стоит на старых фундаментах. На днях один человек прислал такое фотосравнение:


Высокое разрешение

Каким-то поразительным образом у старого и нового зданий оказались очень похожие крылечки!

На реке Обле Прокудин-Горский сделал ещё один снимок, возможно, тем же ясным мартовским днём 1905 г., что и мельницу.
Это стало понятно из доклада Прокудина-Горского на съезде художников в январе 1912 г.,  в котором были такие слова «Следующая - ранней весной в Лужском уезде. Чуть подтаивать стали берега черной речки, - Обла.»
Очевидно, речь идёт о следующем снимке, известном нам по цветной репродукции в журнале "Фотограф-любитель" за 1906 г. и по открытке:


В журнале «Фотограф-любитель» об этом снимке написано только, что "снято в конце марта в СПб губ.".
Кстати, цвет воды на открытке практически черный.
Посмотрим, где у нас находится Обла:


Третий снимок, имеющий точную привязку к месту - Успенская церковь в деревне Смешино (соседней с Турово):


Уверен, что именно к этому снимку относится комментарий в докладе Прокудина-Горского на съезде художников в январе 1912 г.: «Следующий снимок, тоже Лужский уезд. Погост к вечеру. Солнце садилось, и проблески только частью попадали на собор, остальное все в тени.»
Этот храм сохранился в полуразрушенном виде.
Тот же человек, который фотографировал лыжную базу на месте мельницы, сделал снимок Успенской церкви в том же ракурсе в 2013 г.:


Каменные ворота кладбища были сделаны уже после прокудинской съемки 1904 г.
Домик слева принадлежал священнику.

Вот что пишет об этом храме специалист-краевед:
«Церковь в Смешино представляет собой уникальный образец храма, выполненный в стиле русского классицизма. К сожалению, имя ее архитектора остается неизвестным. Но это был, безусловно, выдающийся зодчий. Возможно, что перед нами одна из ранних работ А.Д. Захарова, будущего создателя знаменитого петербургского Адмиралтейства. Правда, церковь строили местные мастера, которые могли привнести в ее облик что-либо связанное с их профессиональными приемами. В каких-то деталях церковь могла подвергнуться переделкам. Но эти моменты не привели к существенному искажению первоначального архитектурного замысла. Знатоков истории отечественного зодчества неизменно восхищает выразительность общей композиции, чистота архитектурных линий, точность пропорциональных соотношений Смешинского храма, торжественный вид его четырехколонных портиков, решенных в лаконичных формах дорического ордера. Вот, что вспоминает уже знакомый нам И.Н. Кудрявцев о своей первой встрече с Успенской церковью в Смешино, происшедшей в начале 1930-х годов.
«Примерно в 1930 г., во время прогулки по окрестностям г. Луги, я встретил маленькую церквушку в районе Смешенья. Она мне показалась интересной, и я сделал два беглых эскиза карандашом на рыхлой, почти оберточной бумаге. Много позднее, увидев в городе Котка, в Финляндии, местный православный храм, я вспомнил церковь в Смешенье. Несмотря на различие по величине, обе постройки показались мне родственными. Они обе по стилю и по облику могли быть отнесены ко времени рубежа XVIII - XIX вв…". Далее И.Н. Кудрявцев сообщает, что аналогичные храмы можно встретить на Орловщине, в селе, где родился писатель И. Тургенев, а также в других местах европейской России. «Но - пишет далее И.Н. Кудрявцев - рассматриваемые нами два храма (т.е. в Смешено и Котке - авт.), как более старые, следует считать образцами выработанного нового направления, а потому сыгравшими особую историческую роль». Такую высокую оценку редко можно встретить в отношении к памятникам провинциальной архитектуры, за исключением периода древнерусского искусства, или памятников деревянного зодчества. Архитектурная выразительность церкви в Смешино привлекала, и до сих пор влечет к себе внимание художников и фотографов. Несколько видов смешенской церкви запечатлено на открытках начала ХХ века, выпущенных лужским издателем Ф. Ермаковым, а также издательством «В пользу общины Св. Евгении», т.н. «Красного Креста». Смешинский погост запечатлел основатель отечественной цветной фотографии С.М. Прокудин-Горский, создатель уникальной галереи, посвященной различным местностям и народам России. Эта фотография вошла в его, можно сказать, «Смешинскую серию» открыток с видами этой деревни и ее окрестностей. Успенскую церковь в Смешино можно видеть на рисунках и живописных работах современных лужских художников: С. Юдина, В. Шубина, А. Ковалева.» (источник цитаты).

Остальная группа снимков сделана либо в Турово, либо в Смешино, либо где-то в окрестностях этих деревень, либо в районе имения Штоля.
Наиболее интересны, конечно, работы с живой натурой.

«Сиротки»:


«У околицы»:


Этот снимок был также опубликован в 1906 г. в журнале «Фотограф-любитель» с пометкой «снято в конце декабря».

«Задворки»:


В докладе Прокудина-Горского на съезде художников в январе 1912 г. по поводу, очевидно, именно этого снимка сказано:  «На задворках. К вечеру, в солнечный день.».

Далее идут красивые этюды зимней русской природы, которые Прокудин-Горский будет демонстрировать широкой публике в феврале 1905 г. (в Москве и Петербурге), а также царю при их первой встрече.
Здесь следует особо отметить, что метод тройной экспозиции (цветоделения) позволял отлично передавать чистый белый цвет, что было почти недостижимо для появившегося в 1907 г. альтернативного метода цветной фотографии «автохром». Этот момент Прокудин-Горский будет особо подчёркивать в своём критическом отзыве на последний.

«Ранним утром»:


Этот снимок был также опубликован в 1907 г. в журнале «Фотограф-любитель» с пометкой «снято в январе близ Луги в сильный мороз».
Чтобы убедиться в хронологии, я специально проверял погоду в январе 1905 г. по дневнику Николая II. Действительно, тот год январь выдался очень морозным, а в 1904 г., напротив, была сильная оттепель.
Я думаю, что упомнинание про «сильный мороз» была для Прокудина-Горского весьма существенной, так как он, по всей видимости, специально экспериментировал с условиями съемки.
В докладе Прокудина-Горского на съезде художников в январе 1912 г. по поводу экстремальных условий съемки в мороз есть следующий пассаж: «Следующий снят в Выборге, с горы Папуля, вид на город Выборг, когда солнце сади­лось в морозном тумане при 24°, а наверху все небо чисто. Во время этой работы холод был так велик, что все резиновые части погибли, все одеревенело, сломалось, едва успел снять.»

«На опушке»:


В докладе Прокудина-Горского на съезде художников в январе 1912 г. по поводу, очевидно, именно этого снимка сказано: «Следующий снимок снять очень ранней весною в Лужском уезде: на опушке леса раннею весной, в солнечный яркий день».
«Декабрь»:


Очевидно, на снимке Смешино или Турово.

«Зимнее утро»:


Теперь о снимке, который не укладывается в основную хронологию съемок Лужского уезда. Его нет в американской части коллекции, но он напечатан в журнале «Фотограф-любитель».  Кстати, это едва ли не единственный известный снимок Прокудина-Горского, который изначально был сделан как черно-белый.
"В Печерах". Прокудин-Горский. 1904-1906 гг.:


Это место известно как Печерский святой источник у д. Турово.


«История возникновения святого Печерского святого источника в Турово начинается на рубеже XVI - XVII веков, когда летом одна девушка пастушка была избавлена от посягательств некого крестьянина явлением Пресвятой Богородицы. На месте явления открылся святой источник. Вскоре, в пещере была обретена чудотворная икона Успения Божьей Матери с ликами Спасителя, Иоанна Предтечи и Апостолов. На месте обретения иконы была устроена деревянная часовня Печерской Божией Матери, где и была помещена икона. Местность получила название Малая Печорка. На протяжении XVII-XVIII веков образ Печерской Божией Матери продолжал находиться в часовне, а в 1789 году из нее икону перенесли в Лугу, в новопостроенный собор святой великомученицы Екатерины, где на образ возложили серебряную вызолоченную ризу.
Ежегодно в июне-июле после Литургии в Воскресенском соборе в Луге, образ крестным ходом несли к месту его явления.
В 1851 году помещицей Варварой Кишкиной и крестьянином деревни Гобжицы Перечицкого прихода Тимофеем Власовым над святым источником в Турово была устроена новая часовня во имя святителя Николая Чудотворца в память о бывшей в Турово церкви его имени (церковь была разобрана в 1702 году). Проект часовни разработал в 1849-1850-е гг. архитектор Петр Лукашевич, автор ряда построек в Череменецком монастыре, в селе Чупрова Гора и в Городце. Проект Лукашевича представлял собой часовню, окруженную галереей-гульбищем, увенчанной шестигранным барабаном и полусферическим куполом. Окна на гранях барабана придавали верху часовни сходство с ротондой. К началу ХХ века часовня приобрела иной вид. Четырехскатная кровля изменилась на двускатную, с весьма скромным куполком. Такой она изображена на картине художника Н.Ф. Роота с изображением происходящего здесь молебна. Кроме празднования «Печерок», ежегодно в пятницу первой недели Петрова поста устраивался крестный ход от Смешинской церкви к Печерской часовне. Сельский праздник в самом Турово посвящался Николаю Чудотворцу в память находившейся здесь древней церкви.» (источник цитаты).
В 1996 г. часовня над источником была восстановлена.
По поводу народного гуляния на снимке Прокудина-Горского нашёл следующее:  «Празднование «Печерок» приходилось на последнюю пятницу перед Петровым постом, т.е. на 22 мая (4 июня). Кроме того, в Луге и в Турове открывались т.н. печерские ярмарки. Они проходили в зависимости от празднования Пасхи либо в конце мая, либо в первой половине июня.»
По всей видимости, Пркоудин запечатлел как раз такую "печерскую ярмарку" в конце мая, либо в первой половине июня.  Вот только какой год? В 1905-м он в мае поехал снимать Киев и Крым, хотя в начале июня мог вернуться. Наверное, 1904 более вероятен.

В заключение карта 1861 г., на которой вверху видны Луга, Турово и погост Смешенье (Смешино):


Географические обзоры снимков, Лужский уезд, Комментарии к снимкам Прокудина-Горского, Авторские репродукции Прокудина-Горского, Санкт-Петербургская губерния, Исследования

Previous post Next post
Up