Прокудин-Горский запечатлел не так уж и много узнаваемых людей, из которых большинство остаются пока неопознанными.
Например, уже более 10 лет энтузиасты пытаются выяснить, кто именно увековечен на знаменитом снимке "Группа участников железнодорожной постройки", сделанном на стрящемся причале Кемь-Пристани в 1916 году:
За 11 лет поисков удалось с уверенность опознать только одно лицо: главврача Мурманской железной дороги С.П.Серебренникова (в сером костюме слева).
И вот сегодня
на Фейсбуке я обнаружил утверждение, что крайний справа - архитектор С. А. Транцеев.
Вот его лицо крупным планом:
Далее, но
одной странице во Вконтакте я нашёл биографию С.А.Транцеева и его портрет середины 1930-х гг.
Архитектор Сергей Алекандрович Транцеев (1881-1942) - директор ГФиСЗ имени Ломоносова в 1923-1928 годах.
Середина 1930-х годов. ЦГА СПб:
Вроде бы действительно похож!
А здесь есть и более ранний портрет.
Сергей Александрович Транцеев. Киев, 1907 год. РГИА:
На всякий случай воспроизведу здесь биографию этого человека, написанную Александром Кучеровым.
Архитектор Сергей Транцеев - директор ГФиСЗ имени Ломоносова.
К 135-летию со дня рождения.
В череде имен руководителей и директоров первого в России фарфорового завода, возглавлявших предприятие более 270-ти лет, выделяются несколько имен. Среди них поручик А. Н. Щепотьев, граф Д. А. Гурьев, полковник В. Е. Галямин, Д. Н. Гурьев, барон Н. Б. фон Вольф, в первой половине XX века - инженер П. А. Фрикен, фарфорист И. Т. Родин, горный инженер С. А. Соколов, архитектор Сергей Александрович Транцеев. Он возглавил знаменитое предприятие в ноябре 1923 года и 5 лет напряженно трудился на благо сохранения и приумножения традиций родины русского фарфора. До недавнего времени об этом человеке было мало что известно - пара строк в специальных изданиях по истории советского фарфора, несколько упоминаний в мемуарной литературе, ни одного изображения и рассредоточенные по разным архивам страны материалы о его жизни.
Долгие и упорные поиски позволили выявить массу документов и свидетельств, которые раскрыли перед нами поистине незаурядную, порой загадочную личность русского интеллигента, специалиста во многих областях знаний, человека, любившего свою страну и всю жизнь служившего ей и своему народу. Удалось даже найти его портреты.
Сергей Александрович Транцеев родился 1 (13) октября 1881 года в селе Румянцево Карсунского уезда Симбирской губернии (ныне Ульяновская область). В церковно-приходской книге села он записан как незаконнорожденный сын Марфы Калининой, а восприемником указан карсунский мещанин А. Э. Транцеев, давший ему свою фамилию и отчество. По воспоминаниям дочери С. А. Транцеева в семье говорили, что генерал Н. Д. Селиверстов, которому принадлежало село и суконная фабрика, мог быть его отцом. Ряд фактов и косвенных свидетельств о жизни Н. Д. Селиверстова и юности Сергея Транцеева говорят в пользу этой версии. В 1898 году, после окончания местного ремесленного училища Транцеев поступает в новое Пензенское художественное училище имени Селиверстова, которое было организовано на средства и по завещанию бывшего пензенского губернатора, генерал-лейтенанта Селиверстова.
По воспоминаниям дочери, Сергей Транцеев увлекся в годы учебы идеями социалистов-революционеров (эсеров) и, вступив в одну из народническо-социалистических групп, действовавших в те годы в Пензе, участвовал в деятельности их боевых дружин. В октябре 1901 года Транцеев, не закончив обучение, оставляет Пензу и переезжает в Киев где поступает в Киевское художественное училище, которое бросает в мае 1905 года. Он активно участвует в деятельности эсеров и вскоре попадает в Киевскую тюрьму на три месяца. Здесь он знакомится с А. В. Луначарским. В октябре 1905 года Транцеев был приговорен к 3-х летней высылке в Архангельскую губернию под гласный надзор полиции, который по распоряжению зам. министра МВД был заменен на негласный надзор. В июне 1906 года Транцеев поступает и в июле 1907 года заканчивает Одесское художественное училище по архитектурному отделению.
Решив продолжить изучение архитектуры, С. А. Транцеев поступает учиться в Императорскую Академию Художеств. По результатам экзаменов он был принят в мастерскую Л. Н. Бенуа. В эти годы Транцеев знакомится с Еленой Иосифовной Адамович (1888-1943), обучавшейся на скульптурном отделении Академии в мастерской В. А. Беклемишева. Адамович была потомком старинного польского дворянского рода. В 1914 году Транцеев и Адамович вступили в брак, а в 1915 году успешно закончили ИАХ.
В 1915-1918 годах Транцеев работает старшим инженером, архитектором ТО строящейся в это время Мурманской железной дороги. Им были разработаны несколько типов деревянных зданий вокзалов, а также станционных построек, жилых домов барачного типа и посемейного расселения специалистов. Большинство проектов выполнено в русском народном, так называемом «избяном» стиле и в стиле модерн совместно с архитектором П. С. Вышинским. Кроме того, Транцеевым были разработаны проекты церквей для строительства на станциях, а так же школ в стиле петровского барокко. Сохранились замечательные цветные фотографии со строительства дороги, выполненные в 1916 году фотографом С. М. Прокудиным-Горским (1863-1944).
В 1918-1923 годах Транцеев работает директором Государственной Петергофской гранильной фабрики, в реконструкции которой предполагалось использовать его архитектурный опыт и знания. В эти годы у супругов Транцеевых рождается дочь Галина-София, затем сын Витольд-Иосиф.
Летом 1923 года С. А. Транцеев временно исполняет обязанности директора Государственного фарфорового и стеклянного завода на период болезни и отпуска директора завода П. А. Фрикена. Оба предприятия - гранильная фабрика и фарфоровый завод - подчинялись тогда Народному комиссариату просвещения РСФСР, во главе которого в 1917-1929 годах стоял А. В. Луначарский (1875-1933), неоднократно посещавший предприятия. По воспоминаниям дочери Транцеева, отец встречался с А. В. Луначарским, и тот вспомнил их давнюю встречу в Киевской тюрьме.
С ноября 1923 года по июль 1928 года С. А. Транцеев работает директором Государственного фарфорового и стеклянного завода, в реконструкции и перестройке которого так же предполагалось использование его архитектурного опыта. В августе 1925 года Транцеев вместе с художественным руководителем завода Н. Н. Пуниным выезжает в командировку в Париж на Международную выставку современных декоративных и промышленных искусств, где ГФиСЗ широко представлял свой художественный фарфор - было выставлено более 1000 экспонатов. По итогам выставки заводу присуждается большая Золотая медаль, а девять художников и скульпторов завода награждены золотыми и серебряными медалями выставки. После Парижа Транцеев совершает девятимесячную поездку в Германию, Англию и США. Архивные материалы не позволяют точно понять цели и результаты этой длительной командировки.
Осенью 1925 года по просьбе коллектива, в связи с 200-летием Российской Академии наук, заводу присваивается имя М. В. Ломоносова, первого русского академика вышедшего из народа. С. А. Транцеев активно занимается продажей фарфора на экспорт, повышением качества и расширением ассортимента продукции. Например, в 1926 году в марте на Лионской ярмарке было продано 162 предмета на сумму 14386 французских франков, в апреле завод так же с успехом участвовал в миланской промышленной выставке. Как директор завода Транцеев принимал участие в формировании коллекций фарфора, отправлявшегося на выставки и ярмарки. При сокращении (по директивам руководства отрасли) выпуска заводом высокохудожественного фарфора постоянные демонстрации за границей этого вида продукции способствовали популяризации и сохранению традиций искусства русского художественного фарфора. Помимо участия в заграничных выставках и ярмарках со второй половины 1920-х годов ГФиСЗ имени Ломоносова проводит в Москве и Ленинграде выставки фарфоровых изделий, которые были не коммерческими, а носили показательный характер. В ноябре-декабре 1926 года в Москве на ВСНХ состоялась первая выставка советского фарфора, имевшая большой успех у посетителей.
После ухода в 1927 году с завода его художественного руководителя С. В. Чехонина (1878-1936) меняется художественная политика завода. Какое-то время предприятие вообще не имеет художественного руководителя. Однако пришедшие работать на завод молодые начинающие художники: А. В. Воробьевский (1906-1992), И. И. Ризнич (1908-1998), М. Н. Мох (1911-1978) своим творчеством с самого начала внесли новое в художественную жизнь завода. В 1927 году завод активно готовился к празднованию X-летия Октябрьской революции и отказался от заграничных выставок для выполнения важных внутренних заказов на художественный фарфор. Было принято решение создать особый «Юбилейный фонд». В него вошли произведения ведущих художников завода: З. В. Кобылецкой, А. В. Воробьевского, В. А. Корнилова, И. И. Ризнича, Р. Р. О'Коннель. В годы работы на заводе Транцеев выступает с печатными материалами о деятельности предприятия и его сотрудников. Он писал: «В настоящее время заводом обслуживается свыше 200 учреждений важнейшего государственного значения, среди которых почти все крупные заводы страны, все высшие учебные заведения, специальные технические школы, научные институты, общественные и военно-промышленные организации» . Архивы сохранили множество документов, подписанных Транцеевым по различным вопросам деятельности предприятия. Так именно благодаря твердой позиции Транцеева удалось избежать растаскивания фондов заводского музея по различным музеям страны. Произведения современных художников завода, что П. А. Фрикен, что С. А. Транцеев передавали музеям крайне неохотно, предпочитая получать за фарфор деньги.
В 1925 году в рамках реорганизации управления фарфоровой отраслью были созданы два крупных треста. Одному из них «Центрофарфортресту» стал подчиняться ГФиСЗ, который сохранял положение художественного центра тяготевшего в стилевых тенденциях к современному изобразительному искусству и архитектуре и менее - к нуждам массового производства. Было принято решение сократить выпуск уникальных фарфоровых изделий до 5% всей продукции завода, перенеся центр тяжести, согласно потребительскому спросу, на изготовление технического фарфора, химической посуды и сервизов. В 1925 году на заводе возобновилось после длительного перерыва декорирование изделий в сложной технике подглазурной росписи. В 1926-1927 годах состав рабочих и служащих на заводе составлял 270-300 человек. В эти годы завод деятельно расширял свои технические цеха. К 1927 году предприятие вырабатывало 9 различных масс для технического и химического фарфора и выпускало изделия 300 наименований. В фарфоровой отрасли, как и в стране, назревали перемены. Начинался период индустриализации. Заниматься этим предстояло уже новым руководителям завода.
В августе 1928 года директором завода был назначен К. Н. Горин (1892-1938), бывший сотрудник ВЧК, до этого руководивший заводом «Красный фарфорист». Можно отметить, что после ухода Транцеева на заводе за восемь лет сменилось семь директоров.
В 1929-1935 годах С. А. Транцеев работает по своей специальности - главным архитектором отдела здравоохранения Ленинградского городского Совета. Принимает участие в реконструкции Городской барачной больницы имени С. П. Боткина и корпусов больницы имени Ф. Ф. Эрисмана. В 1933 году Транцеев вступает в Союз архитекторов СССР, образованный в стране в 1932 году. Публикует статьи по архитектуре в специальных изданиях.
Период 1935-1938 годов был сложным в жизни С. А. Транцеева, ему пришлось работать на разных должностях - главным инженером в управлении Ленплодоовощторга, начальником стройплощадки № 8 ЛВО, начальником и главным инженером отдела гражданских сооружений Всесоюзного треста «Связьмонтаж», главным инженером-заместителем управляющего Облпроекттреста. В эти же годы С. А. Транцеев одновременно с работой ведет преподавательскую деятельность в ряде учебных заведений города.
В связи с реорганизацией аппарата Ленинградского облисполкома в его структуре были образованы экспертные советы. С февраля 1938 года по 1941 год С. А. Транцеев работает Председателем архитектурно-технического экспертного совета при Президиуме Ленинградского областного Совета. Экспертный совет располагался в здании Смольного, выполнял экспертизы как строящихся в области зданий, мостов, сооружений различного назначения, так и выполнявшихся реконструкций существующих объектов областного подчинения. За 1940 год было рассмотрено 372 единицы по проектным материалам.
В 1925-1941 годах С. А. Транцеев с семьей живет по адресу - Мошков переулок, дом 6/21, квартира 10. В 1940 году он получал месячный оклад 1400 рублей, имел служебный автомобиль. Жена Елена Иосифовна по воспоминаниям знакомых работала экскурсоводом в Государственном Эрмитаже, дочь Галина-София, окончив школу № 22, с 1939 года училась на факультете теории и истории искусств Института живописи, скульптуры и архитектуры ВАХ, сын Витольд учился в средней школе.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, 8 сентября Ленинград оказался в кольце фашисткой блокады. Перестал работать возглавляемый Транцеевым экспертный совет. Его дочь Галина-София берет учебный отпуск и поступает на работу. В архиве сохранилось письмо С. А. Транцеева заместителю председателя Ленинградского облисполкома В. Д. Семину. В нем Транцеев пишет, что его квартира пострадала от попадания бомбы - уничтожена вся библиотека, сын десятиклассник болен туберкулезом, он сам не здоров и не может работать. 16 декабря 1941 года С. А. Транцеев решением Эвакуационной комиссии самолетом вместе с семьей был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Куйбышев. В городе Уфе, куда он получил назначение, в начале 1942 года С. А. Транцеев умирает от воспаления легких. К сожалению, до сих пор не установлено место, где он был похоронен - для этого необходимы дополнительные исследования в архивах Башкирии. Сохранилась копия ходатайства Башкирского отделения ССА в Уфимский Горсовет с просьбой оставить архитектора Транцеева для работы в городе по специальности. Дочь Транцеева в Уфе работала подсобницей на местном хлебозаводе, санитаркой в госпитале. В начале 1943 года в Уфе умирает Е. И. Транцеева. Дети - дочь Галина-София и сын Витольд перебираются из Уфы в Самарканд, куда была эвакуирована из Ленинграда Всесоюзная Академия Художеств. В 1944 году они возвращаются вместе с академией с большими трудностями в Ленинград. Родительская квартира оказалась занятой военным начальником, пришлось скитаться по городу по родным в поисках приюта. Витольд Транцеев поступает в октябре 1945 года в ВАХ работать натурщиком. Старая болезнь возобновилась, В. С. Транцеев получает II группу инвалидности, и, не имея нормальной медицинской помощи, в начале 1946 года умирает от туберкулеза легких.
Галина-София Транцеева продолжила обучение в институте ВАХ. Одновременно с учебой она поступает в июне 1946 года на работу научнo - техническим сотрудником в отдел истории русской культуры Государственного Эрмитажа, где проработала почти два года. В июне 1947 года успешно заканчивает учебу в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина Академии Художеств СССР с дипломом искусствоведа. В эти годы знакомится со студентом института Юрием Ивановичем Скориковым (1924-1994) и вступает с ним в брак. В 1950 году у них рождается дочь Елизавета Юрьевна Скорикова. Со временем, она и ее дети - дочь М. Молодых и сын К. Морозов - окончили АХ и стали профессиональными художниками. С годами Ю. И. Скориков становится известным художником, создателем множества жанровых и исторических картин. Успешно занимался педагогической деятельностью, в течение нескольких десятков лет на расположенной в городе Горячий Ключ Творческой Даче Союза Художников РСФСР он руководил группами художников. Ю. И. Скориков был членом Союза художников, удостоен почетного звания «Заслуженный художник РФ». Галина-София Сергеевна Транцеева, имея диплом искусствоведа, многие годы занималась организацией и развитием народного творчества в Ленинграде, неизменно помогала мужу в его преподавательской деятельности. Она скончалась в городе Горячий Ключ в 2013 году, где и была похоронена рядом с мужем.
Обозревая жизненный путь архитектора С. А. Транцеева, замечательного русского интеллигента, всю жизнь служившего своей Родине, необходимо подчеркнуть его вклад в успешную деятельность Государственного фарфорового и стеклянного завода имени Ломоносова в сложный период его истории.
Имя Сергея Александровича Транцеева безусловно навсегда вписано в историю родины русского фарфора наряду с другими главными именами, которые определяли во многом художественное развитие первого периода истории советского фарфора.
А. Кучеров АО «ИФЗ».