С.М.Прокудин-Горский. Выемка у Катав-Ивановского завода. 1910 год и 106 лет спустя

Apr 16, 2018 12:49

Второе фотосравнение Антона Азовцва (to4et) по Катав-Ивановску.

С.М.Прокудин-Горский. Выемка у Катав-Ивановского завода. 1910 год и 106 лет спустя:



СТАТИЧЕСКОЕ СРАВНЕНИЕ И КОММЕНТАРИЙ:





Высокое разрешение

КОММЕНТАРИЙ АВТОРА ФОТОСРАВНЕНИЯ:
Снимок сделан с края моста над железной дорогой ( сейчас ул. Красносельская), который виден на другом снимке, репродукция №20616 - https://fotki.yandex.ru/next/users/to4et/album/189040/view/1342526
Старый мост был деревянным, его заменили на железный с деревянным настилом, сохранив каменные опоры, но сейчас им уже не пользуются, потому что рядом построили новый железобетонный. Из-за нового моста, повторить снимок так что бы каменная стенка перекрывала рельсы стало невозможно,если снимать с нового моста, изгиб дороги получается внизу под ногами и не попадает в кадр.
На старом фото, видно много проводов, одна из линий уходящих налево - первая в России по протяжённости, 50 километров, столбовая телефонная линия построенная в 1881 году, связавшая Катав-Ивановск, Юрюзань, Вязовую и Усть-Катав, ещё до постройки железной дороги.
Железнодорожная ветка Вязовая - Катав-Ивановск построена в 1905 году. Интересно что до этого Катав-Ивановский завод был как сапожник без сапог, до крупнейшего производителя рельс не было железной дороги. В начале 20 века, цены на железо упали и завод остался без работы. Но его хозяин находит оригинальный выход - строительство ж.д. которую мы видим на фото! Каким - то немыслимым способом, в разгар мирового экономического кризиса, умудряется выбить государственный заказ на поставку своих рельсов самому себе. Авантюра князя позволила отсрочить «кризис» в этих местах на несколько лет. Белосельский - Белозерский обеспечивает все свои предприятия ( а значит и тысячи жителей этого горного края) стабильным заработком на целых четыре года! Но с того момента как рельсы дотянули до их производителя, они стали не нужны. Дорога простаивала до 1914 года, пока вместо рельсов не научились делать цемент, в середине прошлого века цементное производство перенесли за город и теперь поезда здесь ходят очень редко возя только продукцию литейно-механического завода.
За сто лет, выемку в скале, с таким трудом выдолбленную вручную, на пару метров засыпали щебнем, современная дорога стала гораздо выше. Земляные склоны осыпались, став более пологими. Каменную стену засыпало с головой и сверху её почти не видно.
Здание с права очень длинное, на старом фото видно примерно треть дома. Раньше его немного закрывал забор, а сейчас оно полностью скрылось за тополями. Раньше в нём возможно был монастырь, в 1951 в одном из зданий была школа, улица до сих пор называется Школьной, потом в нём разместился хирургический стационар, затем туберкулезный диспансер, местные зовут её красной больницей, сейчас она заброшена, крыша сорвана ветром, коровы прячутся в ней от жары. В больнице несколько зданий, крыша одного из них, находящегося справа за кадром, видна на репроцукции №20616. Часть здания видимое на этом фото - https://fotki.yandex.ru/next/users/to4et/album/232899/view/1342865
На дороге слева появился асфальт и АЗС, эта дорога видна сквозь выемку, она идёт вдоль железной, в город Юрюзань. Над выемкой появился новый мост, которому на вид можно дать более ста лет.
Фото без зума - https://fotki.yandex.ru/next/users/to4et/album/232899/view/1342897
Фото с нового моста - https://fotki.yandex.ru/next/users/to4et/album/232899/view/1342896
На Гугле - https://www.google.ru/maps/@54.7658464,58.2281554,3a,30y,10.38h,89.28t/data=!3m7!1e1!3m5!1sAS98WlYLYgIwqPnR1R9GaA!2e0!6s%2F%2Fgeo3.ggpht.com%2Fcbk%3Fpanoid%3DAS98WlYLYgIwqPnR1R9GaA%26output%3Dthumbnail%26cb_client%3Dmaps_sv.tactile.gps%26thumb%3D2%26w%3D203%26h%3D100%26yaw%3D288.02756%26pitch%3D0%26thumbfov%3D100!7i13312!8i6656
Фильм о здешних местах с прекрасными пейзажами и фото Прокудина-Горского.
Сказ о железном деле ч 1 - https://youtu.be/PLKt_VoJ6l4
Сказ о железном деле ч 2 - https://youtu.be/_oGDdIxLtLU
Сказ о железном деле ч 3 - https://youtu.be/mM--nIlD3_A

История Катав-Ивановска
1755 - Симбирские купцы и промышленники Иван Борисович Твердышев и его зять Иван Семенович Мясников, основали на берегу реки Катав железоделательный завод,на который доставлялась руда с Бакальского месторождения. Название Катав-Ивановского завода происходит от имени реки Катав (башкирское "катай" - быстрый бег) и имен основателей завода.
1773 - Завод занят повстанцами в ходе Пугачёвского восстания. Население Катав-Ивановского завода перешло на сторону повстанцев, но не сожгли завод, вопреки предписанию Пугачёва.
1780 - Завод перешёл во владение наследников И. С. Мясникова - князей Белосельских-Белозерских.
1782 - При разделе имущества Катав-Ивановский завод Мясникова перешел к его дочери Е.И. Козицкой, а затем - к внучке А.Г. Белосельской-Белозерской, как и другие предприятия Катав-Ивановского горного округа.
1824 - В поселке Катав-Ивановского завода завершилась перестройка православной Иоанно-Предтеченской церкви: на месте деревянного здания было выстроено каменное, напоминающее католический костел.
1881 - Заводским инженерам удается объединить телефонной связью Катав-Ивановск, Юрюзань, Вязовую и Усть-Катав. В то время это была первая в России по протяжённости, 50 километров, столбовая телефонная линия.
1889 - На смену пудлинговому приходит бессемеровский способ производства стали. Катав-Ивановский завод становится крупнейшим поставщиком продукции для железных дорог России и Европы. Бывали годы, когда предприятие продавало на отечественных и западных рынках до миллиона пудов стальных особо прочных рельсов. И всю эту тяжесть везли на подводах по обычной дороге, ведь железной тогда ещё не было!
1905 - Открытие железной дороги, которую мы видим на фото.
1908 - Катав-Ивановский завод закрывается в связи с кризисом.
1914 - На базе металлургического производства пущен в эксплуатацию цементный цех.
1919 - Катав-Ивановск был взят частями Двадцать четвертой стрелковой дивизии красных. В поселке была установлена Советская власть.
1929 - На Иоанно-Предтеченской церкви были снесены обе колокольни, передний портик, утрачена живопись. Здесь долгое время размещался клуб, потом
кинотеатр.
1939 - Катав-Ивановский завод стал городом.
1941 - В Катав-Ивановск из Ленинграда был эвакуирован завод штурманских приборов, из Смоленской области - Кировский оборонный завод.
1947 - Завод разделился на цементный и литейно-механический заводы.
1960 - Цементное производство на старой заводской площадке в центре города прекратилось, а Литейно-механический завод остался.
1967 - Была задействована первая линия нового Катав-Ивановского цементного завода, выстроенного на восточной окраине города. К концу 9-й пятилетки это предприятие производило уже более 1525 тыс. тонн цемента в год.
1970 - Начата реконструкция Литейно-механического завода. В годы 10-й пятилетки были построены термообрубный, кузнечно-прессовочный цехи и литейный комплекс (на 4 тыс. тонн стального литья в год) с газопроводом. Выпуск продукции в 1975-80-х гг. достигал 17-18 тыс. тонн запасных частей для цементной промышленности и 37-38 тыс. тонн мелющих тел.
1986 - Сдан в эксплуатацию Катав-Ивановский хлебозавод производительной мощностью 29 тонн хлебобулочных и 300 кг кондитерских изделий в сутки.
1990 - Иоанно-Предтеченский храм вернули верующим. Время от времени проводятся реставрационные работы. Сейчас храм находится на пути к восстановлению, но колоколен пока нет.

Железные дороги, Урал, Катав-Ивановск, Фотосравнения, Скалы, Челябинская область

Previous post Next post
Up