С.М. Прокудин-Горский. Выемка у Катав-Ивановск. зав. 1910 год и 106 лет спустя

Apr 05, 2018 08:15

Уральский краевед Антон Азовцев (to4et) вслед за Прокудиным-Горским отправляется в Катав-Ивановск.
Очередное сравнение посвящено снимку, который был идентифицирован нами в 2010 году.

С.М. Прокудин-Горский. Выемка у Катав-Ивановск. зав. 1910 год и 106 лет спустя:



СТАТИЧЕСКОЕ СРАВНЕНИЕ И КОММЕНТАРИЙ:





Высокое разрешение

КОММЕНТАРИЙ АВТОРА ФОТОСРАВНЕНИЯ:
Снимок сделан с берега заводского, а теперь уже городского пруда. За спиной открывается красивый вид, странно что Горский не сделал кадр в ту сторону, то ли солнце светило в глаза, то ли этот снимок не сохранился. Пруд с этой точки - https://fotki.yandex.ru/next/users/to4et/album/232899/view/1342523
Ракурс трудно повторим, каждый шаг многое меняет, а в самом неподходящем месте выросла берёза, закрыв главные ориентиры, мост с домом, из-за неё я промахнулся на пару шагов и снимок пришлось собирать в ФШ буквально по камушкам, ну и вредную берёзу за одно срубил, что бы показать мост с которого сделан ещё один снимок с таким же названием, репродукция № 20626.
За мостом видна крыша красивого домика, что в нём было раньше я не знаю, при советах в нём сначала был хирургический стационар, потом туберкулезный диспансер, местные зовут её красной больницей, сейчас она заброшена, крыша сорвана ветром, коровы прячутся в ней от жары. Вид здания с моста - https://fotki.yandex.ru/next/users/to4et/album/232899/view/1342525
На старом фото, в левом верхнем углу, видны провода, думаю это первая в России по протяжённости, 50 километров, столбовая телефонная линия построенная в 1881 году, связавшая Катав-Ивановск, Юрюзань, Вязовую и Усть-Катав, ещё до постройки железной дороги.
В начале 20 века, цены на железо упали и завод остался без работы. Но его хозяин находит оригинальный выход - строительство ж.д. которую мы видим на фото! Каким - то немыслимым способом, в разгар мирового экономического кризиса, умудряется выбить государственный заказ на поставку своих рельсов самому себе. Авантюра князя позволила отсрочить «кризис» в этих местах на несколько лет. Белосельский - Белозерский обеспечивает все свои предприятия ( а значит и тысячи жителей этого горного края) стабильным заработком на целых четыре года! Но с того момента как рельсы дотянули до их производителя, в 1905 году, они стали не нужны. Дорога простаивала до 1914 года, пока вместо рельсов не научились делать цемент, который и возят по этой дороге до сих пор.
За сто лет, выемку в скале, с таким трудом выдолбленную вручную, на пару метров засыпали щебнем, современная дорога стала гораздо выше. Гора справа, наоборот стала ниже, её не только побрили, но и сняли скальп :-) видимо добывали на ней камень. Правее за кадром находится ещё одна гора на которой сейчас поселилось солнышко. Солнышко на яндекс карте - https://yandex.ru/maps/-/CBqM6PraDD
Вид солнышка с точки съёмки старого кадра - https://fotki.yandex.ru/next/users/to4et/album/232899/view/1342524
Фильм о здешних местах с прекрасными пейзажами и фото Прокудина-Горского. (данная выемка показана во второй части)
Сказ о железном деле ч 1 - https://youtu.be/PLKt_VoJ6l4
Сказ о железном деле ч 2 - https://youtu.be/_oGDdIxLtLU
Сказ о железном деле ч 3 - https://youtu.be/mM--nIlD3_A

История Катав-Ивановска
1755 - Симбирские купцы и промышленники Иван Борисович Твердышев и его зять Иван Семенович Мясников, основали на берегу реки Катав железоделательный завод,на который доставлялась руда с Бакальского месторождения. Название Катав-Ивановского завода происходит от имени реки Катав (башкирское "катай" - быстрый бег) и имен основателей завода.
1773 - Завод занят повстанцами в ходе Пугачёвского восстания. Население Катав-Ивановского завода перешло на сторону повстанцев, но не сожгли завод, вопреки предписанию Пугачёва.
1780 - Завод перешёл во владение наследников И. С. Мясникова - князей Белосельских-Белозерских.
1782 - При разделе имущества Катав-Ивановский завод Мясникова перешел к его дочери Е.И. Козицкой, а затем - к внучке А.Г. Белосельской-Белозерской, как и другие предприятия Катав-Ивановского горного округа.
1824 - В поселке Катав-Ивановского завода завершилась перестройка православной Иоанно-Предтеченской церкви: на месте деревянного здания было выстроено каменное, напоминающее католический костел.
1881 - Заводским инженерам удается объединить телефонной связью Катав-Ивановск, Юрюзань, Вязовую и Усть-Катав. В то время это была первая в России по протяжённости, 50 километров, столбовая телефонная линия.
1889 - На смену пудлинговому приходит бессемеровский способ производства стали. Катав-Ивановский завод становится крупнейшим поставщиком продукции для железных дорог России и Европы. Бывали годы, когда предприятие продавало на отечественных и западных рынках до миллиона пудов стальных особо прочных рельсов. И всю эту тяжесть везли на подводах по обычной дороге, ведь железной тогда ещё не было!
1905 - Открытие железной дороги, которую мы видим на фото.
1908 - Катав-Ивановский завод закрывается в связи с кризисом.
1914 - На базе металлургического производства пущен в эксплуатацию цементный цех.
1919 - Катав-Ивановск был взят частями Двадцать четвертой стрелковой дивизии красных. В поселке была установлена Советская власть.
1929 - На Иоанно-Предтеченской церкви были снесены обе колокольни, передний портик, утрачена живопись. Здесь долгое время размещался клуб, потом
кинотеатр.
1939 - Катав-Ивановский завод стал городом.
1941 - В Катав-Ивановск из Ленинграда был эвакуирован завод штурманских приборов, из Смоленской области - Кировский оборонный завод.
1947 - Завод разделился на цементный и литейно-механический заводы.
1960 - Цементное производство на старой заводской площадке в центре города прекратилось, а Литейно-механический завод остался.
1967 - Была задействована первая линия нового Катав-Ивановского цементного завода, выстроенного на восточной окраине города. К концу 9-й пятилетки это предприятие производило уже более 1525 тыс. тонн цемента в год.
1970 - Начата реконструкция Литейно-механического завода. В годы 10-й пятилетки были построены термообрубный, кузнечно-прессовочный цехи и литейный комплекс (на 4 тыс. тонн стального литья в год) с газопроводом. Выпуск продукции в 1975-80-х гг. достигал 17-18 тыс. тонн запасных частей для цементной промышленности и 37-38 тыс. тонн мелющих тел.
1986 - Сдан в эксплуатацию Катав-Ивановский хлебозавод производительной мощностью 29 тонн хлебобулочных и 300 кг кондитерских изделий в сутки.
1990 - Иоанно-Предтеченский храм вернули верующим. Время от времени проводятся реставрационные работы. Сейчас храм находится на пути к восстановлению, но колоколен пока нет.

Железные дороги, Урал, Катав-Ивановск, Фотосравнения, Скалы, Челябинская область

Previous post Next post
Up