Свежая находка:
http://electro.nekrasovka.ru/page/3710/7 Отчёт выставке достижений русских фотографов, развернутой в конце мая 1908 года в залах Академии художеств. Прокудин-Горский там устраивал показы специально для приглашённых членов Государственной Думы, чтобы пролоббировать свой законопроект об авторском праве фотографа
О самом событии прекрасно известно, а вот текст отчёта как-то прошёл мимо.
Фотограф-любитель, № 7 за 1908 год:
Четырехдневная выставка произведеній художественной фотографіи въ залахъ Императорской Академіи Художествъ.
...
Научная фотографія была иллюстрирована любезно одолженными Воздухоплавательнымъ паркомъ снимками съ воздушныхъ шаровъ, коллекціями Ѵ-го Отдѣла, Петербургскаго «Фотографическаго Общества, G. М. Прокудинъ-Горскаго. Примѣненіе фотографіи къ воспроизведенію картинъ было демонстрировано превосходными работами фирмъ: Вильборгъ и Голике и Прокудинъ-Горскаго. Въ ряды произведеній фотографіи, представлявшихъ по истинѣ художественныя картины, за 29-го мая вечеромъ выставка была открыта для представителей печати и вслѣдъ за осмотромъ выставки была сдѣлана репетиція показанія на экранѣ съ необходимыми объясненіями фотографій-картинъ въ натуральныхъ краскахъ и новѣйшихъ драматическихъ и художественныхъ произведеній кинематографа. Первыя были показаны С. М. Прокудинъ-Горскимъ при содѣйствіи его помощника А. А. Евдокимова.
...
Всѣмъ приглашеннымъ были разосланы изящные почетные билеты съ фотографическимъ снимкомъ въ натуральныхъ цвѣтахъ на каждомъ.Къ назначенному часу начали собираться почетные гости. Ихъ встрѣчали по очереди члены Совѣщанія и объясняли выставку по группамъ, начиная съ картинъ Карелина до новѣйшихъ цвѣтныхъ фотографій и научныхъ примѣненій.Въ 8 1/2 часовъ вечера всѣ присутствующіе были приглашены въ залу, гдѣ былъ установленъ огромный экранъ. Всѣхъ гостей было до 700. Къ сожалѣнію засѣданіе по Амурской дорогѣ въ Государственномъ Совѣтѣ и въ Государственной Думѣ не позволили нѣкоторымъ гостямъ остаться долго, другіе могли пріѣхать позже начала. Въ виду этого устроителямъ пришлось измѣнить первоначальную программу и раздѣлить показаніе на 3 части, чтобы какъ первые, такъ и вторые почетные гости могли видѣть обѣ послѣднія ступени, до которыхъ возвышалась фотографія - фотографическія художественныя картины въ натуральныхъ цвѣтахъ и фотографическіе разсказы (Кино).Показательный вечеръ начался съ объясненіяА. А. Карелина. Онъ изложилъ цѣль его, выразилъ признательность представителямъ И. А. Художествъ за содѣйствіе, и привѣтствіе гостямъ, отвѣтившимъ на приглашеніе личнымъ прибытіемъ.В. И. Срезневскій изложилъ программу вечера, назначеннаго для нагляднаго доказательства положеній о защитѣ авторскаго права фотографа, выставляемыхъ Совѣщаніемъ. Указавъ на творческій актъ въ созданіи фотографіи-картины, какъ изображенія момента, независимо отъ способа его реализаціи, указавъ па стремленіе достигнуть наибольшей правды, силы и художественности, подобно живописи, скульптурѣ, докладчикъ отмѣчалъ право на защиту правъ иниціатора идеи и на легкость похищенія этой идеи путемъ той же фотографіи. Вся выставка представляетъ рядъ картинъ-моментовъ жизни, природы, но въ обработкѣ, въ выборѣ, въ созданіи момента лежитъ интеллектуальная дѣятельность духа человѣческаго и она требуетъ законной защиты отъ грубой силы въ обезпеченіе общаго прогресса.Кинофотографическая лента, носящая въ себѣ тысячи изображеній, есть гоже продуктъ творчества и представляетъ рядъ быстросмѣняющихся моментовъ,-какъ въ самой жизни, какъ въ литературномъ, драматическомъ или музыкальномъ произведеніи, изображающемъ также жизнь, и движеніе души. И контрафакція ленты, и публичное воспроизведеніе ея не можетъ быть поощряемо закономъ во вредъ автору. Показаніе на экранѣ началось съ того, что составляетъ, какъ выразился В. И. Срезневскій, вѣнецъ современной фотографіи, гордость русскаго человѣка, ибо этотъ вѣнецъ, фотографія въ натуральныхъ краскахъ, въ томъ совершне- ствѣ, котораго она достигла, связана съ русскимъ именемъ-С. М. Прокудинъ-Горскаго. Показаніе картинъ-фотографій, послѣдовавшее за симъ, было дѣйствительно верхомъ совершенства. Наилучшія техническія условія, въ которыхъ было произведено проектированіе, постоянный электрическій токъ, представили картины- фотографіи С. М. Прокудинъ-Горскаго во всемъ величіи правды. Онѣ произвели на гостей весьма сильное впечатлѣніе и собраніе то и дѣло сопровождало демонстрированіе картинъ взрывомъ рукоплесканій. С. М. ГІрокудинъ-Горскій давалъ краткія объясненія нѣкоторыхъ техническихъ особенностей воспроизведенія и показалъ отдѣльныя составныя части цвѣтныхъ картинъ, соотвѣтственно участкамъ спектра, и комбинаціи частей.
....
Третья часть вечера послѣ перерыва, когда присутствовавшіе снова осматривали выставку въ сосѣднихъ залахъ, заключалась въ показаніиС. М. ІІрокудинъ-Горскимъ его новѣйшихъ картинъ-снимковъ изъ путешествія въ Италію и въ Туркестанъ. Между археологическими снимками была показана замѣчательная древняя ваза, сохраняющаяся въ Эрмитажѣ, цвѣта которой пропадаютъ. Запечатлѣніе ея цвѣтною фотографіею даетъ возможность сохранить документально цвѣта ея на вѣки и во всякое время воспроизвести ихъ комбинаціею лучей спектра, остающихся неизмѣнными. Большой научный интересъ представили также цвѣтные снимки украшеній на Туркестанскихъ храмахъ и зданіяхъ, погибшихъ при землетрясеніи.Такіе снимки наилучшимъ образомъ опровергали основание законопроекта Министра Юстиции о кратковременности интереса фотографии, не заслуживающей якобы долголетнего авторского права.
Высокохудожественые картины на всей выставке и демонстрированные на экране цветные изображения и кинограммы служили лучшим доказательством ложности другого основания законопроекта о механическомъ характерѣ фотографическаго изображенія. Показательный вечерь, устроенный въ И. Академіи Художествъ, судя по отзывамъ многихъ присутствовавшихъ, оказалъ существенную помощь для разъясненія поданной въ Думу Записки и устроители выставки и вечера удостоились отъ почетныхъ гостей благодарности.
В...скій.
Относительно личности автора есть только одно предположение, из нашего справочника "Окружение...":
Веселовский, Николай Иванович (1849-1918, Петроград), профессор, глава Императорской Археологической Комиссии. Оказывал научное содействие в организации фотоэкспедиций Прокудина-Горского/