Демонстрации Прокудина-Горского в залах Академии художеств. 1908 год

Sep 06, 2017 20:52

Свежая находка: http://electro.nekrasovka.ru/page/3710/7

Отчёт выставке достижений русских фотографов, развернутой в конце мая 1908 года в залах Академии художеств. Прокудин-Горский там устраивал показы специально для приглашённых членов Государственной Думы, чтобы пролоббировать свой законопроект об авторском праве фотографа
О самом событии прекрасно известно, а вот текст отчёта как-то прошёл мимо.

Фотограф-любитель, № 7 за 1908 год:

Четырехдневная выставка произведеній художественной фотографіи въ залахъ Императорской Академіи Художествъ.
...
Научная фотографія была иллюстрирована любезно одолженными Воздухоплавательнымъ паркомъ снимками съ воздушныхъ шаровъ, кол­лекціями Ѵ-го Отдѣла, Петербургскаго «Фотогра­фическаго Общества, G. М. Прокудинъ-Горскаго. Примѣненіе фотографіи къ воспроизведенію кар­тинъ было демонстрировано превосходными ра­ботами фирмъ: Вильборгъ и Голике и Прокудинъ-Горскаго. Въ ряды произведеній фотографіи, представ­лявшихъ по истинѣ художественныя картины, за 29-го мая вечеромъ выставка была открыта для представителей печати и вслѣдъ за осмотромъ выставки была сдѣлана репетиція показанія на экранѣ съ необходимыми объясненіями фото­графій-картинъ въ натуральныхъ краскахъ и новѣйшихъ драматическихъ и художественныхъ произведеній кинематографа. Первыя были пока­заны С. М. Прокудинъ-Горскимъ при содѣйствіи его помощника А. А. Евдокимова.




...
Всѣмъ приглашен­нымъ были разосланы изящные почетные билеты съ фотографическимъ снимкомъ въ натуральныхъ цвѣтахъ на каждомъ.Къ назначенному часу начали собираться по­четные гости. Ихъ встрѣчали по очереди члены Совѣщанія и объясняли выставку по группамъ, начиная съ картинъ Карелина до новѣйшихъ цвѣтныхъ фотографій и научныхъ примѣненій.Въ 8 1/2 часовъ вечера всѣ присутствующіе были приглашены въ залу, гдѣ былъ установленъ огромный экранъ. Всѣхъ гостей было до 700. Къ сожалѣнію засѣданіе по Амурской дорогѣ въ Государственномъ Совѣтѣ и въ Государственной Думѣ не позволили нѣкоторымъ гостямъ остаться долго, другіе могли пріѣхать позже начала. Въ виду этого устроителямъ пришлось измѣнить первоначальную программу и раздѣлить показаніе на 3 части, чтобы какъ первые, такъ и вторые почетные гости могли видѣть обѣ послѣднія сту­пени, до которыхъ возвышалась фотографія - фотографическія художественныя картины въ на­туральныхъ цвѣтахъ и фотографическіе разсказы (Кино).Показательный вечеръ начался съ объясненіяА. А. Карелина. Онъ изложилъ цѣль его, выра­зилъ признательность представителямъ И. А. Ху­дожествъ за содѣйствіе, и привѣтствіе гостямъ, отвѣтившимъ на приглашеніе личнымъ при­бытіемъ.В. И. Срезневскій изложилъ программу ве­чера, назначеннаго для нагляднаго доказатель­ства положеній о защитѣ авторскаго права фото­графа, выставляемыхъ Совѣщаніемъ. Указавъ на творческій актъ въ созданіи фотографіи-картины, какъ изображенія момента, независимо отъ спо­соба его реализаціи, указавъ па стремленіе до­стигнуть наибольшей правды, силы и художе­ственности, подобно живописи, скульптурѣ, до­кладчикъ отмѣчалъ право на защиту правъ иниціа­тора идеи и на легкость похищенія этой идеи путемъ той же фотографіи. Вся выставка пред­ставляетъ рядъ картинъ-моментовъ жизни, при­роды, но въ обработкѣ, въ выборѣ, въ созданіи момента лежитъ интеллектуальная дѣятельность духа человѣческаго и она требуетъ законной защиты отъ грубой силы въ обезпеченіе общаго прогресса.Кинофотографическая лента, носящая въ себѣ тысячи изображеній, есть гоже продуктъ творче­ства и представляетъ рядъ быстросмѣняющихся моментовъ,-какъ въ самой жизни, какъ въ литера­турномъ, драматическомъ или музыкальномъ про­изведеніи, изображающемъ также жизнь, и дви­женіе души. И контрафакція ленты, и публичное воспроизведеніе ея не можетъ быть поощряемо за­кономъ во вредъ автору. Показаніе на экранѣ началось съ того, что составляетъ, какъ выразился В. И. Срезневскій, вѣнецъ современной фотографіи, гордость рус­скаго человѣка, ибо этотъ вѣнецъ, фотографія въ натуральныхъ краскахъ, въ томъ совершне- ствѣ, котораго она достигла, связана съ русскимъ именемъ-С. М. Прокудинъ-Горскаго. Показаніе картинъ-фотографій, послѣдовав­шее за симъ, было дѣйствительно верхомъ со­вершенства. Наилучшія техническія условія, въ которыхъ было произведено проектированіе, постоянный электрическій токъ, представили кар­тины- фотографіи С. М. Прокудинъ-Горскаго во всемъ величіи правды. Онѣ произвели на гостей весьма сильное впечатлѣніе и собраніе то и дѣло сопровождало демонстрированіе картинъ взрывомъ рукоплесканій. С. М. ГІрокудинъ-Горскій давалъ краткія объясненія нѣкоторыхъ тех­ническихъ особенностей воспроизведенія и по­казалъ отдѣльныя составныя части цвѣтныхъ кар­тинъ, соотвѣтственно участкамъ спектра, и ком­бинаціи частей.
....
Третья часть вечера послѣ перерыва, когда присутствовавшіе снова осматривали выставку въ сосѣднихъ залахъ, заключалась въ показаніиС. М. ІІрокудинъ-Горскимъ его новѣйшихъ кар­тинъ-снимковъ изъ путешествія въ Италію и въ Туркестанъ. Между археологическими сним­ками была показана замѣчательная древняя ваза, сохраняющаяся въ Эрмитажѣ, цвѣта которой про­падаютъ. Запечатлѣніе ея цвѣтною фотографіею даетъ возможность сохранить документально цвѣта ея на вѣки и во всякое время воспроиз­вести ихъ комбинаціею лучей спектра, остаю­щихся неизмѣнными. Большой научный интересъ представили также цвѣтные снимки украшеній на Туркестанскихъ храмахъ и зданіяхъ, погиб­шихъ при землетрясеніи.Такіе снимки наилучшимъ образомъ опровергали основание законопроекта Министра Юстиции о кратковременности интереса фотографии, не заслуживающей якобы долголетнего авторского права.
Высокохудожественые картины на всей выставке и демонстрированные на экране цветные изображения и кинограммы служили лучшим доказательством ложности другого основания законопроекта о механическомъ характерѣ фото­графическаго изображенія. Показательный вечерь, устроенный въ И. Ака­деміи Художествъ, судя по отзывамъ многихъ присутствовавшихъ, оказалъ существенную по­мощь для разъясненія поданной въ Думу Записки и устроители выставки и вечера удостоились отъ почетныхъ гостей благодарности.
В...скій.

Относительно личности автора есть только одно предположение, из нашего справочника "Окружение...":

Веселовский, Николай Иванович (1849-1918, Петроград), профессор, глава Императорской Археологической Комиссии. Оказывал научное содействие в организации фотоэкспедиций Прокудина-Горского/

Проекции снимков Прокудина-Горского, Источники до 1919 года, Фотограф-любитель

Previous post Next post
Up