Поскольку никто не взялся перевести заметку в
парижской газете Le` Matin от 29 сентября 1890 года о громком судебном деле в Петербурге, пришлось сделать это самому.
Как было видно уже с первого взгляда, отец С.М. Прокудина-Горского выступал не в качестве обвиняемого, а в качестве жертвы мошенничества. Тем не менее, заметка фактически описывает то, что произойдёт с самим камергером М.Н. Прокудиным-Горским спустя 5 лет.
Громкий процесс в России. - Одно громкое судебное дело привлекает в настоящий момент внимание всей аристократии Санкт-Петербурга. Речь идёт о процессе по поводу мошенничества с подписями, вменяемом барону Николаю Карловичу Нольде, человеку 65 лет, принадлежащему к одной из первых фамилий Курляндии (балтийская провинция). Этот несчастный обманул при помощи фальшивых бумаг на крупную сумму господина Прокудина-Горского, камергера царя, и других лиц.
Ходят слухи, что господин Нольде не является единственным виновным и что в ходе судебного процесса может произойти такое, что приведёт к неожиданным арестам. Именно исходя из этих опасений императору уже настоятельно советовали проявить своё милосердие. Сама императрица любезно соизволила принять баронессу Нольде, которая бросилась перед ней на колени и умоляла просить о милосердии для своего мужа.
Всё было напрасным. Царь ничего не хотел слушать. «Благородные и мужики, сказал он, должны повиноваться одним и тем же законам и предаваться одному и тому же правосудию».
Более пятисот свидетелей были привлечены к делу и ожидается, что их откровения прольют малоприятный свет на частную жизнь некоторых лиц, принадлежащих к высшей знати и входящих в окружение самого императора Александра.