Что писали о Прокудине-Горском в СССР 1955 года

Apr 04, 2016 15:56

У журналистов и блоггеров нередко можно встретить утверждение, что в советское время имя Прокудина-Горского было "совершенно забыто", "вычеркнуто из истории" и вообще находилось под запретом. Однако это не совсем так.
Вот что писали о Прокудине-Горском в популярной советской литературе в 1955 г., через два года после смерти Сталина (Морозов С.А. Русская художественная фотография. М., 1955, стр. 106-108):

"Живо участвовали в обсуждении насущных вопросов художественной фотографии редактор-издатель журнала «Фотограф-любитель» Андриан Михайлович Лавров и преемник его по журналу Сергей Михайлович Прокудин-Горский.
Это были приверженцы реализма. Но если Петров в полемических высказываниях готов был иногда даже взять под защиту формалистические этюды, то Лавров и Прокудин-Горский порой разделяли мнения фотографов-техников, видевших в объективе-анастигмате чуть ли не венец мечтаний.
107

А. М. Лавров был всесторонне образованным деятелем фотографии. В юности он учился в школе рисования, затем закончил военно-морское училище, не оставляя занятий искусством. Он посещал классы Академии художеств; его учителями в жанре пейзажа были живописцы профессор А. П. Боголюбов и профессор Л. Ф. Лагорио. Лавров получил звание художника, был награжден медалью за успехи. Болезнь глаз вынудила, однако, Лаврова уйти с военной службы и оставить палитру с красками. Он занялся графикой, а с конца восьмидесятых годов - фотографией.
В историю фотографии А. М. Лавров (он писал также под фамилией Михайлович) вошел как популяризатор ее, как автор пособий по фотографии и статей в защиту реалистического направления. Лавров был одним из немногих деятелей фотографии, связывавших вопросы ее упадка как искусства с господством вкусов падкой на все модное буржуазии. Выступая против «фиглярничанья» в живописи и фотографии, Лавров писал в 1904 году: «Не будь теперь денежной, неразвитой в эстетическом вкусе буржуазии, то ни картины этих новаторов, ни подражания их фотографией не нашли бы ни сбыта, ни восхищения перед их изображением, требующим подписи «се лев, а не собака» или «се портрет женщины, а не лягушки»1.
Статьи Лаврова правильно ориентировали фотолюбителей.
Выступавший с резкими отповедями защитникам «мутного направления», С. М. Прокудин-Горский тоже не был ограниченным техником, каким его пытались представить противники. Это был образованный и одаренный человек. Крупный изобретатель, способный литератор, фотограф-художник, Прокудин-Горский занимался разносторонней деятельностью. Его имя как изобретателя вошло в историю кинематографа. Издававшийся им после Лаврова журнал «Фотограф-любитель» был очень популярным у читателей. Прокудин-Горский вложил много труда в полиграфию, разработав свой способ воспроизведения в цвете произведений живописи. Как фотограф, он выступал с репортажными снимками. Одно время Прокудин-Горский был председателем Пятого, фотографического отдела Русского технического общества. Изобретательский и художнический талант Прокудина-Горского позволил ему достигнуть вы-
1 «Фотограф-любитель», 1904, № 8, стр. 287.
108
дающихся успехов в цветной фотографии. Его цветные снимки были в ту пору, по выражению В. И. Срезневского, «венцом фотографии в натуральных красках». К таким работам надо отнести портрет Л. Н. Толстого, выполненный в Ясной Поляне, и серии цветных пейзажей «Италия», «Кавказ», «Туркестан»."

Эта книга Морозова вышла весьма неплохим тиражом и потом неоднократно переиздавалась, так что была хорошо известна всем, кто всерьёз интересовался фотографией (по крайней мере, теорией и историей фотоискусства). Были и другие публикации, в т.ч. сталинского периода, где в положительном свете упоминалось имя Прокудина-Горского (давно собираюсь сделать обзор на эту тему).

Кстати, источник этой замечательной цитаты из В. И. Срезневского нам пока так и не удалось найти.

Публикации советского периода

Previous post Next post
Up