Очередное обращение Прокудина-Горского к читателям журнала "Фотограф-любитель" (№6, 1906 г.)
Сергей Михайлович сетует на плохую организацию конгресса прикладной химии в Риме и на запрет фотографирования исторических памятников.
Также интересно о попытках создания быстрого съемочного процесса, нечто вроде моментальных снимков Полароида.
На сей раз набрал текст сам.
Колонка редактора
РАСШИФРОВКА ТЕКСТА:
«Фотограф-любитель», 1906, №6:
Я недавно вернулся из Рима, где был на конгрессе по прикладной химии, одна и секций которого была посвящена фото-химии и фотографии.
Впечатление этого конгресса и впечатление конгресса, бывшего в Берлине в 1903 году, несколько различны, именно со стороны научной организации конгресса. Время, выбранное для конгресса в Риме, оказалось для многих докладчиков крайне неудобно и потому многие активные члены не могли быть сами докладчиками и поручили это другим лицам, многие же ни сами не приехали, ни письменных докладов не прислали.
Конгресс происходил в лекционное время и большинство профессоров не могли оставить лекции для конгресса. Это особенно обидно, ибо такой научный съезд, помимо представляемых работ, ценен, главным образом, возможностью поделиться беседами пo разным вопросам, которые далеко не исчерпываются одними докладами на заседаниях секций.
По этому поводу я слышал жалобы многих членов конгресса и с других секций, кроме IX, в которой я принимал участие.
Непредставление письменных докладов равным образом составляет большой недостаток конгресса. Небольшое горе если присутствует сам докладчик, но когда ни до¬кладчика, ни письменного доклада нет - совсем неудобно. В программе секции доклад обозначен и многие лица являются на секцию специально выслушать этот доклад, а его то и нет.
Надо думать, что в Лондоне, где назначен следующий конгресс, это обстоятельство будет предусмотрено, что вполне возможно.
Мне кажется, что хотя бы за полгода до съезда, лица, заявившие о желании делать доклады, должны быть уведомляемы председателем конгресса или секции о высылке для напечатания докладов на одном из принятых языков и для этого должен быть дан хотя бы двухмесячный срок. Заявления же о желании делать доклады должны быть даваемы хотя бы за год до конгресса. Если все будет подгоняться к последнему месяцу до начала кон-гресса, то постоянно будут сюрпризы.
В печатных «трудах», издаваемых после каждого конгресса, конечно все доклады появятся, но ведь «труды»-то выйдут через год, а то и позже, и интересный, а иногда и очень нужный именно в данное время вопрос -устареет и потеряет всю свою ценность новизны.
Я должен оговориться. О высылке докладов члены конгресса были оповещены и в данном случай, но это было сделано за очень короткий срок до начала конгресса с одной стороны, а с другой названия докладов уже были напечатаны в программе конгресса. Печатать, до получения письменных докладов их названия в программе, мне кажется, ни в каком случай не следует, а если доклад, не смотря на его отсутствие в письменном виде, все-таки будет сделан, то это приятный сюрприз и никто не будет введен в заблуждение. На все сказанное можно возразить, что при сроке в три года, через ка¬ковой назначается следующий конгресс, нельзя требовать, чтобы письменные доклады пред¬ставлялись за полгода до конгресса, что и так время для работы не велико. Это совер¬шенно, быть может, и правильно, но показывает, что срок, протекающий между двумя конгрессами, не достаточен, принимая во внимание, что на конгресс ожидается всегда представление каких либо новых научных работ, которые делаются далеко не многими и как всегда излишняя торопливость в научных исследованиях недопустима. И так вопрос в увеличении срока.
В смысле npиёмa членов конгресса Италия сделала все возможное и с этой стороны конгресс был обставлен блестяще. Были, правда, некоторые недочеты, но они не зависали от администрации конгресса. Так напр., вследствие забастовки матросов, не могли состояться некоторые научные экскурсии.
Теперь я имею ещё поговорить об одном обстоятельстве, заслуживающем внимания и хотя непосредственно не относящемся к конгрессу, но которое должно было быть им предусмотрено. Это вопрос о фотографировали в Италии вообще и в Риме, где происходил конгресс, в частности.
Фотографирование в Италии в местах, заслуживающих действительного интереса, совершенно не допускается, а на улицах допускается фотографирование только малыми руч¬ными камерами. Весьма понятно, что на конгресс, одна из секций которого посвящена фотохимии и фотографии, съехались лица, интересовавшиеся помимо конгресса и возможности заняться фотографированием одной из красивейших местностей земного шара, а равно и тех древних памятников, которыми так богата Италия. Вот тут то и произошло недоразумение, ибо многие совершенно не знали о запрещении фотографировать. У одного из членов конгресса вышло неприятное столкновение с властями и он возбудил этот во¬прос на секции; секция нашла его недовольство совершенно правильным, ибо ничего подобного во всей Европе не существует. Фотографирование разрешено всюду, при условии, конечно, чтобы работа не мешала движению экипажей, если она происходит на улице. В Италии вопрос стоит несколько иначе. Все сколько-нибудь интересное сдано, так ска¬зать, в аренду и эксплоатируется продажей фотографии приезжающим иностранцам. Быть может это очень выгодное предприятие и государству есть интерес защищать подобную монополии, но во всяком случай следовало бы позаботиться об исключении для членов специалистов в области фотографии, которым на этот предмет могли бы быть выданы особые билеты. Конечно, защита монополии фотографирования имеет некоторый смысл в том отношении, что с маленького снимка представляется много хлопот для достижения тех же результатов, которые получаются при фотографировали непосредственно в большом размере со стативной камерой, но это касается уличных снимков, а в таких напр. местах, как раскопки Помпеи и т. п. фотографирование никакими .камерами не до¬пускается. Это очень обидно уже потому, что продаваемые фотографии всегда сняты с стереотипной точки зрения и в большинстве случаев далеко не с наиболее интересной. Другой вопрос, есть ли основания к защите подобной монополии государством; ибо защи¬щаемые предметы не составляют ни частной собственности, ни есть произведение какого либо данного лица, а представляют общегосударственную собственность, между тем, запрещение распространяется не только на иностранцев, а и на итальянцев.
Никаких фискальных целей, кроме выгоды, очевидно не преследуется, ибо уличные снимки разрешено свободно делать каждому ручными аппаратами, да, правду сказать, в настоящее время при развитии фотографической техники абсолютное запрещение фотографирования не более как кукольная комедия, ибо какие бы строгости не применялись, снять фотографию всегда возможно, если это желательно, а при существующих объективах можно получить превосходное увеличенное изображение, даже с очень маленького снимка. Подобные изображения далеки, конечно, от художественности, но фиск и не преследуетъ художественных целей, а только получение изображения. Мне кажется, что подобные приёмы сильно устарели и были пригодны разве во времена мокрого колодионного способа, до появления сухих броможелатиновых пластин, когда для фотографирования приходилось возить с собой целое сооружение, а потому и за нарушением запрещения уследить было очень легко.
Очень интересные сведения удалось мне получить относительно уже прославленной «катотипии», изобретенной, как известно, Гроссом, ассистентом проф. Оствальда. Работа эта была сделана в лаборатории проф. Оствальда. По описаниям суть катотипии состоит в том, что обычный сухой негатив быстро обливается смесью серного эфира с пере¬кисью водорода и на него по улетучивании эфира накладывается лист обыкновенной бумаги и сверху какой либо легкий пресс. Через несколько секунд бумага снимается и кладется в раствор сернокислого железа в воде, где ее оставляют на очень короткое время, а потом, сполоснув, переносят в водный раствор пирогаллола. На бумаге появляется превосходное изображение. Негатив остается в полной неприкосновенности и с него таким путем можно получить бесконечное количество изображений. Перекись водорода играет таким образом роль катализатора между серебром изображения и клетчаткой бумаги. Как кажется, на процесс этот уже всюду взяты патенты.
Года два тому назад я очень заинтересовался этим новым и чрезвычайно чудесным способом получения фотографических изображена и довольно много потратил времени, добиваясь каких либо положительных результатов, но наибольшее, что я мог получить, это некоторый намек на изображение при совершенной порче негатива, который разрушался от действия перекиси водорода. Получить какие-либо более или менее точные указания по процессу мне не удалось. В печати все сказано очень глухо и смутно. Очевидно, что многие писали понаслышке, а другие немногие, знавшие дело, писали с заведомо обдуманным намерением ввести в заблуждение Продолжая работать самостоятельно и игнорируя всякие описания, мне удалось получить лучшие изображения, но негативы все-таки пропадали, да и изображения не были так сильны и чисты, как бы это было желательно. Во время конгресса мне удалось обстоятельно переговорить по этому вопросу с проф. Оствальдом. Оказывается, по словам Оствальда, что и у них получаются те же явления по отношению негативов; стеклянный пластины совершенно непригодны для данной цели, а необходима бумажная подложка. В настоящее время, насколько я понял, дело катотипии передано «Новому фотографическому Обществу» в Берлине и оно занято изготовлением такой толстой бумаги с слоем бромосеребряной эмульсии. Когда результаты получатся вполне xopoшиe, то Общество приступит к эксплуатации способа путем продажи. А мне еще два года назад случилось заграницею встречать лиц, которые говорили, что лично видели превосходные катотипические изображения, полученные в лаборатории проф. Оствальда. Не всякому слуху верь.
С. Прокудинъ-Горский.