Европейские каникулы Прокудина-Горского

Feb 20, 2016 13:33

Ещё раз выражаю благодарность френду  kurosava_ad, который набрал вступительную статью Прокудина-Горского о "недружелюбии научных немцев".
Рубрика "колонка редактора" в журнале "Фотограф-любитель" за 1906-1909 гг. является одним из важнейших биографических (точнее, автобиографических) источников о Прокудине-Горском.  В этих текстах очень ярко раскрывается психологический портрет мастера, система его жизненных и профессиональных ценностей, художественных взгядов, а также содержатся важные фактические детали.

В №10 за 1906 год Сергей Михайлович рассказывает свои впечатления от посещения Берлинской и Миланской выставок. По всей видимости, он тогда провёл целое лето в разъездах по треугольнику Германия-Франция-Италия. Может быть, посещал и другие страны. Наверное, это было самое длительное его зарубежное турне  до самого отъезда из России в 1918 году.

КЛИКАБЕЛЬНО







Расшифровка текста сделана нашим френдом kurosava_ad

Когда в сентябрьском № журнала я писал в передовой статье о всеобщей фотографической выставке в Берлине, то я всего два раза осмотрел выставку. Говорят, и не без основания, что первое впечатление самое верное, но в данном случае это выражение может быть не подходящим уже потому, что число экспонатов выставки так велико, что даже в два посещения трудно вывести окончательное заключение. Ввиду этого, после месячного отсутствия из Берлина во Францию и Италию, я нарочно вернулся в Берлин и еще шесть раз обстоятельно осмотрел выставку. После такого многократного посещения я, наконец, вполне мог ориентироваться во множестве экспонатов и почти безошибочно помнил их местонахождение в различных этажах здания.
Помимо Берлина, мне пришлось быть на выставках в Милане, где имеется довольно большой фотографический отдел, значительную часть которого занимают французы. Конечно, отдел Миланской фотографической выставки - пигмей перед выставкой в Берлине по размерам, но я упомянул о Миланской выставке потому, что она лишний раз подтвердила мне, что изящество и вкус все-таки остаются на стороне французов. Работы, напр. C. Puyo, как на той, так и на другой выставке, превосходны, как по технике исполнения, так и по вкусу. Особенно замечателен у него выставленный в Берлине портрет в профиль, исполненный гуммиарабиковым способом в четыре краски. Работа, как известно, очень нелегкая. Вообще, «Фото-Клуб», в котором участвует своими экспонатами и Puyo, дает много хороших образцов работы.
Англичане, пожалуй, работают не хуже французов и выставленные Королевским фотографическим Обществом работы заслуживают полного внимания каждого, посещающего выставку. Из английских работ лиц, не участвующих в коллективных витринах общества, особенно выделяются работы Mrs. G. A. Barton, и по технике выполнения, и по вкусу. Сюжетами являются почти исключительно портреты; исполнены они гуммиарабиковой печатью и пигментом.
Различные немецкие фотографические общества, хотя и не в особенно большом обилии, но имеют в числе своих членов безусловно талантливых работников. Наибольшее число интересных работ представлено, по моему мнению, «Свободным фотографическим Обществом в Берлине», а также Мюнхенским клубом Фотографов-любителей.
Австрийские общества имеют интересные работы, но ничем особенно не выделяются в художественном отделе выставки.
Общества многих других государств дали очень небольшие коллекции своих работ, так что трудно вывести какое либо заключение в ту или иную сторону.
Относительно технического выполнения говорить почти нечего, ибо оно в огромном большинстве случаев превосходно и видно, что в этом отношении фотографирующая иностранная публика владеет в совершенстве процессами. Не особенно приятное впечатление произвели на меня только многие увеличения огромных размеров, исполненные довольно вяло. Отсутствие умелой ретуши на таких увеличениях равным образом говорит не в пользу этих экспонатов.
Характерным явлением в художественном отделе настоящей выставки может служить огромное количество копий, исполненных гуммиарабиковым способом и исполненных превосходно. Причина этого, мне думается, заключается в свойствах процесса, которые людям, обладающим вкусом и так сказать личной художественной инициативой, дают возможность в широких пределах показать и то и другое. Очевидно трудности способа не остановили таких людей и способ ими изучен в совершенстве. Портреты, в более или менее больших размерах, особенно хороши в этом исполнении.
Пигментный процесс также занимает выдающееся место и нисколько не потерял своей прелести. Довольно часто встречается «платина», но реже двух предыдущих способов. Затем следуют бромистые копии, соленые бумаги и альбумин.
Печальное место занимают целлоидинные и аристотипные бумаги. Первые, хотя и редко, но попадаются, а найти копию на аристотипной бумаге - это действительно задача. Сте клянный блеск вообще отсутствует в описываемом художественном отделе выставки и это к ее чести. Мне кажется, что время аристотипных бумаг заграницею отжито и ему никогда не вернуться, за ним та же участь постигнет и целлоидинные бумаги, хотя еще пожалуй не так скоро.
Когда техническая сторона фотографии постигнута, то естественно стремление к индивидуальности и художественности в работе, а, как известно, ни целлоидинная, ни аристотипная бумаги не дают простора в исполнении копий. Работа делается машинной, и потому противной.
Для начинающих заниматься фотографией, конечно, оба сорта бумаги по справедливости будут самыми любезными, но на выставки с ними больше соваться нечего.
Несколько фирм выставили различные образцы своих аристотипных и целлоидинных бумаг в виде разнообразнейших копий, но публика довольно равнодушно проходит мимо них, не уделяя им никакого внимания.
Россия, как я уже упоминал в предыдущей статье, представлена в художественном отделе выставки только «Художественным фотографическим Обществом» в Москве. В выставленной небольшой коллекции работ этого общества многие выполнены со вкусом и хорошей техникой.
О всех других отделах выставки я дам краткий отчет в тексте журнала.

=================================================
В настоящем № помещена статья г. Писарева о гуммиарабиковом способе, которым по своим опытам автор статьи, видимо, доволен. После осмотра Берлинской выставки я с своей стороны могу самым положительным образом посоветовать серьезно отнестись к этому процессу и, нисколько не боясь могущих быть в начале неудач, постараться достигнуть хороших результатов, что не так уже трудно, судя по огромному количеству образцов, выставленных различными лицами в Берлине.

=================================================
С 1-го января 1907 года, как видно из объявления, цена на журнал повышена с пяти рублей на семь. Главнейшей причиной повышения цены является повышение цен на типографские работы уже несколько месяцев тому назад.
Редакция не считала себя в праве повышать цену на издание в середине года и потому издание будет закончено в настоящем году по объявленной раньше цене в пять рублей. Чтобы хотя до некоторой степени вернуть уплаченный излишек за время повышения цены, оставшиеся экземпляры журнала с 1-го января будущего года поступят в продажу по цене семь рублей, до конца же настоящего года никаких изменений в цене журнала не произойдет.

С. Прокудин-Горский
Фотограф-Любитель №10 1906 г.
Набрал Третьяков Б.А.

Документы Прокудина-Горского, Фотограф-любитель, Сочинения Прокудина-Горского, Биография С. М. Прокудина-Горского

Previous post Next post
Up