Прокудин-Горский о притоне фотолюбителей

Feb 03, 2016 21:19

Поскольку не у всех читателей есть возможность самостоятельно штудировать архив журнала "Фотограф-любитель", который вчера был выложен нами в открытый доступ, мы будем публиковать здесь наиболее интересные материалы.
А самым интересным было, как правило, обращение Прокудина-Горского к читателям в начале каждого номера.
Это из №10 за 1908 год.
Поводом для выступления редактора-издателя послужила эта заметка:


Как же отреагировал Сергей Михайлович на это безобразие?
Вот что он написал:






Большое спасибо френду kurosava_ad за набор текста:

«Чины полиции 1-го участка Адмиралтейской части во главе с приставом, полковником А. П. Келлерманом в ночь на воскресенье обнаружили в клубе любителей-фотографов (Мойка, 61) крупную азартную игру и безпатентную торговлю водкою, пивом и винами.
Чины полиции проникли в клуб с черного хода и воспрепятствовали официантам и другой прислуге использовать специально устроенные в нескольких местах сигналы о тревоге.
Полиция опечатала огромное количество разных питей и переписала игроков.
Клуб будет закрыт.»
(Бирж. Ведомости № 10672, 25 августа 1908 г.)

Не правда ли занятная корреспонденция? Не только азартная воспрещенная игра и склад всевозможных питей, но еще и безпатентная торговля этими питиями - нечто, напоминающее собой контрабанду. Как это много имеет общего с фотографией!
Так как мне не удалось пока достать устава этого фотографического клуба, то Яне могу утверждать, что этот клуб - синоним описанного мною в передовой статье февральского номера за настоящий год «Собрания Фотографов-Любителей», но по прочтении устава Собрания я именно указывал тогда, что задачи, предусматриваемые уставом, имеют весьма мало общего с серьезным отношением к фотографическому делу.
Не знаю как на кого, но на меня происшествие с клубом произвело удручающее впечатление. Это еще первый случай, насколько мне известно, что за флагом фотографического искусства скрывался склад питей с азартными играми и что явилась необходимость вмешательства полицейской власти.
Не был ли я прав, писав мою февральскую передовую статью?
Мне отлично известно, что под видом открытия фотографических ателье проделывались возмутительные безобразия и, вероятно, кое где и сейчас проделываются, но смягчающим обстоятельством тут является то, что это предприятие одного, много двух лиц и потому сенсационного значения такое явление иметь, конечно, не может, да пожалуй, и фотографическому искусству ни в глазах большой публики, ни всякого начальства ничего не угрожает.. Всегда найдется один, два негодяя, поступки которых и падают на их только голову.
Совершенно другое случилось в ночь на воскресенье. Переписано целое собрание и у собрания же отобрано контрабандное вино. Это не один человек во первых, а во вторых господа члены собрания, вероятно, пили же это вино и превосходно знали, что оно контрабандное. Неужели из всех членов клуба  не нашлось одного человека, интересующегося фотографическим искусством и любящего его настолько, чтобы не дать согласия на эти безобразия.
При настоящем положении вещей весьма понятно будет, что при утверждении уставов фотографических обществ, собраний и клубов будут делаться, быть может, нежелательные сокращения и урезки и ровно ничего нельзя будет сказать, ибо случай налицо и при том довольно возмутительный…
В России довольно много различных фотографических общественных учреждений, и до сих пор ни на одно из них никто не мог пожаловаться, а потому защищать образующееся новое было сравнительно легко; теперь будет не то.
А как вам нравятся специально устроенные сигналы? Вероятно, и с этими фотографическими приборами были знакомы господа члены клуба?    Таким образом явствует, что фотографический клуб с начала его образования совершенно ничего общего с фотографией не имел, ибо иначе зачем нужны были специально устроенные сигналы.
Весьма интересно было бы узнать, находились ли в числе играющих в азартные игры и дамы. Если любительницы фотографии тоже были, то это полностью объяснит причину названия клуба именно фотографическим .
Почему в самом деле не предоставить дамам заниматься невинным искусством? Просто в карточный клуб по распоряжению градоначальника их не пустят, ну а в фотографический, конечно, можно. Это - мое предположение и я не знаю были ли дамы в числе переписанных лиц.
Случай неприятный, но назад не вернешь и, быть может, тут есть одно утешительное обстоятельство, а именно то, что больше под флагом фотографического искусства господа любители «приятного и полезного времяпрепровождения» клубов открывать не будут, а изобретут что нибудь новенькое, оставив фотографию в покое.
С. Прокудин-Горский
«Фотограф-любитель» №10 1908 г.
(Переписал Третьяков Б.)

Фотограф-любитель, Сочинения Прокудина-Горского

Previous post Next post
Up