Тайна тройных диапозитивов Прокудина-Горского

Dec 22, 2014 22:38

Как я уже писал, для фильма Леонида Парфёнова "Цвет нации"  был изготовлен макет проектора Прокудина-Горского в точном соответствии с экземпляром проектора А. Мите, который хранится ныне в Мюнхенском техническом музее:



На днях коллега по исследованию задал мне вопрос: а как же Прокудин-Горский мог на этом проекторе показывать свои снимки, если они имеют вид вертикально ориентированного тройного негатива?
Разве проектор не должен быть таким, как на схеме внука Прокудина-Горского Свечина?:



Вопрос интересный и связан с одной из самых главных загадок Прокудина-Горского, поэтому мы его рассмотрим подробно.

Прежде всего, откуда мы точно знаем, что ПГ использовал именно проектор системы Мите?
Об этом написано в Ведомостях ИРТО за 1905 год, в отчёте о первой публичной демонстрации цветных снимков:



Оригинальный вид проектора Мите:


В тех же источниках не раз упоминалось, что ПГ использовал фотокамеру системы А. Мите, поэтому полученные негативы должны были выглядеть одинаково.
Где хранится коллекция Мите мне не известно, но её части продаются на Интернет-аукционах.
Можно убедиться, что это такие же вертикально ориентированные тройные негативы:



Так как же их показывал Мите на своём "горизонтальном" проекторе?
Ответ элементарен: и Мите, и Прокудин-Горский показывали на проекторы вовсе не негативы, а сделанные с них диапозитивы. Эти диапозитивы были прикреплены горизонтально в ряд на специальную алюминиевую рамку.
Фотографии этих рамок есть в диссертационной работе Йенса Вагнера, специально посвященной методу Мите:



Точно также поступал и наш Сергей Михайлович.

В Деле о приобретении в казну коллекции Прокудина-Горского имеется его Докладная записка от 6 декабря 1910 года, где можно прочитать следующее:

"С негативных изображений мною исполнены диапозитивные изображения, состоящие тоже из металлического серебра, восемьсот штук из которых вставлены в специальные алюминиевые рамы для получения цветной проекции на экране. Для вставления остальной партии позитивов необходимы еще такие же рамы, но на это в данное время я не имею средств. Как негативы, так и вставленные в рамы позитивы хранятся в ящиках в полном порядке".

А теперь главный вопрос:
Куда подевались сотни тройных диапозитивов Прокудина-Горского? Ни один из них до сих пор не найден ни в России, ни Америке, ни во Франции.

Загадки Прокудина-Горского, Технология съемок и проекций

Previous post Next post
Up