Записка Прокудина-Горсокого о работе по созданию цветного кинематографа, 1922 г.

Oct 16, 2014 11:49

Как известно, Прокудин-Горский не оставил своих мемуаров в виде единого сочинения, однако у него есть целый ряд автобиографических очерков, воспоминаний и других публикаций, которые в совокупности дают интереснейшее (пусть и весьма фрагментарное) повествование о его жизни и работе от первого лица.
Особняком среди этих автобиографических материалов стоит Записка о работе по созданию цветного кинематографа 1922 года, написанная самим Прокудиным-Горским, но от третьего лица.
Впервые она была опубликована С.П.Гараниной в журнале "Киноведческие записки", №29 (1996).
В предисловии говорится, что Записка входит как самостоятельное вложение в одну из двух сохранившихся записных тетрадей мастера.
Написан текст на 14 отдельных листах тетрадного формата, под текстом нет даты, но достаточно точная датировка содержится в нем самом: "в настоящее время, т.е. в последних числах апреля 1922 г."
Сразу же за текстом на русском языке в тетрадь вложены две страницы машинописного текста на английском языке (всего 56 строк), под которыми рукой СМ. написано: "Мой доклад в Лондоне в 1922 году. СПГ."





Записка о работе по созданию цветного кинематографа, 1922

К разработке вопроса о цветном кинематографе проф. S.Procoudin-Gorsky приступил в 1911 году, после многих лет усиленной работы в области цветной фотографии. Все первые работы были посвящены исключительно так называемому "оптическому" цветному кинематографу, т.е. способу, по которому не получается непосредственно цветной фильмы, а получаются три черных негативных фильмы, снятые через три цветных фильтра (оранжевый, зеленый и фиолетовый). С этих трех негативных фильм делались три позитивных фильмы, которые проектировались одновременно на экран, каждая через соответственный светофильтр, при помощи специально для этой цели построенного проекционного аппарата. В 1913 г. эта работа была совершенно закончена, запатентована и дала блестящие по красоте результаты, но, как оказалось, не имела никакой коммерческой стоимости, т.к. для проектирования такой фильмы требовался совершенно специальный аппарат и, следовательно, такая фильма не имела бы никакого распространения среди уже существующих театров.
После этого S.P.G. пришел к заключению, что для того, чтобы цветная фильма могла иметь широкое распространение, а следовательно, и коммерческую стоимость, нужно, чтобы она обязательно удовлетворяла следующим условиям:
1) Чтобы она могла быть проектирована всеми теми же аппаратами, какими проектируется обычная черная фильма, без всякого изменения аппарата, источника света или экрана;
2) Чтобы стоимость ея не превышала много стоимости черной фильмы.
Первое задание вызывает необратимость получения цветов на самой фильме и в этом направлении и производилась работа в течение последующих 2 1/2 лет, и в конце 1916 г. эта задача была успешно разрешена, и этим способом было сделано несколько тысяч неподвижных снимков (диапозитивов) ввиду полной невозможности заказать необходимые приборы для работы с кинематографом из-за войны. В общих чертах этот способ совершенно сходен со способом трехцветной печати, т.е. снимаются три негатива через три соответствующих светофильтра (оранжевый, зеленый и фиолетовый). Затем с одного из них, например, снятого через оранжевый светофильтр, делается позитив, в котором все черное изображение, путем обработки соответственными растворами обращается в дополнительный к оранжевому, т.е. синий, цвет. Такой синий позитив покрывается поверх изображения новым чувствительным слоем эмульсии, на котор[ый] копируется позитив со следующего негатива (например, снятого через зеленый светофильтр), причем копируется так, что вновь полученное изображение совершенно точно совмещается с предыдущим, уже окрашенным в синий цвет.
Затем полученное черное изображение обращается в цвет дополнительный к зеленому, т.е. в красный. Далее этот уже двухцветный позитив покрывается снова чувствительным слоем эмульсии, на котор[ый] копируется позитив с последнего из трех негативов, т.е. со снятого через фиолетовый светофильтр, опять-таки при точном совмещении с двумя предыдущими уже окрашенными изображениями. Это последнее черное изображение обращается в желтый цвет.
Второе условие возможности широкого распространения цветной фильмы, т.е. ее низкая цена, вызывает необходимость ведения всего процесса изготовления фильмы фабричным путем.
Этот вопрос был разрешен теоретически, но на практике проверить его в России в то время не представлялось возможности ввиду войны и наступивших в 1917 г. событий.
Для того, чтобы иметь возможность закончить разрешение своей задачи и поставить дело на коммерческий путь, проф. S.P.G. выехал из России в конце августа 1918 г. вместе с двумя из своих сотрудников, и за неимением, с одной стороны, достаточных средств (т.к. все пришлось потерять в России), а с другой стороны, за неимением возможности получить разрешение на выезд в другие страны, ему пришлось остановиться в Норвегии.
До весны 1919 г. никаких работ производить не было возможности ввиду отсутствия нужных средств и только к маю 1919 г. удалось создать группу, которая дала средства на продолжение работы, сделанной в России.
В мае 1919 г. были начаты приготовления для работы с огромными трудностями, т.к. Норвегия является страной, совершенно не приспособленной для научно-технических работ. Все необходимые материалы и приборы приходится выписывать из-за границы, равно как и заказывать все специальные машины и аппараты.
Летом 1919 г. было получено предложение из Англии устраивать и вести все дело там, и S.P.G. после взаимного обсуждения этого предложения с норвежскою группой, внесшей деньги, решил прекратить все приготовления в Норвегии и переехать со своими помощниками в Англию, что и было сделано в сентябре 1919 г.
В Лондоне лица, желающие вести это дело, были найдены Mr.Dunlop-эти лица были организаторами О-ва артистов и с ними было подписано определенное соглашение. В очень скором времени, однако, оказалось, что эти лица не только не в состоянии вести дела, но кроме того мошенники, которым пришлось иметь дело с судом за кражу. Таким образом, соглашение S.P.G. с ними само собою распалось уже в ноябре 1919 г.
После этого в декабре 1919 г. S.P.G. вошел в соглашение с Mr.Moller-одним из норвежской группы, который принял на себя субсидирование дальнейшей разработки дела до времени изготовления первой показательной фильмы, после чего решено было в случае успеха образовать общество с крупными капиталами для эксплоатации дела. Ввиду того, что Mr. Moller крупных денег затратитъ не мог, было приступлено к постройке очень скромной лаборатории, состоящей из трех маленьких комнат, в нескольких милях от Лондона. Почти все нужные приборы, за неимением средств, чтобы их заказать, пришлось делать собственноручно сотрудникам прф. S.P.G. самым примитивным образом, и к апрелю 1920 г. было приступлено к изготовлению первой цветной фильмы.
Первая цветная фильма была сделана к середине июня 1920 г. и, хотя была очень далека от совершенства, но для специалистов доказывала, что самые принципы работы правильны. Ввиду того, что Mr.Moller заявил, что он больше денег затратить не может, пришлось снова приступить к поискам средств, и в июле 1920 г. Mr.Dunlop собрал группу шотландцев, председателем которой был он сам и которая подписала с проф. S.P.G. контракт №1.
Ввиду того, что эта шотландская группа не располагала достаточными средствами для постройки крупной лаборатории, было решено, сделав возможные улучшения и изменения в существующей уже лаборатории, попытаться создать небольшой кусок цветной фильмы достаточной длины, чтобы его демонстрировать на экране, и достаточно приличный, чтобы убедиться, что получение цветов действительно возможно, и что процесс правилен, т.к. первая фильма была признана недостаточно убедительным доказательством для специалистов цветного дела, после чего шотландская группа бралась достать крупные средства для постановки дела на коммерческом основании.
Весь конец 1920 г. ушел на улучшение лаборатории, но ввиду того, что деньгами распоряжались совершенно неопытные люди, деньги были израсходованы весьма скоро и непродуктивно. Все, что делалось в смысле переделки лаборатории, делалось чрезвычайно медленно, экономно и примитивно. В это же время S.P.G. отправился на юг Франции для того, чтобы снять негативы, с которых и предполагалось сделать новую показательную цветную фильму. Ввиду невозможности истратить достаточную сумму для съемки какой-либо связной сцены, пришлось удовольствоваться съемкой отдельных кусочков, не представляющих никакого интереса как сюжет.
В январе 1921 г. проф. S.P.G. приступил к изготовлению цветной фильмы с негатива, снятого во Франции, и закончил эту фильму в конце февраля.
Главными недостатками существовавшей лаборатории были следующие:
1) Очень маленькое помещение;
2) Совершенно сырое помещение;
3) Невозможность иметь дорогие аппараты для очистки воздуха от мелкой угольной пыли, которой насыщен воздух вокруг Лондона;
4) Отсутствие хорошо и солидно построенных машин и аппаратов. В первых числах марта цветная фильма была демонстрирована перед Syndicate и имела полный успех. После этого фильма поступила в распоряжение Syndicate и 16-го марта 1921 г. была демонстрирована в одном из театров Лондона представителям прессы и экспертам.
На следующем заседании Syndicate было постановлено приступить к созданию крупного капитала для эксплоатации изобретения S.P.G., а сам S.P.G. отправился во Францию для того, чтобы не теряя времени снять новые негативы.
В это же время были закончены расчеты новой съемочной камеры, которая совершенно уничтожала недостатки предыдущей, и было решено только подготовить все для съемки на юге Франции, а самую съемку производить уже новой камерой, которая должна была быть немедленно же заказана. Syndicate вскоре убедился, что создать крупный капитал в Z 350.000 ему не по силам, и в то же время решил, что образовать крупное дело будет гораздо легче, если предварительно доказать на практике, а не только на основании теоретических расчетов, что цена цветной фильмы при фабричном производстве будет достаточно низка для ее широкого распространения. Таким образом, было решено собрать значительно меньший капитал, всего Z 40.000, построить небольшую, но отлично оборудованную фабрику на юге Франции (т.к. цены за работу во Франции значительно дешевле, чем в Англии, а также климатические условия гораздо благоприятнее) и сделать серию цветных фильм хорошего качества. Проф. S.P.G. согласился с такой постановкой вопроса и тогда был подписан контракт №2. 5-го сентября немедленно вслед за этим S.P.G. было найдено отличное здание около Ниццы и составлена смета на переделку помещения и оборудование фабрики. После совместного обсуждения на собрании эта смета в Z 9.000 была одобрена и принята.
В сентябре 1921 г. проф. S.P.G. окончательно переехал в Ниццу, где под его непосредственным наблюдением начались работы по ремонту и переделке здания и в то же время из Англии были перевезены некоторые приборы из прежней лаборатории, которая после того была разрушена владельцем места, на котором она стояла.
В октябре того же года была окончена постройка новой съемочной камеры, которая также была доставлена в Ниццу для того, чтобы немедленно по окончании оборудования фабрики (что по расчетам должно быть окончено в декабре) ее окончательно отрегулировать и немедленно приступить к съемке еще летом заготовленных сценариев. *
В начале октября Syndicate сообщил проф. S.P.G., что поступление денег происходит очень медленно и потому постройку фабрики лучше немного задержать, но что в самом близком будущем деньги будут.
В это же время прекратилась регулярная выплата обусловленного по контракту жалования самому S.P.G. и его штату. С октября 1921 г. и по настоящее время никаких больше денег на создание фабрики не поступало и в то же время Syndicate задолжал S.P.G. путем неуплаты жалования около Z 1500.
На 13 марта 1922 г. было назначено заседание Syndicate, на которое был вызван и S.P.G., но ввиду его нездоровья его замещал его сын, имевший полную доверенность от S.P.G.
На заседании выяснилось, что денег от Syndicate нету, равно как нету никаких определенных видов на получение денег. Было решено просить S.P.G. дать Syndicate возможность попробовать выйти из трудного положения, согласившись подождать несколько недель уплаты долга и на временное получение половины оговоренного в контракте оклада с тем, что остающаяся половина будет продолжать записываться как долг. Условия эти были приняты проф. S.P.G., но только устно, с целью дать все возможности Syndicate выйти из затруднения. В настоящее время, т.е. в последних числах апреля 1.922 г. S.P.G. убедился, что Syndicate продолжает не выполнять своих, даже сокращенных обязательств и главное не дает никакой возможности продолжать начатое дело постройки и оборудования фабрики, и решил, воспользовавшись своим правом, прекратить контракт с Syndicate и принять все возможные меры к перенесению своего дела в Соед. Штаты, которые, несомненно, являются наиболее подходящим местом в мире для развития такого нового и крупного дела.

Научная и изобретательская деятельность, Документы Прокудина-Горского, Эмигрантский период, Сочинения Прокудина-Горского, Биография С. М. Прокудина-Горского

Previous post Next post
Up