Изучение негативов Прокудина-Горского является отдельным направлением исследования. По "зеркальным" номерам на них, состоянию эмульсионного слоя, рисунку засветки и другим признакам было сделано немало интересных открытий, в т.ч. касающихся идентификации и датировки. Однако ещё не все тайны негативов разгаданы.
Например, почему некоторые снимки из коллекции Прокудина-Горского имеют кадрированный негатив, как на этом снимки "Рябины" 1910 года:
Вот тройной негатив целиком:
Наиболее логично предположить, что кадрирование негатива потребовалось для печатания снимка в определённом формате.
Репродукция "Рябин" нам не известна, но в некоторых случаях кадрированные негативы действительно соответствуют напечатнным снимкам.
Например, известно, что репродукция знаменитого "Обеда на покосе" украшала комнату Прокудина-Горского в последние годы его жизни:
К сожалению, в Сети эта репродукция нашлась только в микроскопическом виде:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9496/50014243.bf/0_c1843_616b3dee_orig.jpg)
Кстати, обратите внимание, что репродукция сделана ещё до того, как негатив разбился и потерял часть одного из кадров!
Негатив с портретом Льва Толстого не найден, но о его кадировании можно косвенно судить по формату контрольного отпечатка в альбоме:
Кстати, это единственный случай, когда в альбом вклеен кропированная контролька, в остальных случаях контрольные отпечатки делались с ещё необрезанного изображения.
Например, те же "Рябины":
Обратите внимание, что работники Библиотеки Конгресса заметили факт кропирования снимка и сделали отметку.
Далее, кадрирован портрет Главного министра Бухары:
В альбоме он не обрезан:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5202/50014243.bf/0_c1844_73b85489_XL.jpg)
Мы можем предположить, что портрет был напечатан, хотя пока никто не видел репродукции.
Однако версия с кадрирование для печати рушится, когда мы находим примеры напечатанных снимков при нетронутом негативе.
Например, снимок, ошибочно подписанный у Прокудина-Горского как "Аул Шамиля":
Негатив не кадрирован, хотя в печатном варианте поле изображение более узкое:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/3910/oldcolor.8/0_201d5_4a800a79_XL.jpg)
Другие "открыточные" негативы тоже, как правило, не кадрированы.
А если кадрирован, то не соответствует формату открыточного изображения, например, снимок "Хутор в Малороссии":
Интересно, что рамка кадрирования нередко носит "рваный" характер:
Ещё заметнее это на снимки Ясной Поляны:
Такое впечатление, что на негатив наклеивали какую-то ленту, которая потом удалялась вместе с эмульсионным слоем, но не равномерно:
"Медресе Дуан-Бегги (в Лабихаузе)":
"Камень "Шайтан". Общий вид от села Новая Деревня":
"На реке Сим у станции Аши-Балашовской":
Остатки этой "ленты" - "головная боль" для реставраторов, которые стремятся сохранить максимально возможное поле снимка.
"Железнодорожный мост через реку Каму около Перми":
"Рыболов на р. Исети":
"Временная гостиница. Гагры":
"Ахалшены. Розовый рододендрон":
"Колонка в церкви Иоанна Предтечи":
Очень редко, когда рамка идеально ровная.
"Колдахвары. Сарай для сушки кукурузы":
"Вид на г. Златоуст с запада", рамка наложена кривовато:
Вообще, почти всегда хорошо заметно, что кадрирование очень грубое, рамка наложена небрежно и её границы не совпадают при наложении кадров.
"По пути к Юрезанскому мосту":
"Катав-Ивановский завод. Заводской пруд и плотина":
"Плоты, сидящие на перекате у деревни Курья":
"Текинец на верблюде. Близ Байрам-Али":
"Караван верблюдов, везущий колючку для корма":
"Пионы":
Не кадирированы негативы серии снимков, напечатанных Прокудиным-Горским у учебнике географии Ященко 1916 г., хотя там границы изображения почти совпадают с оригинальными, поэтому кадрирования просто могло не потребоваться.
Правда, и здесь есть исключения. Снимок "Выходные пласты у Катав-Ивановского завода" был напечатан в книге Ященко и имеет кадрированный негатив:
Также кадрирован негатив снимка "Осень. Этюд у деревни Горки" из той же книги Ященко:
При этом особенно интересно отметить, что напечатанный в книге Ященко снимок "Исток Волги" имеет некадрированный негатив:
А с кадрированным негативом у Прокудина-Горского - другой вариант того же этюда:
Опять-таки, не потребовалось кадрировать негативы с видами Боржома для издания их в виде открыток, хотя там печатное изображение сильно обрезано.
В общем, загадка.
Интересно было бы узнать мнение читателей.
Если посмотреть хронологически, то среди кадрированных негативов есть снимки 1904, 1908, 1909, 1910, 1911, 1912 гг.
Географически - Кавказ, Урал, Средняя Азия, Шексна, Верхняя Волга, Ярославль, Малороссия, Ясная Поляна.
Все кадрированных негативов я насчитал в коллекции более 25 штук.
По идее, их должно всё же что-то объединять. Может, кадрировалось одномоментно для какой-то выставки или издания?