Загадка кадрированных негативов Прокудина-Горского

May 24, 2014 10:19

Изучение негативов Прокудина-Горского является отдельным направлением исследования. По "зеркальным" номерам на них, состоянию эмульсионного слоя, рисунку засветки и другим признакам было сделано немало интересных открытий, в т.ч. касающихся идентификации и датировки. Однако ещё не все тайны негативов разгаданы.

Например, почему некоторые снимки из коллекции Прокудина-Горского имеют кадрированный негатив, как на этом снимки "Рябины" 1910 года:



Вот тройной негатив целиком:


Наиболее логично предположить, что кадрирование негатива потребовалось для печатания снимка в определённом формате.
Репродукция "Рябин" нам не известна, но в некоторых случаях кадрированные негативы действительно соответствуют напечатнным снимкам.

Например, известно, что репродукция знаменитого "Обеда на покосе" украшала комнату Прокудина-Горского в последние годы его жизни:



К сожалению, в Сети эта репродукция нашлась только в микроскопическом виде:



Кстати, обратите внимание, что репродукция сделана ещё до того, как негатив разбился и потерял часть одного из кадров!

Негатив с портретом Льва Толстого не найден, но о его кадировании можно косвенно судить по формату контрольного отпечатка в альбоме:


Кстати, это единственный случай, когда в альбом вклеен кропированная контролька, в остальных случаях контрольные отпечатки делались с ещё необрезанного изображения.

Например, те же "Рябины":


Обратите внимание, что работники Библиотеки Конгресса заметили факт кропирования снимка и сделали отметку.

Далее, кадрирован портрет Главного министра Бухары:


В альбоме он не обрезан:



Мы можем предположить, что портрет был напечатан, хотя пока никто не видел репродукции.

Однако версия с кадрирование для печати рушится, когда мы находим примеры напечатанных снимков при нетронутом негативе.
Например, снимок, ошибочно подписанный у Прокудина-Горского как "Аул Шамиля":


Негатив не кадрирован, хотя в печатном варианте поле изображение более узкое:



Другие "открыточные" негативы тоже, как правило, не кадрированы.
А если кадрирован, то не соответствует формату открыточного изображения, например, снимок "Хутор в Малороссии":


Интересно, что рамка кадрирования нередко носит "рваный" характер:


Ещё заметнее это на снимки Ясной Поляны:


Такое впечатление, что на негатив наклеивали какую-то ленту, которая потом удалялась вместе с эмульсионным слоем, но не равномерно:
"Медресе Дуан-Бегги (в Лабихаузе)":


"Камень "Шайтан". Общий вид от села Новая Деревня":


"На реке Сим у станции Аши-Балашовской":


Остатки этой "ленты" - "головная боль" для реставраторов, которые стремятся сохранить максимально возможное поле снимка.

"Железнодорожный мост через реку Каму около Перми":


"Рыболов на р. Исети":


"Временная гостиница. Гагры":



"Ахалшены. Розовый рододендрон":


"Колонка в церкви Иоанна Предтечи":


Очень редко, когда рамка идеально ровная.
"Колдахвары. Сарай для сушки кукурузы":


"Вид на г. Златоуст с запада", рамка наложена кривовато:


Вообще, почти всегда хорошо заметно, что кадрирование очень грубое, рамка наложена небрежно и её границы не совпадают при наложении кадров.
"По пути к Юрезанскому мосту":


"Катав-Ивановский завод. Заводской пруд и плотина":


"Плоты, сидящие на перекате у деревни Курья":


"Текинец на верблюде. Близ Байрам-Али":


"Караван верблюдов, везущий колючку для корма":


"Пионы":


Не кадирированы негативы серии снимков, напечатанных Прокудиным-Горским у учебнике географии Ященко 1916 г., хотя там границы изображения почти совпадают с оригинальными, поэтому кадрирования просто могло не потребоваться.

Правда, и здесь есть исключения. Снимок "Выходные пласты у Катав-Ивановского завода" был напечатан в книге Ященко и имеет кадрированный негатив:


Также кадрирован негатив снимка "Осень. Этюд у деревни Горки" из той же книги Ященко:


При этом особенно интересно отметить, что напечатанный в книге Ященко снимок "Исток Волги" имеет некадрированный негатив:


А с кадрированным негативом у Прокудина-Горского  - другой вариант того же этюда:


Опять-таки, не потребовалось кадрировать негативы с видами Боржома для издания их в виде открыток, хотя там печатное изображение сильно обрезано.

В общем, загадка.
Интересно было бы узнать мнение читателей.

Если посмотреть хронологически, то среди кадрированных негативов есть снимки 1904, 1908, 1909, 1910, 1911, 1912 гг.
Географически - Кавказ, Урал, Средняя Азия, Шексна, Верхняя Волга, Ярославль, Малороссия, Ясная Поляна.
Все кадрированных негативов я насчитал в коллекции более 25 штук.
По идее, их должно всё же что-то объединять. Может, кадрировалось одномоментно для какой-то выставки или издания?

Загадки Прокудина-Горского, Исследования

Previous post Next post
Up