О том ли мечтал пан Козлевич?

Dec 05, 2013 12:54

- А Козлевич, наш верный Адам, получит новую машину.
Какую вы хотите, Адам Казимирович? «Студебекер»? «Линкольн»? «Ройс»? «Испано-Сюизу»?
- «Изотта-Фраскини», - сказал Козлевич, зарумянившись.
Илья Ильф, Евгений Петров, "Золотой телёнок", 1931

Итальянцы даже прозаические грузовики с автобусами умудрялись делать красиво. Годов этак но середины 60-х. Причём, изготовлением грузовых автомобилей и автобусов не брезгали подавляющее большинство производителей, а для некоторых коммерческий транспорт был основным источником дохода - как для Alfa Romeo например. Грузовики строили Lancia, Alfa Romeo, OM, FIAT и даже прославленная своими роскошными легковыми автомобилями Isotta Fraschini, о коей мечтал пан Козлевич из "Золотого телёнка". Вкус и запросы у Адама Казимировича были недурны: несколькими автомобилями этой марки владел, например, знаменитый актёр Рудольф Валентино, актриса Глория Свенсон и многие другие "богатые и знаменитые". Однако Великая Депрессия больно ударила по фирме, придерживавшейся к тому времени политики "одной модели". В 1932 году обанкротившаяся компания была выкуплена графом Капрони ди Толедо, хозяином авиастроительной фирмы имени себя, которому необходимы были хорошие авиационные двигатели. В 1933 году производство легковых машин пришлось свернуть и "вернуться к корням" - до Первой Мировой фирма выпускала грузовики помимо легковых моделей. В 1934 году дебютировала капотная модель D80, оснащённая шестицилиндровым лицензионным дизелем MAN, а в 1940 более лёгкая D65 с кабиной над двигателем. Весьма изящные и обтекаемые кабины были спроектированы фирмой Caproni. Эти две модели, постоянно модернизируясь, выпускались до 1955 года, когда фирма окончательно стала моторостроительной. Хотя в послевоенные годы были и попытки возобновить производство и легковых машин, и троллейбусы выпускали, и даже продали лицензию на свои грузовики бразильцам! В качестве моторостроительной она и поныне живёт и здравствует.

Isotta Fraschini D80 Tanker '1934-39



Isotta Fraschini D80CO '1935


Броневик на базе грузовика Isotta Fraschini времён Первой Мировой Войны


Владельцами автомобилей знаменитой итальянской марки были шах Ирана Реза Пехлеви, Ага Хан, король Румынии Кароль II, император Эфиопии Хайле Селассие и король Италии Умберто, княжеский дом Гримальди, Бенито Муссолини, писатель Габриеле Д’Аннунцио, газетный магнат Уильям Рандольф Херст, актриса Клара Боу, актёр Рудольфо Валентино. Даже в гараже Папы Римского Пия XI Isotta-Fraschini занимала почётное место.

Рудольфо Валентино около своего автомобиля Isotta-Fraschini Tipo 8, с кузовом "купе-де-вилль" (или в американской традиции "таун-кар").


Актёр был обладателем двух автомобилей этой марки.

Троллейбус Isotta-Fraschini TS 40F1 на службе в Комо в 40-х годах


Isotta Fraschini F2 '1939 на улицах Генуи


Об этой странице истории марки гугл практически ничего не знает.

Несколько красивых картинок "глянцевой" стороны жизни марки, "когда проза жизни не пачкала сапог её":
Isotta-Fraschini Tipo 8A Boattail Tourer by Cesare Sala '1927



Isotta-Fraschini Tipo 8A S Roadster by Fleetwood '1927



Isotta-Fraschini Tipo 8A Dual Cowl Phaeton by Castagna '1930



Isotta-Fraschini Tipo 8B Dual Cowl Phaeton by Castagna'1933



Когда закончилась столь бесславная для Итальянского королевства Вторая Мировая война, фирма Isotta-Fraschini вновь войти в ту же реку и попыталась возобновить выпуск легковых автомобилей, представив в 1947 г. совершенно новую модель Tipo 8C Monterosa революционной для марки конструкции. Автомобиль, спроектированный Фабио Рапи (Fabio Rapi) и Алессандро Баи (Alessandro Baj), был явно построен с оглядкой на Tatra 87 работы Ганса Ледвинки и VW Kafer Фердинанда Порше. Обтекаемый шестиместный кузов был создан ателье Zagato - давним партнёром компании. Двигатель V8 объёмом 2,5 литра и радиаторы системы охлаждения (машина, в отличие от творения Ледвинки, была оборудована двигателем жидкостного охлаждения) были расположены сзади. Была установлена преселективная коробка передач Wilson и подвеска на резиновых упругих элементах.
Прототип, представленный на Парижском автосалоне в 1947 году, был очень оригинален, но, в отличие от красавицы Tatra 87, мягко сказать... не слишком красив.
Isotta-Fraschini Tipo 8C Monterosa by Zagato '1947



Машина предназначалась для американских покупателей - ни свои босяки, ни разорённая войной Европа такие большие и дорогие машины "в количествах" не тянули. А американцы и своего-то Престона Такера, тогда-же представившего свой Tucker Torpedo подобной конструкции (и куда более привлекательный внешне!) загнобили до того, что тот вскорости помер, бедолага!
В процессе подготовки производства прототип сильно модернизировали: подросли рабочий объём и мощность двигателя, радиатор переехал на привычное место впереди. Было построено несколько прототипов с разными кузовами от Touring и Zagato, но империю графа Капрони Ди Толидо после войны трясла лихоманка и в итоге в 1949 году Isotta-Fraschini накрылась медным тазом. Активы обанкротившейся компании за бесценок были выкуплены государством.

Isotta-Fraschini Tipo 8C Monterosa Cabriolet by Touring '1948


Isotta-Fraschini 8С Monterosa Coupe Zagato


Грузовики под маркой Isotta-Fraschini выпускались до 1955 года, когда предприятие объединили с компанией Breda Motori, и фирма стала называться Fabrica automobili Isotta-Fraschini e motori Breda.

1954 Isotta Fraschini D65M Zagato


В 1960-е компания стала строить троллейбусы под маркой Breda. В 80-е годы фирму переименовали в Isotta Fraschini Motori SpA и она влилась в концерн Fincantieri.

truck, italy, история, 40-е, design, history, 30-е, 50-е

Previous post Next post
Up