Оригинал взят у
nickmix01 в
XP-21 Firebird I
Долго размышлял, но решил тоже пустить пост про XP-21 Firebird I, потому что везде по рунету гуляет один и тот же кусок из проспекта. Добавим малость.
История создания XP-21 Firebird
XP-21 Firebird является первым газотурбинным автомобилем, когда-либо построенным и испытанным в США.
Он не возглавляет новую линейку автомобилей General Motors. Более того, его никогда не увидите на дорогах общего пользования. На самом деле, он построен только для полигонов и испытательных треков.
Для чего разработан XP-21, что его создатели хотят доказать и что проверить?
Прежде всего, этот изящный, белый одноместный автомобиль является средством для изучения будущих возможностей газовой турбины для коммерческого использования. Она является частью еще большей группы исследований General Motors и программы инженерного изучения всех известных форм движущей силы.
Учитывая этот важный факт, следует также отметить, что несмотря на то что хорошо известен огромный мощностной и скоростной потенциал газовой турбины, GM не пытается добиться сверх скорости мощности от этого автомобиля. Скорее, мы пытаемся определить, могут быть ли турбины использоваться на автомобильных дорогах с низкой и средней загруженностью, при этом оставаясь эффективными и экономичными.
Опыт GM
Уже давно вошло в обычай для дизайнеров, инженеров и разработчиков GM создание и испытание «рабочих образцов» для выявления будущих направлений автомобилестроения. Это эксперимент, который выходит далеко за пределы эскизов, рисунков и теорий.
В прошлом эта практика произвела такими знаменитыми GM «предвидениям» Train of Tomorrow (1947), Buick Y-Job (1938), Le Sabre и XP-300 (1951), каждый из которых были построен для проверки как дизайнерских, так и инженерных решений.
Как родился Firebird
Идея с Firebird возникла у Харли Дж. Эрла, вице-президента GM, отвечающего за дизйнерское подразделение компании, который также спроектировал корпус из стекловолокна. Газотурбинный двигатель автомобиля и шасси были разработаны под руководством вице-президента GM Чарльза Л. MакКуина, генерального директора отдела научно-исследовательских лабораторий GM.
Авиационные мотивы проявляются в передней части автомобиля, спроектированной в форме «иглы», треугольных крыльях отброшенных назад вдоль задней половины болида, вертикальном хвостовом плавнике и пластиковом «пузыре» над кабиной водителя.
Испытания в аэродинамической трубе
Полностью обтекаемому автомобилю, такому как Firebird, необходим хвостовой плавник или плоский вертикальный стабилизатор позади центра тяжести автомобиля, чтобы дать болиду курсовую устойчивость, или хранить его на курсе, когда он находится в движении.
Для того, чтобы полностью изучить это направление, General Motors обратилась в Калифорнийский технологический институт, чтобы произвести серию испытаний в аэродинамической трубе с масштабной моделью Firebird. Уникальный дизайн автомобиля, отчасти, является результатом этих тестов.
Турбина и машина
Автомобильные турбины разрабатываются научно-исследовательскими лабораториями GM в течение нескольких лет, но Firebird является первым публичным показом достижений в этой области.
Механически, этот газотурбинный автомобиль является полной противоположностью обычных автомобилей. В носу, перед водителем, располагается 35-галлонный стекловолоконный пластиковый топливный бак. За водителем интегрированная энергетическая установка, состоящая из двух механически независимых частей - газогенератора и силовой части.
Движение Firebird происходит от работы силовой турбины, а не от тяги выхлопных газов через хвостовой конус, как это происходит у турбореактивных самолетов. Это основное различие между автомобильной турбиной и турбиной самолета.
Газотурбинный двигатель развивает мощность в 370 лошадиных сил при скорости силовой турбины 13000 оборотов в минуту
Общий вес силовой установкой, в том числе газогенереатора и силовой части, составляет всего 775 фунтов.
Общий вес автомобиля составляет 2500 фунтов.
Весь двигатель вписывается в пространство 63 дюймов в длину, 26 дюймов в глубину и 32 в ширину.
Общая длина Firebird составляет 222,7 дюйма, по сравнению с Кадиллаком 220 11/16, а его ширина составляет 80 дюймов в самом широком месте - с учетом кончиков его стреловидных крыльев в хвосте. Это всего лишь 41 дюймов в верхней части пластикового пузырь через кабину водителя и 55 дюймов в верхней части задней вертикальными ребрами.
Колесная база составляет 100 дюймов.
Крылья обладают функциональным назначением - тормозными щитками на задних кромках. Они электрически управляется с рулевого колеса посредством системы приводов аналогичных самолетами.
Основным отличием тормозной системы Firebird от обычной конструкции является система с тормозными барабанами снаружи, а не внутри колес. Расположение и конструкция тормозов способствует быстрому охлаждению.
Подвеска автомобиля также полностью отличается от системы подвески любого стандартного автомобиля. Инженеры-исследователи GM называют их «двойные передние рычаги».
Они описывают их, как заднюю подвеска типа DeDion.
Выхлопной трубы автомобиля напоминает хвостовой конус реактивных самолетов. Ее размер значительно больше, чем выхлопной трубы обычных двигателей, но ее необходимость у автомобилей с газовыми турбинами объясняется сравнительно большим объемом воздуха, необходимым для работы.