Originally posted by
hirosimez at
О возобладании яйца над курицей, или эпизод истории одного "Скайлайна"
Сейчас уже сложно это представить, но еще совсем недавно не было интернета. То есть совсем не было. А еще до того - не было кабельного и спутникового ТВ в их современном, многосотканальном понимании. Распространение информации в обществе происходило весьма отличным образом. И вот как раз в эти невинные времена, когда все было проще, честнее, а также выше, зеленее, ярче и наливнее,
произошла следующая история...
Год 1972ой, Ниссан выпускает свежее поколение «Скайлайна» - Серию С110. Она стала первой моделью, полностью разработанной после добровольно-принудительного слияния скаевского родителя «Принса» и собственно «Ниссана», инициированного в 1966-м году в рамках тогдашней экономической политики правительства. У руля проекта по-прежнему стоял тогда еще никому не известный
Синъитиро Сакураи, но результат кардинально отличался от предыдущей серии С10.
Машина прилично подросла по габаритам и массе, категорически сменился стиль. Место прежних спортивности и гоночных побед занимает комфорт и повседневная практичность. Среди «отаку» и просто аборигенов в теме новинка быстро была окрещена «хако-ска», где типичное японское упражнению по скоросшиву двух слов в одно поженило «хако» (коробка) и собственно «скайлайн». Второе, куда более распространенное в Японии название для этого поколения «скаев» - «кэнмэри скайлайн», по имени Кена и Мэри - героев рекламных роликов, снятых для продвижения это свежей для данной модели концепции. То были незамысловатые короткие видовые истории, по сюжету которых молодые люди разыгрывали сценки на фоне автомобиля, попутно демонстрируя юношескую беззаботность и прелестные японские пейзажи.
Реклама, несмотря на свою простоту, сумела поймать и великолепно выразить тот дух новизны, молодости и свободы, отрешенности от столь превалентной в повседневной жизни большинства молодых японцев «Джапан Инкорпорейтед» и их открытости миру.
Это тот редчайший случай, когда к образцу популярного искусства можно применить словечко «культовый». По сути, реклама по популярности и узнаваемости далеко обогнала рекламируемый продукт - что отчасти оправдано, так как на фоне предыдущей версии, С110ый «Скай» вышел довольно середняцким.
Что характерно, за пределами Японии эта волна осталась никем незамеченной. В немаловажной степени, разумеется, ввиду того, что «Скайлайн» оставался изделием сугубо для внутреннего употребления, незнакомым другим рынкам. Лишь недавно, в связи с началом продаж последнего «Скайлайна» уже по всему миру и росту популярности всего, что связано с историей модели, а также благодаря Youtube, старые рекламные ролики снова стали популярными, хотя и в гораздо более узком кругу поклонников «Скайлайна». Для кого-то из них это лишь старая реклама, часть истории любимого авто. А кто-то, вздохнув, смотрит их, вспоминая себя в то время - таким же юным, беззаботным и свободным.
Воспоминания о войне и послевоенной нищете и унижениях были еще свежи среди старшего поколения, однако для молодежи - послевоенного поколения японцев - США и вообще все американское стало (и в значительной степени остается поныне) безумно популярным. Это отразилось в языке (вал заимствованных слов), музыке, кино, моде. Автопроизводители, уловив этот тренд, а также все большую заинтересованность покупателей в комфорте и их растущую способность этот комфорт оплатить, стали внедрять, наряду с американскими стилистическими нотками в дизайне, автоматические коробки передач, двигатели большего объема, электроприводы того и сего, и даже кондиционеры.
Подчеркнуть слияние японского и американского начал должен был и подбор героев рекламы. «Скайлайн» всегда демонстрировался в наиболее комфортной версии: купе-хардтоп (этот тип кузова был очень популярен в Штатах) и с автоматом. Молодых людей звали Мэри (芽里)и Кен (健) - имена, одинаково привычное как англоухому, так и японскому зрителю. В первой версии роликов Мэри играла Диана Крей, дочь пилота ВВС США, по виду наитипичнейшая юная американка. На кастинг модельного агенства Eddie Arab, специализировавшегося на подборе европейского вида детей для японской рекламы, ее занесло случайно, вслед за одноклассником, по которому она неровно дышала. Кеном же был актер японских мыльных опер Такэси Дзиннай, c не самыми типичными чертами лица, слишком высокий и стройный для для японцев тех лет, что объяснялось смешанностью его кровей - русской и японской.
Закадровую музыку исполняла фолк-группа Buzz (バズ), которая ничем, кроме этого дебютного хита - «Подобно любви и ветру» (愛と風のように) себя особо не проявила и была благополучно со временем забыта.
Интересно, что песня и закадровый голос диктора помогли скрыть одну проблему - у Кена и Мэри, в смысле, Такэси и Дианы, не было общего языка. Она едва говорила по-японски, а он не знал ни слова на английском. Так что все их «разговоры» по сюжету - артикуляция случайного набора слов.
Также характерно, что ни в одном ролике никто из них не показан управляющим «скаем». Ни у одного не было водительских прав - по малолетству. На момент съемок милой даме едва исполнилось 16, а кавалер был и того моложе, 15-и лет от роду.
После завершения съемок первой серии роликов, к 75-му году состав сменился. Кен-Такэси по укурке марихуаной разбился насмерть на мотоцикле, а Мэри-Диана, несмотря на бешеную популярность и вал предложений от Ниссана и других компаний об участии в их рекламах, вернулась на родину вместе с семьей после окончания контракта у отца. По ее словам, для нее стала шоком смерть Такэси, и если бы не это, она, скорее всего, и согласилась бы на продолжение модельной карьеры в Японии. Но случилось что случилось. В Штатах она выучилась на школьную учительницу, в каковой роли и работает до сих пор. Никто из ее друзей и сослуживцев, кроме самого ближнего круга, до самого последнего времени не знал о ее былой славе за океаном.
Помимо собственно телевизионных роликов, кампания «Кэн-то-Мэри Скайлайн» породила огромное количество рекламной продукции: буклетов, фотоальбомов, футболок и памятных открыток. Были даже учреждены благотворительные фонды имени Кена и Мэри.
В 75-м году вышла вторая серия роликов, где оба героя изрядно повзрослели. В роли Кена снялся японский актер Тосихико Маэда (前田俊彦), а роль Мэри взяла на себя профессиональная же актриса Терри Миллер, являвшаяся, помимо всего прочего, обладательницей куда более привычной для японского глаза внешности, нежели Мэри-изначальная. Однако, по популярности новые Кен и Мэри очень сильно уступили первоначальному составу.
Всего с 1972 по 77 год было отснято 16 роликов, с участием 2 составов актеров и автомобилями с кузовами купе-хардтоп и седан. Присутствовавшие в модельной линейке универсал и коммерческий вэн-«пирожок» рекламировались совершенно отдельно и как «кенмэри» не рассматриваются, хотя их продажи и сильно выгадали от успеха основной кампании.
Схожие с «кенмэри» мотивы и акценты на комфорт и практичность, равно как и присутствие пары Он-Она, присутствовали в рекламе и следующей серии Ская - С210, но Кеном и Мэри они уже не назывались.