Звонок в пожарную часть:
- Пожарные?
- Пожарные.
- Тогда пожарьте мне мясо!
- Мы не жарим, мы тушим!
- Тогда потушите.
Никогда, даже в том возрасте когда все хотят стать космонавтом или там капитаном дальнего плавания, или пожарным (а не "менеджером", как сейчас), я космонавтом не хотел. И пожарным не хотел. Но вот пожарные машины всегда нравились. Да и сейчас нравятся! Может потому, что среди весьма унылой в большинстве своём цветовой гаммы советских грузовых автомобилей ало-белые "пожарки", переливающиеся мигалками, выглядели очень нарядно. К тому же они всегда были ЧИСТЫМИ и ухоженными. "Карамельными", чтоли. Игрушечными. Хотя дело-то совсем не игрушечное делали. И похоже не один я так считаю! В детстве в Мурманске удалось мне застать на службе ещё ЗиС-150, своими формами произведший неизгладимое впечатление на неокрепший детский разум. Тем более, что он сиял множеством хромированных деталей и полированной нержавеющей сталью (похоже, кто-то из той пожарной части имел знакомство в гальваническом цехе - ибо "блестючек" было куда больше, чем на серийной машине). Самая красивая из отечественных пожарных машин.
ЗиС 150П '1952-54
Тогда мне ещё было неведомо, что и ЗиС-150, и ГАЗ-51 и даже КрАЗ - почти точные копии американских грузовиков конца 30-х годов. А и пофиг!
ПМЗМ-1 на шасси ЗиС 150П '1952-54
Краткая характеристика: боевой расчет - 11 чел., вода - нет, пенообразователь - 350 л., насос - ПН-40, подача - 40 л/с (2400 л/мин) при 8 атм., привод насоса - от КОМ К-10, установленной в одном блоке с КПП, передаточное число - 1:1, колесная база шасси - 4000 мм., габариты: 7720х2350х2700 мм., полная масса - 7.785 т., макс. скорость - 70 км/ч., расход топлива на привод насоса - 30 л/час.
Техническое описание:
Автонасос ПМЗМ-1 установлен на шасси автомобиля ЗИС-150П. Шасси доработано - установлен форсированный двигатель ЗИЛ-120П имеющий максимальную мощность 110 л.с. (81 кВт) при 3000 об/мин., степень сжатия 6,5 и полностью экранированное электрооборудование. Кабина состоит из двух отделений, в одном размещается 3 человека (вместе с шофером), в другом, на поперечных скамейках, - 8 человек личного состава. Пожарно-техническое вооружение размещено в закрытых отсеках кузова и частично на крыше. Конструкция кабины и кузова представляют собой деревянный каркас, обшитый снаружи листовым железом, а внутри - фанерой. Каркас кабины боевого расчета присоединен к кабине водителя, у которой отрезана задняя стенка.
Все основные узлы каркаса изготовлены из деревянных брусьев твердой породы с усилением мест соединений металлическими угольниками и косынками.
На лонжеронах рамы с правой и левой стороны установлено по пять кронштейнов, на которых болтами закреплены нижние продольные брусья каркаса кабины и кузова.
Кабина имеет две заводские двери в кабине шофера и две двери с деревянным каркасом в отделении боевого расчета. Сидения и спинки в последнем жесткие. В ящиках под сидениями размещается пожарно-техническое вооружение. С правой и левой стороны кабины, между дверями отделения шофера и отделения боевого расчета, имеется простенок со стеклянными окнами.
Кузов автонасоса имеет по три отсека с каждой стороны, в которых размещается пожарно-техническое вооружение, и задний отсек для насосной установки и выкидных (напорных) рукавов.
С правой и левой стороны в нижней части кабины над подножками имеется по два ящика, в которых размещается шанцевый и шоферский инструмент.
Двери отсеков и ящиков имеют деревянный каркас, обшитый листовым железом. Двери насосного отделения двухстворчатые, для удобства обслуживания насосной установки и укладки выкидных (напорных) рукавов. Конструкция замком предотвращает их самооткрывания. Над дверями установлены водосточные желоба. Под сидением шофера с правой стороны размещены две аккумуляторные батареи.
На крыше кузова смонтированы четыре металлических кожуха для заборных (всасывающих) рукавов, механизм крепления трехколенной лестницы, кронштейны крепления штурмовой и лестницы-палки, багра и переносного лафетного ствола. На задней стенке кузова с правой и левой стороны имеется по три ступеньки для подъема на крышу. Под средними ступеньками установлено по два задних фонаря, крайние из которых являются указателями поворота.
На задней поперечине рамы установлено два кронштейна для рукавной катушки. На крыше и задней стенке кузова имеются хромированные поручни. На крыше кабины спереди установлено декоративное ограждение. На верхней лобовой части кабины имеются световые указатели поворота. Передний и задний бамперы, фары, подфарники, ручки дверей, кронштейн поворотного прожектора, облицовочные угольники подножек, пружины и основание антенны радиостанции - хромированы.
Подножки автонасоса облицованы железными листами, а по наружным краям - угольниками. Запасное колесо закреплено под рамой, в задней части.
На автонасосе установлен бак для пенообразователя, объемом 350 литров. Обслуживание и доступ к горловине бака осуществляется через третий отсек кузова, для чего вынимается верхний ящик и снимается верхняя деревянная крышка над горловиной бака.
На ПМЗМ-1 установлен двухступенчатый центробежный насос ПН-40 с подачей 40 л/с (2400 л/мин) при напоре 8 атм., и геометрической высоте всасывания 1,5 м., и 2000 об/мин насоса. На насосе установлены: пеносмеситель подачей до 10 кум.м/мин., и два мановакуумметра - на напорной и всасывающей полостях насоса.
Для привода насоса установлена коробка отбора мощности К-10, смонтированная в одном блоке с коробкой перемены передач.
Управление насосом и коробкой отбора мощности производится из насосного отделения при помощи рычагов, соединенных трубчатыми тягами с рычагом педали сцепления и вилкой ползуна переключения муфты отбора мощности. Рычаг газа соединен с педалью газа при помощи троса, заключенного в стальной трубе.
А вот какими были стилистические "родители":
American LaFrance 512CC '1938
Если когда-то и существовал пример преобладания формы над функциональностью в индустрии пожарных автомобилей, то им были грузовики 500 серии. Кузов этих автомобилей полностью скрывал практически все элементы конструкции. Пожарные шланги были спрятаны за верхними изогнутыми панелями кузова в задней части. Лестницы располагались в специальном верхнем кожухе, передняя часть которого соединялась с крышей кабины. Здоровенные прямоугольные двери были удлинены до интегрированных в кузов подножек. Кабина располагалась практически посредине длины автомобиля, а водитель смотрел на дорогу через узкое окно-бойницу. Даже звонок скрывался за массивной двухсекционной решеткой радиатора.
Стиль серии 500 распространялся на все виды кузовов - с открытой кабиной, четырехдверный а-ля седан или полностью закрытый типа фургон. Все были выполнены в едином стиле "дизайн-на-завтра". В качестве силовой установки были доступны 2 двигателя V12 - "маленький" 190-сильный производства компании Lycoming и "большой" 240-сильный 312A собственного производства. Насосные автомобили 500 серии оснащались новейшими двухступенчатыми центробежными насосами собственной разработки производительностью 1900-5700 л/мин. Новые автомобили быстро заменили Junior и Senior 400 Series. Дизайн 500 серии был также использован в конструкции городских лестниц, квадов и других комбинаций, а также седельных тягачей для лестниц.
Diamond T Firetruck '1949
Ahrens-Fox H-C '1947-55
В 1947 г. Ahrens-Fox представила свой первый новый послевоенный грузовик. Новое семейство E-C / E-R / F-C / H-C / I-C получило очень стильный дизайн с интегрированными передними крыльями и массивной решеткой радиатора. Интересно, что поздние модели имели решетку радиатора с пятью перекладинами, в то время как ранние - с четырьмя. Выпускались пожарные автомобили с открытой и закрытой кабинами. Гамма включала в себя центробежный насосные машины производительностью 750 гал/мин (модели E-C и I-C) и 1000 гал/мин (модели F-C и H-C); роторные насосные машины производительностью 750 гал/мин (модель E-R), а также комбинации (модели I-C-U и E-R-U).
Спасибо
autowp.ru