Alfa-Romeo. Борьба с воздухом

Oct 10, 2012 01:19

Муссолини благоволил марке Alfa-Romeo и вполне заслуженно: уже к началу 30-х компания заработала большой авторитет на гоночных трассах. Благодаря успехам команды Энцо Феррари и великолепным гоночным и спортивным автомобилям авторства Витторио Яно построить свой кузов на её шасси почитали за честь многие кузовщики. Однако немцы, в 1934 году устроившие "блицкриг" на гоночных трассах Европы, не дали почивать на лаврах и стричь купоны. Открытием стал среднемоторный Auto-Union Type A конструкции Фердинанда Порше. Попытки создать гоночные автомобили по такой схеме были и раньше - например Benz RH 2.0 Prototype '1922, но "Ауто-Юнионы" громили всех и конкуренцию им могли составить только Mercedes. Соперники заволновались. Сперва "Альфовцы" построили двухмоторный Alfa Romeo 16C Bimotore/ Машина получилась тяжелой, прожорливой и плохо управляемой. Тогда был сделан "ход конем": официально на заводе сосредоточились на переднемоторной 8С, но параллельно велась работа над среднемоторным прототипом. А поскольку уверенности в успехе не было (у немцев тоже "поехал" только Auto-Union Type C, да и тот отличался крайней нервностью в управлении и многие гонщики его просто боялись) - работы производились в небольшой мастерской братьев Джино и Оскара Янковичей в городке Фиуме (ныне Риека) на побережье современной Хорватии. В случае провала можно было бы в этом случае открестится от машины - мол "Не виноватая я - он сам пришел!" Почему Янковичи в Хорватии? Тут, похоже, сыграли свою роль родственные связи Витторию Яно: его родители родом из Австро-Венгрии и его имя - итальянизированное Виктор Янош. Братья Янковичи принимали активное участие в разработке и испытаниях прототипа. Машина была построена явно с оглядкой на болид Порше, но итальянцы уделили много внимания аэродинамике, создав очень "чистую" форму. Правда, с таким профилем кузов должен был скорее работать как самолетное крыло, создавая подъёмную силу, а не прижимную. Машина проектировалась больше с прицелом на "дорожные" гонки, тогда очень популярные, нежели для гонок Гран-При. Автомобиль принял участие в нескольких локальных гонках, но без особого успеха - конструкция была "сырой". Доводка затянулась, а в 1937 году из Alfa-Romeo ушел Яно и про машину забыли на несколько лет. Лишь в самом конце 30-х (источники разнятся от 1938 до 1944) появился проект-развитие этой передовой конструкции - Alfa Romeo type 163 16С с трёхлитровым шестнадцатицилиндровым компрессорным двигателем, могший бы дать бой непобедимым Auto-Union и Mercedes на гоночных трассах! Такая архитектура кузова заложила основы современных спортпрототипов, но дальше проекта дело не пошло - вмешалась война и автоспортивную программу пришлось свернуть.







А вот та самая Alfa Romeo 6C 2300 Aerodinamica Spider '1935 Янковичей.

















Братья Янковичи испытывают шасси прототипа





Машина сохранилась, отреставрирована, и регулярно участвует во всяких мероприятиях. Её послевоенная история достойна хорошего детектива!

В 1941 году Янковичи спрятали машину, и извлекли на свет божий только в канун Рождества 1946 года. Эта часть страны, ранее бывшая итальянской, отошла новообразованной коммунистической Югославии. Уж не знаю, что там братья не поделили с новой властью, но откопав машину, они в ту же ночь на ней и дёрнули в сторону Италии. Пограничники были застигнуты врасплох, так что, благодаря скорости Alfa Romeo, их выстрелы цели не достигли, но пули оставили следы на задней части машины, что потом проявилось в процессе реставрации спустя 60 лет.








Оказавшись в Италии, Янковичи продали машину. После она долго гуляла по рукам и континентам, пока в конце 90-х её не выкупил итальянский коллекционер. Машину слегка подлатали в тот вид, в котором она была в 1946 году, с высоким ветровым стеклом, установленным Янковичами для "обычной" эксплуатации и за каким-то кляпом покрасили в голубой "металлик"









Наконец, в 2008 году была проведена комплексная реставрация.



А алая красавица Alfa Romeo type 163 16С '1939/40 в шапке поста - как раз развитие спайдера Янковичей. Мне не удалось выяснить, был-ли построен автомобиль "в металле" или остался на бумаге.


Alfa Romeo Tipo 163 1939/40
Mid Engine 3 Liter 135 Grad V16 with 2 dohc per bank and 4 Valve per zyl.
62 x 62mm Bore and Stroke 490 HP 7800 rpm


Доклад окончен.
В соавторстве с Гуглом и Пунтосвитчером.

30-е, alfa-romeo, racecar, 40-е, история одной модели

Previous post Next post
Up