То, что в Питере много музыкальных театров, знает всякий. То, что Мариинский театр им. Валерия Гергиева к ним не относится ни одним боком, знает значительно меньшее количество людей. То ли Мариинка маскируется удачно, то ли Гергиев распускает благоприятные слухи...
Нескольких наступаний на грабли, разбросанные Валерием Абисаловичем, для закрепления условного рефлекса явно не хватило - и вчера нелёгкая в очередной раз занесла меня в бывший Кировский театр. На «Пиковую даму» Чайковского.
Назвать «оперным» или хотя бы «музыкальным» театр, в котором солистов чаще всего не слышно уже на первых рядах партера, за теноров выдают несостоявшихся баритонов, а хор поёт с опозданием на полтакта от оркестра с дирижёром (ну уж или оркестр с дирижёром торопятся вперёд хора, сохраняющего ледяное спокойствие - пусть сами разбираются!), язык не поворачивается. Жанр Мариинки вообще непонятен, но вкупе с авангардно-прозаграничной сценографией я бы, пожалуй, окрестил вотчину Гергиева театром сценографических импровизаций... ну или сценографического шизореализма, если хотите :)
Под дивные звуки увертюры представление началось демонстрацией занавесов, занавесок и штор. Вернее, это происходило так. Оркестр начал играть увертюру при закрытом главном занавесе. Минут через пять после первых звуков главный занавес поднялся, явив за собой белый (или он был чёрный, а потом белый? Я уже запутался!). Ещё через три минуты белый занавес плавно отполз в сторону - а сразу за ним оказался чёрный (ну или же первый был чёрный, а за ним белый...)
В этот момент у меня возникло ощущение, что эта дивная игра сценической одежды будет продолжаться до самого конца спектакля... но, видимо, бюджет был ограничен - на лиловый бархатный занавес с кистями, ситцевую занавеску в горошек и т. п. денег не осталось. Поэтому за чёрным занавесом оказалась сцена, по которой по ходу действия ползало ещё несколько занавесок разных конфигураций и размеров. За исключением продукции текстильной промышленности в глубине сцены присутствовал парапет набережной с гранитным шаром, очень правдоподобным, задник с фотореалистичным небом, о котором отдельный абзац, пара кулис - стены с тремя манежными воротами в каждой, левая стена белая, правая чёрная... ну и, собственно, почти всё. На пару сцен для хора были вынесены стулья, графиня рассекала на коляске, эта же коляска приехала к концу третьего действия, чтобы агонизирующий Герман смог до неё бодро доползти, вскарабкаться - и уже там, в уюте и комфорте, испустить дух. Собственно, вот и все мебеля. Столов в игральном доме, как известно, нет - играющие толпами носятся по зелёному половику и живописно подбрасывают вверх колоды карт. Спеть «Герман, садись со мною!» полное отсутствие на сцене стульев тоже не мешает.
Режиссёром-постановщиком этой нетленки числится Александр Галибин, а художником-постановщиком Александр Орлов. Было стойкое убеждение, что не обошлось без Шемякина - но в первом антракте дама, торговавшая дисками, гордо отвергла наши подозрения. Нет, и без Шемякина не перевелись ещё таланты в земле русской!
О небе. Оно было совершенно сюрреалистичным! Голубенькое, с быстро плывущими по диагонали облачками. Время от времени оно становилось грозовым - с плывущими по диагонали облачками, иногда тёмным - с теми же облачками... Момент, когда Лиза поёт «Уж полночь близится, а Германа всё нет» на фоне ярко-голубого неба всё с теми же облачками, пробирает до мурашек!
Я никогда не понимал, зачем Чайковскому понадобились трогательно-нелепо марширующие в начале оперы мальчики. Нале-во! Напрра-во! Левое плечо вперёд шагом - марш! В Мариинке это действо обросло совершенно замечательным смыслом. Дети демонстрируют остальному хору, что вообще-то на сцене надо петь, а не бормотать, вяло разевая рот! Мальчиков, в отличие от хора, было слышно!
Ещё один момент, вызывающий недоумения, - это совершенно забавные диалоги персонажей. Скажем, вот. Девушки резвятся в комнатах, поют развесёленькие романсы о могиле, потом появляется злобная фея с палочкой и вставляет всем пистоны - мол, чего вы тут разорались, барышня сердятся, - нет бы учить друг друга порядочным манерам. И после всего этого Полина интересуется у Лизы, чего это вдруг она такая скушная. Нет, блин, такой клёвый вечер получился - оборжаться можно :) У талантливых режиссёров такие нелепости как-то обыгрываются, у гениальных обрастают новым смыслом, у бездарных повисают жи-и-ирным вопросительным знаком на фоне белой занавесочки...
Романс, кстати, совершенно божественный! Наверное, у меня это одна из любимейших тем в «Пиковой даме».
Вспомнил романс - и говорить гадости как-то расхотелось... собственно, и говорить почти нечего. Солисты по большей части были какие-то совсем никакие. Ах Галузин! Ах Путилин! Ах то-сё... Галузин больше напоминал баритона, которого напугали, что не дадут премию, и выгнали на сцену петь Германа. Ну да, справился и почти всюду попал - но тембр-то всё равно баритональный! Понимаю, конечно, мог быть простужен, подсадил связки или ещё что... Но всё равно в восторгам публики и крикам «браво» мы присоединяться не стали.
Безусловно хороша была графиня (Лариса Дядькова). В какой-то момент тронула Лиза (Наталия Тимченко), романс в исполнении Полины (Надежда Сердюк, кстати, первое выступление)... ну, о романсе я уже написал выше. Наверное, я растрогаюсь, даже если его Рабинович по телефону пропоёт :)
Да. И всю дорогу поперёк сцены каталась ещё одна хитроумная занавеска, висящая на десятке штанкетов с горизонтальными приводами. С одной стороны белая, с другой - угадайте с трёх раз - конечно же чёрная. То она повисит по диагонали белой стороной вперёд, то вдруг повернётся хитрой буквой зю, то покажет чёрную сторону, то перегородит сцену посередине... В общем, неописуемый восторг от самостоятельной жизни этого девайса сохранится в моей душе надолго.
Конечно, если долго думать - во всей этой фанаберии можно увидеть довольно глубокий смысл. Чёрное и белое, смерть и жизнь... Даже ничего не меняя в сценографии выпустить бы вдруг на сцену солистов настоящего музыкального театра - глядишь, своей игрой и самоотдачей они бы заполнили этот минимализм, отыграли бы неувязки... и получился бы хороший спектакль.
Увы, Мариинке за бюджетные деньги строят вторые и третьи сцены, а хорошие музыкальные театры закрывают по причине пожарной опасности или содержат на нищенские подачки, на которые если и купишь хлеба, то на масло точно не останется :(
В общем, если хотите получить от оперы удовольствие, держитесь подальше от знаменитых театров :) Лучше прислушайтесь к мнениям даже
тех людей, которые любят Мариинку. Даже если никогда раньше не пробовали и уверены, что опера - это не для вас!