Вторую мировую часто называют войной моторов. А из наземной техники к танкам, приковано наибольшее внимание. Любой историк обязательно расскажет сколько танков принимало участие в той или иной операции, так как это часто наилучшим образом иллюстрирует соотношение сил. Особенно всё это справедливо для нашей страны. Надо ли говорить, что типичный памятник, свидетельствующий о событиях той эпохи это установленный на постаменте танк Т-34.
Но почему тогда лучший в мире на тот момент, как считают очень многие историки, танк Т-34, при той огромной роли которую играли бронетанковые войска вообще, никак не помог нам избежать катастрофы 1941-42 года?
https://youtu.be/VMW0R-PkhrQ Кто то скажет, что танков этих к началу войны было ещё слишком мало. Но это не так. К 22 июня 1941 года РККА располагала 1,383 танками Т-34 и 677 КВ против сопоставимых с ними 976 Pz.III и 439 Pz.IV. При этом такая небольшая численность не помешала немецким танкам сыграть в кампаниях 1941 и 42 годов роль выдающуюся. Нет, дело тут, конечно, не в численности.
Чтобы разобраться в этом вопросе нам надо взглянуть на хронологию создания этих танков. История самого массового к моменту нападения на СССР немецкого танка - Pz.III началась в 1934 году, когда после прихода к власти Гитлера только только началось воссоздание полноценных немецких вооруженных сил. Служба вооружения сухопутных войск выдала задание на проектирование так называемой "машины командира роты" (пока милитаризацию страны приходилось скрывать).
В конкурсе, который в итоге выиграл концерн Даймлер-Бенц, приняло участие четыре участника. Сравнительные испытания прототипов начались осенью 1936 года. А уже в начале 1937-го Даймлер-Бенц получил заказ на установочную партию из 10 машин, предназначавшихся для дальнейших углублённых испытаний. Некоторые из них даже не имели полноценного бронирования, заменённого обычной сталью. К концу года машины этой серии, получившей название "модификация А" покинули сборочные цеха.
Затем были так же опытные модификации B, C и D, изготовленные до конца 1937, января и июня 1938-го соответственно. Их суммарный тираж составлял 60 штук (15+15+30). Они использовались для войсковых испытаний. И только с октября 1938 года, спустя два года интенсивных испытаний и доработок, в серию пошла относительно "массовая" модификация, которую можно считать строевой - Pz.III E. За год их изготовили 96 единиц.
За это время машина изменилась до неузнаваемости. Увеличилась толщина брони, менялась форма корпуса, увеличился объем топливных баков, так получил новую командирскую башенку и так далее, здесь перечислены только основные, наиболее серьезные изменения.
Естественно особое внимание было уделено ходовым качествам. Танк получил новый двигатель, коробка передач поменялась дважды, были переделаны механизмы поворота. На танке полностью поменялась ходовая часть. Причем трижды! Прежде чем прийти к наиболее современной торсионной испробовали пружинную и рессорную.
То есть прежде, чем Pz.III обрёл свой более или менее привычный и окончательный вид была проделана огромная работа. С момента начала проектирования до начала более или менее крупносерийного производства прошло 4 года из которых более двух пришлось на интенсивные испытания, в которых участвовали десятки образцов!
Теперь давайте взглянем на историю создания Т-34. В данном случае нам будет целесообразно не ограничиваться самим этим танком, но и рассмотреть его предшественников. В противном случае история получится уж слишком короткой.
К концу 30-х годов основу парка скоростных, "крейсерских" танков, которым в советской военной доктрине отводилось особое место, составляли колёсно-гусеничные танки БТ-2, -5 и -7. Они находились в производстве с 1931 года и давно устарели.
Гражданская война в Испании показала уязвимость лёгких танков с противопульным бронированием от появившихся в больших количествах противотанковых пушек. Вместе с тем, советское руководство в силу инерции мышления не хотело отказываться от "крейсерских" танков с колесно-гусеничным движителем. Но предельная масса танка с таким движителем была сильно ограниченной. Поэтому едва ли не основным вариантом усиления защиты таких танков было создание корпуса с рациональными углами наклона брони.
В этом направлении и двигалось создание машины, которая должна была прийти на смену танкам БТ. Ещё в 1937-м был испытан БТ-СВ. Но он военных не удовлетворил и 13 октября того же года Главное авто-бронетанковое управление РККА выдало Харьковскому паровозостроительному заводу Тактико-технические требования на проектирование перспективного колёсно-гусеничного танка БТ-20.
Конкурса на эти ТТТ не предусматривалось, проектирование проходило в разгар репрессий, в ходе которых был расстрелян директор завода, арестован главный инженер, который как оказалось "приводил станки в негодное состояние". Было репрессировано так же большое число конструкторов, технологов, включая главного металлурга завода и так далее. Это задержало работы и эскизный проект был готов лишь к середине марта 1938 года.
Танк БТ-20, позднее А-20 предназначался для замены танков семейства БТ и заимствовал от них вооружение, ходовую часть, двигатель (от БТ-7М) и так далее. Новой по сути была только форма корпуса - с рациональными углами наклона брони. Такой прогресс был, конечно, недостаточным. Было очевидно, что за счёт отказа от колёсно-гусеничного движителя можно существенно улучшить характеристики машины.
В начале сентября 1938 года комиссия АБТУ РККА, рассмотрев эскизный проект танка БТ-20 потановила наряду с колёсно-гусеничным построить и предъявить на испытания так же чисто гусеничный вариант машины, увеличив лобовую броню до 30 мм и вооружив его 76-мм пушкой. Так появился А-32, непосредственный предшественник Т-34.
Опытные образцы обоих танков были изготовлены к маю 1939 года. Ещё сильно некомплектные машины, например А-32 оборудовался катками, большей частью заимствованными от БТ-7, мене грузоподъемными, испытывались порядка 3-4 месяцев и были показаны руководству РККА 23 сентября 1939 года. Было очевидно, что А-32 имеет значительный резерв по грузоподъемности и мощности и, увеличив прочность некоторых его деталей, можно существенно усилить защиту, доведя лобовую деталь до 45 мм.
19 декабря 1939 года такой танк с рядом изменений и улучшений и был принят на вооружение постановлением СНК СССР. План предусматривал постройку в 1940-м году 600 штук на двух заводах. К этому моменту опытного образца не существовало. А ведь новый танк должен был быть на 37% тяжелее! В октябре-ноябре прошёл испытания только "догруженный" А-32. Первый Т-34 собрали лишь в январе 1940, а второй в феврале.
То есть на фоне Pz III создание Т-34 выглядит невероятной спешкой и экспромтом. Прототип - БТ-7 был выбран крайне неудачно, поскольку колёсно-гусеничный движитель существенно ограничивал предельную массу танка, что было совершенно не актуально для гусеничной машины, но желание вписаться в ненужные весовые ограничения в итоге повлияло на размеры и конфигурацию корпуса, а следовательно и диаметр погона башни.
Что сделало её слишком тесной для мощного, появившегося впоследствии орудия и трех членов экипажа. В итоге командиру танка приходилось выполнять так же и обязанности наводчика. Кроме того Т-34 унаследовал от БТ-7 и устаревшую пружинную подвеску. И это только основные болячки, полученные "тридцатьчетвёркой" от своего предка.
Возможно какие то недостатки можно было бы исправить по результатам испытаний. Но к таковым, как мы видим, приступили лишь после начала крупносерийного производства танка! После внедрения в массовое производство любые кардинальные доработки уже требуют совершенно другого уровня усилий и затрат.
Именно поэтому Т-34, как например и основной советский истребитель Як-1, рассматривались советским руководством как не отвечающие требованиям к боевой машине первой линии. И их планировалось использовать лишь для перестройки заводов на производство новой техники, и ознакомления с ней войск.
Реально же как и в авиации Як-1 уже в ближайшем будущем должен был сменить в производстве цельнометаллический Як-3 (который не имеет отношения к истребителю, пошедшему в серию в 1944-м году) , так и в бронетанковых войсках Т-34 должен был сменить Т-34М с трехместной башней с увеличенным погоном и торсионной подвеской. К сожалению, начавшаяся война заставила отказаться от этих планов. Всю тяжесть боёв пришлось взять на себя технике, для этого не предназначавшейся.
Насколько Т-34 был "сырым" можно представить, если совместить точку начала крупносерийного производства обоих танков. Комментарии, как говориться излишни. Даже если приписать к Т-34 время, потраченное на создание А-20 и А-32 цикл получится намного короче, чем у Pz III. Уверенность советского руководства, что если одна женщина может родить ребёнка за 9 месяцев, то 9 женщин смогут сделать это же за 1 всегда казалась весьма удивительной. Тем более в далеко не передовой в плане инженерной школы стране.
К чему же всё это привело в итоге? К моменту нападения Германии на советский Союз Т-34 был не готов к интенсивному боевому применению. Страдал множеством "детских болезней". Чего стоит одна коробка передач. Тяги от рычага переключения шли через весь танк и отрегулировать их так, чтобы они не имели люфтов было практически невозможно. При этом КПП не имела синхронизаторов и переключать передачи на ходу было очень непросто, а для неопытного механика водителя, и тем более при движении по пересечённой местности и в бою практически нереально.
Всё это приводило к тому, что коробку перед боем просто ставили на вторую передачу, и далее её уже не трогали, управляя скоростью только с помощью изменения оборотов двигателя. Естественно это приводило к резкому снижению скоростных характеристик машины, понижая максимальную скорость до порядка 20 км/ч, повышенному износу двигателя, выходу из строя фрикционов и опасности заглохнуть в самый неподходящий момент. Но ситуация, когда танк будет обездвижен только потому, что механик-водитель просто не сможет вовремя включить нужную передачу была ещё хуже. Новую 5-ступенчатую коробку с постоянным зацеплением шестерён танк получил только в 1942-м году. Напомню, что на Pz III коробку заменили ещё в ходе испытаний.
Насколько драматичной была ситуация с эксплуатационными характеристиками наших танков видно из этой цитаты Н.С. Хрущёва:
В этой связи вспоминаю возмутительные случаи с нашими танками. Во время Сталинградской битвы получили мы танки, а они, не пройдя и 100 километров, остановились в пути, у них вышла из строя ходовая часть. Я тогда написал записку Сталину, и Сталин принял суровые меры. В частности, сделал перестановку в руководстве, ответственным за производство танков был назначен Малышев. Заострили внимание на качестве ходовой части танков, а не только на их количестве. Но ее качество оставалось отвратительным. Зимой 1943 года, когда немцы стремились прорвать кольцо окружения вокруг Сталинграда, пришла к нам Гвардейская армия Малиновского. В ней имелось три корпуса, а в каждом корпусе - по танковому полку. И из этих танковых полков ни один не вышел на линию фронта: все танки стояли на дорогах и ждали, пока их приведут в подвижное состояние. Если бы дошел хоть один танк из трех, то мы имели бы танковый полк, а так не получилось ни одного полка в результате низкого качества производства.
Чем же была вызвана такая спешка при создании Т-34? Советский Союз прекрасно понимал, что отстает, отстаёт существенно и находится в положении догоняющего. Одним из способов уменьшить это отставание считалось сокращение сроков создания военной техники. Такая практика была повсеместной.
Пожалуй наиболее ярко её иллюстрирует авиаконструктор Яковлев в своей книге "Цель жизни". Речь здесь идёт идёт о создании нового истребителя, будущего Як-1:
- А какой срок?
- Чем скорее, тем лучше. К новому году сделаете?
- Я постройкой таких самолетов не занимался, опыта не имею... Но вот американцы делают новый истребитель за два года, так что...
- А вы разве американец? - перебил меня Сталин. - Покажите, на что способен молодой русский инженер... Вот тогда будете молодцом, и придется мне пригласить вас на чашку чая.
- Спасибо, раз надо - сделаем обязательно.
До определённой степени это удавалось. Конептуально Як-1 был вполне на уровне своего времени, а Т-34, если не считать некоторых, заимствованных от БТ-7 устаревших решений, и обгонял его. Но ничего не даётся бесплатно. Тем более в области техники.
Выигрывая в сроках создания проигрываешь в качестве. Будучи объективно слабее "тридцатьчетвёрки" Pz III за счёт лучшей проработки смог полностью реализовать заложенные в него конструктивные решения. Т-34 этого сделать, особенно в первой половине войны не смог. Именно в силу своей, если позволите, скороспелости.
Причём это не мнение какого то там никому не известного блоггера. То, что так будет было очевидно всем, и тогдашнему советскому руководству в том числе. После подписания пакта о ненападении с Германией в СССР в числе прочей техники поступили два танка Pz III ausf G, которые прошли совместные испытания с Т-34. Как пишет автор монографии о Т-34 Михаил Барятинский - "эти испытания произвели эффект разорвавшейся бомбы". Производство и приёмка Т-34 были приостановлены.
У нас часто говорят о том, что советская система хозяйствования имела огромное преимущество над капиталистической, где частные лица лоббировали продажу некачественной продукции государству, завышали её характеристики и стоимость. На самом деле ситуация была обратная. На "западе" деньги, на которые приобреталась техника были в руках у военных. Они никак не зависели от промышленности и покупали то, что им нравится, тщательно перед этим испытав.
Другое дело СССР. Здесь промышленники были самостоятельной силой и имели свои выходы на властные структуры и рычаги давления на военных. Которые они и задействовали, настаивая на продолжении производства Т-34, несмотря на многочисленные выявленные недостатки. Естественно как раз именно здесь имело место и очковтирательство. Промышленникам надо было произвести впечатление не на военных, а пустить пыль в глаза высшим чиновникам. Вот что пишет Барятинский о сборке двух первых танков Т-34, предназначенных для показа руководству и пробега от Харькова до Москвы:
Агрегаты и узлы подгоняли тщательно, все резьбовые соединения обрабатывали горячим маслом, а трущиеся поверхности пропитывали очищенныи тавотом. Игнорируя протесты военпредов, в коробки передач установили только импортные подшипники. Беспрецедентной отделке подвергали и внешние поверхности корпусов и башен.
В итоге судьбу машины решал Ворошилов. Выслушав доводы как военных так и промышленности он принял решение возобновить производство Т-34, но с условием скорейшей постановки в серию Т-34М.
Тем временем осенью 1940 года началось более или менее массовое поступление серийных машин, которые, естественно, первым делом так же были направлены на испытания. Эти машины были изготовлены уже по обычной технологии и результаты снова стали шоком для военных.
В результате испытаний сотрудники полигона выявили так много конструктивных недостатков у новых машин, что усомнились в их боеспособности.
...
Начальник ГАБТУ Я. Н. Федоренко и начальник ГАУ Г. И. Кулик, поддержанные командующим Западным Особым военным округом Д. Г. Павловым, выступили с инициативой прекратить выпуск Т-34 и восстановить производство БТ-7М, пока не будет завершена работа над Т-34М. Однако это предложение отклонили. (Михаил Барятинский, "Т-34. Лучший танк Второй мировой войны", с. 18)
С позиции послезнания мы можем сказать, что к счастью, промышленникам и на этот раз удалось продавить свои интересы. Но, зная предысторию появления Т-34, мы можем понять в каких условиях оказались наши танкисты летом 1941 года. Уж к кому, кому, а к ним точно не может быть никаких претензий.
У нас широко распространено мнение, что к началу войны Советский Союз обгонял Германию в области танкостроения. Отчасти это верно, хотя здесь есть много нюансов. Но надо понимать и то, какой ценой это было достигнуто.
Ведь такое превосходство не было результатом планомерного развития конструкции танков, или какого то системного превосходства над, начавшей, кстати, с нуля Германией. А ценой неимоверного форсирования разработки новых танков. И если мы под подобным углом взглянем на историю создания КВ-1 и Pz IV, то картина будеть весьма похожей.
Результатом стало то, что в первой половине войны Т-34, если не считать некоторых явно архаичных решений, объективно опережавший мировой уровень, не смог в полной мере раскрыть свой потенциал. А во второй половине, когда его более или менее довели до приемлемого уровня надёжности, его характеристики уже не являлись чем то выдающимся. Таковой оказалась цена спешки при его создании.
Естественно технический фактор был далеко не единственными, помешавшими Т-34 сыграть более значимую роль в боях 1941-42 годов. Был и организационный, тактический и так далее. Но, безусловно, он был одним из важнейших.
Этой передачей мы не ставили себе целью поставить под сомнение необходимость оснащения РККА новыми типами танков и целесообразности запуска Т-34 в производство. Мы лишь хотели ответить на вопрос - почему Т-34 не смог помочь избежать катастрофы 1941 года. Надеюсь эта цель достигнута.
Наиболее политически корректно следить за анонсами новых передач и другими новостями в моём телеграмм-канале:
https://t.me/pizzecantrop