203. Бронирование "Севастополей". О чём мы забываем?

Jun 30, 2023 18:28



Клишированная точка зрения обычного человека, являющаяся продуктом советского информационного поля о Севастополях ограничивается указанием на "слабость" их бронирования. И всё. Никакие попытки указать на другие их достоинства не производят впечатления. По такой логике лучшим танком Второй мировой является "Черчилль", не правда ли? Ведь у него толщина лобовой плиты достигала 6" - 152 мм. У какого еще танка была такая броня? Даже у "Королевского тигра" на 2 мм меньше. Ну и все, остальное не имеет значения - "Черчилль" лучший танк Второй мировой войны!

На самом деле значение имеют, естественно, все составляющие корабля или танка. И "Черчилль" веьма посредственный, если не сказать неудачный образец. А кто то назовет его крайне неудачным или даже нелепым по всему комплексу характеристик. Естественно и возможности "Севастополей" не исчерпываются толщинами брони. Сегодня поговорим об одной из них. Об уникальной характеристике этих кораблей, которая имела важнейшее значение, в том числе и для их защищенности и о которой вообще никогда не вспоминают любители теории об отсталости дореволюционной России.

https://youtu.be/Ot7FSJ8zcNo


Давайте посмотрим на схему, где отображены сектора обстрела орудий ГК линкоров класса "Севастополь". Мало того, что все башни этих линкоров были расположены на одинаковой высоте над водой, что положительно сказывается на кучности, так они еще и имели очень большие и притом одинаковые сектора обстрела. С учетом специфики носовой и кормовой башен, разумеется.

То есть конкретно носовая башня имела "мертвую зону" всего лишь 50 градусов (или 25 градусов на каждый из бортов) в корму, а кормовая, соответственно, такие же цифры в нос. Средние же башни не могли стрелять в секторах по 50 градусов и в нос и в корму.

Таким образом сектор обстрела всеми 12-ю орудиями составлял у наших линкоров 130 градусов. 130 из 180 возможных! Или по 65 градусов в нос и корму. Другими словами русский линкор мог стрелять полным бортовым залпом, находясь под углом 25 градусов к неприятелю.



Это невероятно много. На этой фотографии сходной с "Севастополями" по конструкции "Императрицы Марии" хорошо видно, что находясь под очень острым углом, идя почти прямо на наблюдателя, она уже практически может использовать весь свой бортовой залп, если развернет башни!



Кстати привет тем, кто заявляет, что русские линкоры имели неудачное размещение артиллерии главного калибра ввиду слабости носового/кормового залпа. Во-первых они имели три орудия, которые могли стрелять строго в нос и корму против четырех у английских и немецких линкоров за счет инновационных трехорудийных башен. И во вторых уже при курсовом угле 25 градусов могли использовать весь свой мощнейший бортовой залп!

А как обстояло дело с секторами обстрела на современниках "Севастополей"? У новейших английских сверхдредноутов классов "Орион", "Кинг Джордж V" и "Айрон Дюк", составлявших в начале Первой мировой войны ядро "Гранд флита" так же было очень продуманное размещение артиллерии главного калибра.

Но башни располагались на разной высоте, конкретно на трех палубах, а мертвые зоны носовой и кормовой групп башен составляли по 60 градусов в корму и нос соответственно или по 30 градусов на борт. А средней башни по 60 градусов в нос и корму. То есть по 5 градусов на борт больше, чем у "Севастополей".



Таким образом эти 12 сверхдредноутов английского флота имели сектор обстрела полным бортовым залпом 120 градусов на борт (по 60 градусов в нос и корму) против 130 градусов у наших линкоров. Более ранние английские линкоры и вовсе с "Севастополями" сравнивать не приходится. Они уступали им и по мощи орудий и по их количеству и по углам обстрела.

Очень мощные с точки зрения артиллерии и брони, но оснащенные устаревшей паровой машиной и не впечатлявшие в силу этого своей скоростью американские линкоры типа "Нью Йорк" имели огромный разнобой углов обстрела разных башен.

Носовая группа давала мертвую зону 64 градуса или по 32 на борт в корму. Средняя башня имела непростреливаемый сектор 30 градусов на борт в нос и 11 в корму на каждый из бортов. Последняя цифра это, безусловно, рекорд для средних башен, расположенных по центральной оси корабля. Так же впечатляют цифры кормовой возвышенной башни - мёртвая зона всего 13 градусов на борт в нос. Но концевая башня, как и носовые имеет стандартные для этого типа 32 непростреливаемых градуса на борт в нос.

Непонятно как командир корабля и старший артиллерийский офицер должны были в бою держать в голове все эти цифры, чтобы иметь возможность, например, использовать уникальные углы средней и кормовой возвышенных башен? К тому же углы наведения слегка варьировались у единиц серии. В итоге имеем угол обстрела полным бортовым залпом 116 градусов на борт или по 58 в нос и корму для этих линкоров.



Теперь давайте рассмотрим австрийские линкоры класса "Вирибус Унитис". Они имеют идеальное с точки зрения хулителей "Севастополей" расположение артиллерии главного калибра. Те же 12, что и у наших линкоров 305-мм орудий расположены так, что дают максимальное число орудий как в бортовом залпе, так и при стрельбе в нос и корму - по 6! Против трех у "Севастополей".

Все это, конечно, замечательно, но по 6 орудий ГК в нос и корму могли стрелять, скажем, и на первых двух поколениях германских дредноутов - "Нассау" и "Гельголанд". Однако отчего то размещение на них артиллерии никто не рискнет назвать удачным. Бортовой залп имеет безусловный приоритет и он был у этих дредноутов настолько слабым, что их даже не имеет смысла здесь расматривать. И от этой и подобных схем размещения артиллерии все поспешили отказаться.

Что касается собственно австрийских линкоров, то небольшая длина их корпуса (почти на 30 метров или 20% меньше, чем у "Севастополей) вынудила расположить башни максимально близко друг к другу и к надстройкам, что ограничило углы обстрела 50 градусами от нормали в нос и корму для кормовых и носовых групп башен соответственно. То есть сектор обстрела полным бортовым залпом составлял всего 100 градусов. Что лишь чуть больше, чем у "Кёнигов", несмотря на размещение артиллерии целиком по схеме с линейно-возвышенными башнями.



Новейшие германские дредноуты класса Кёниг, вступавшие в строй одновременно с "Севастополями", имели большой разнобой углов обстрела. Носовая группа башен имела мёртвую зону в корму аж 90 градуса или 45 на борт. Средняя башня могла вести в тех же секторах, что и наши линкоры - по 130 градусов на борт. Кормовая возвышенная так же имела мёртвую зону всего 25 градусов на борт, а концевая башня те же 45, что и у носовой группы.Таким образом полный бортовой залп обеспечивался лишь в секторе 90 градусов - по 45 в нос и корму.



Ну и на закуску линкоры типа "Кайзер". Рассматривать более ранние германские линкоры "Нассау" и "Остфрисланд" смысла не имеет - слишком уж очевидно будет превосходство "Севастополей". Но "Кайзеры" наряду с "Кёнигами" составляли в начале войны ядро "Хохзеефлотте" вплоть до Ютландского сражения.

Они несли те же пять двухорудийных башен, что и "Кёниги", но их размещение было другое. Концевая башня имела мертвую зону 70 градусов а концевая возвышенная, равно как и носовая 60 или 35 и 30 градусов на борт соответственно. Прекрасные углы обстрела имела и "ближняя" к борту средняя башня. Мы сейчас рассмотрим ситуацию для левого борта, на правом она была примерно аналогичной. В корму средня башня левого борта могла стрелять практически по продольной оси. Мёртвая зона составляла всего один-два градуса. В нос она была ненамного больше - пять градусов.

Но эту "праздничную" картину целиком портит "дальняя" средняя башня в нашем случае правого борта. На "чужой", левый борт она могла вести огонь всего лишь в крохотное "окно" - 30 градусов вперед и 25 назад по ходу. Именно эти цифры и определяют сектор обстрела и полным бортовым залпом - 30 в нос и 25 в корму от перпендикуляра. Или 55 градусов всего.



И тут вы можете сказать: ну хорошо, хорошо, убедили, у "Севастополей" были прекрасные сектора обстрела. Это, конечно, хорошо, но насколько весома практическая ценность этой характеристики? И, главное, при чем здесь броня?

На самом деле связь есть и прямая. При создании "Севастополей" русские конструкторы применили множество передовых решений. Трехорудийным башням, использованным одновременно с итальянцами впервые в мире я посвятил отдельную статью. Кроме того, бригада линкоров рассматривалась не как совокупность отдельных кораблей, а как одно целое. Во всем, что касается боевой подготовки, применения и в том числе строительства. Именно поэтому у них одинаковые даты закладки и ввода в строй. Это тоже было передовое решение, насколько мне известно никогда ранее не применявшееся.

Сюда же входит и еще одна особенность "Севастополей", о которой вы наверняка слышали, но не придавали ей значения. А именно то, что они создавались для боя на острых курсовых углах. На самом деле зря. Ведь если ваш корабль находится под углом к противнику, то считать надо уже не номинальную толщину, скажем бортовой брони, а приведённую!

Это прекрасно уяснили, например, игроки в World of Warships. Которые имеют опыт боев, пусть и в упрощенном, виртуальном мире, но несопоставимый с таковым у реальных моряков. Тысячи, десятки тысяч боев против хорошо если нескольких в реальной жизни у реальных моряков. И виртуальные капитаны быстро сообразили, сама жизнь их этому научила, что броню своего корабля надо использовать под максимально возможным углом. Обратное считается позорным дилетантизмом и таких называют "бортоходами".

Собственно теоретически это, естественно, было понятно задолго до Первой мировой. И имено в рассчете на этот фактор проектировались наши линкоры. И именно поэтому они имеют такие сектора обстрела.

Теперь давайте оценим сказанное количественно. В этой таблице указана приведенная толщина главного броневого пояса при максимальном, вернее минимальном курсовом угле на котором еще возможен полный бортовой залп для новейших и сильнейших к началу Первой мировой войны дредноутов, отсортированная по убыванию. На всякий случай указан так же и вес этого самого бортового залпа в килограммах.



Как мы видим, этот рейтинг будет сильно отличаться от того, который бы мы сделали на основании номинальной толщины броневого пояса. Лучшими неожиданно окажутся английские "сверхдредноуты", которые имеют как солидную толщину броневого пояса, так и отличные углы обстрела. На втором месте довольно ожидаемо американские "Техасы", которые всегда и считались хорошо защищёнными, но медлительными.

Ну а дальше за счет великолепных секторов ведения огня - Севастополи. В этом рейтинге, основанном на защищенности кораблей с учетом максимально возможной при полном бортовом залпе приведённой толщине брони они будут вовсе не плестись в хвосте, а войдут в тройку!

Намного опережая всех своих возможных противников, в том числе казалось бы сверхзащищённые "Кайзеры" и "Кёниги". Которые в виду неудачного размещения артиллерии будут вынуждены вести бой почти бортом к противнику. И что является неожиданным результатом и, возможно, как раз и объясняет почему их бортовой пояс был таким толстым.

Учитывая, что и по бортовому залпу "Севастополь" будет в числе лучших, так же существенно опережая всех возможных противников, имеет вероятно самую большую площадь и высоту главного броневого пояса и отличную скорость возникает желание назвать его одним из самых сильных линкоров своего поколения по всему комплексу характеристик.

Конечно реализовать возможность ведения боя на острых курсовых углах, тем более на столь острых, как это было возможно на линкорах "Севастополь", не так просто. В Ютландском сражении мы ничего подобного не наблюдаем. Флот выстраивается в линию, и курсовой угол определяется маневрами флота в целом, будучи близок в среднем к 90 градусам.

Но с другой стороны это касается сражений больших флотов и в открытом море. "Севастополи" же создавались для решения определенных задач и боя в определенных условиях. Ведение боя на острых курсовых углах было для них предусмотрено, они для этого готовились в том числе в составе бригады, которая изначально составляла единую боевую единицу. Поэтому говорить о том, что "Севастополи" не могли реализовать свое преимущество в виде больших секторов обстрела ни при каких условиях тоже будет неверно.

Штамп конечно засаленный и к тому же двусмысленный, но в концовке передачи нам его не избежать. С броней "Севастополей" всё далеко не так однозначно!

Наиболее политически корректно следить за анонсами новых передач в моём телеграмм-канале:
https://t.me/pizzecantrop

кораблестроение, флот, история, Россия, линкор

Previous post Next post
Up