Как вы уже поняли из заголовка, сегодня мы будем обсуждать, насколько не все ладно в датском королевстве американской республике. Об этом давно догадываются самые широкие слои населения, хотя бы наблюдая подбор последних американских президентов. Помните как многие предрекали чуть ли не конец света, когда избрали Обаму? Знали бы они, что он окажется самым приличным из последних трех :)! Кстати здесь просматривается некая аналогия с последними советскими генсеками.
Но мы сосредоточимся на таком критерии здоровья государства, как военно-морской флот. Это, как я уже неоднократно говорил, одна из сложнейших сфер человеческой деятельности. Не удивительно, что мировой гегемон всегда по совместительству господствует на море. И деградация американского государства, если она есть, не может в первую голову не отразиться на состоянии US Navy.
https://youtu.be/K3cqJQasuCA Понятно, что вы ждете разговора о Замволте, в качестве наиболее серьезной неудачи американского ВПК в области морских вооружений. Не собираюсь вас разочаровывать, но для начала дам короткую справку о развитии надводных сил общего назначения США за последние пол века. Она позволит увидеть ситуацию гораздо нагляднее.
А политика США в этой области заключалась в строительстве крупных серий максимально передовых для своего времени единиц. Как раз ровно 50 лет назад был заложен головной в серии из 31 единицы - эскадренный миноносец "Спрюенс".
Корабли были очень крупными для своего времени, что объяснялось резервом объемов и водоизмещения под новые виды вооружения. Они предназначались в первую очередь для эскортирования авианосных ударных групп и соединений десантных кораблей. И должны были заменить последние из остававшихся в составе флота эсминцы времен Второй мировой. Еще четыре штуки были построены по несколько отличающемуся проекту для Ирана, но после исламской революции пополнили американский флот, доведя серию до 35 единиц.
Затем пришел черед крейсеров "Тикондерога". Таковых было построено 27. Про них достаточно будет сказать, что на этих кораблях была впервые внедрена система "Иджис".
Ну а после "Тикондероги", не побоюсь этого слова, наступила эра "Арли Бёрка". Работу над проектом эскадренного миноносца, призванного заменить все типы эсминцев, построенные до "Спрюенса", начали аж в 1980 году. А первый корабль вошел в строй аккурат в год развала СССР - в 1991-м. Но это не помешало стать "Бёркам" самым массовым крупным надводным кораблем эпохи. С большим отрывом. За 20 лет был построен 61 эсминец этого типа!
То есть вы видите, что американский флот ориентировался на строительство больших серий крупных и максимально совершенных надводных единиц. Американцы были уверены в своих решениях и не нуждались в опытных единицах или небольших сериях, с целью постепенного улучшения характеристик. Они делали рывок, сразу занимали передовые позиции и создавали флот сильный как численно, так и качественно.
Таким должен был стать и "Замволт". Он нес новый, еще более мощный радар, новую, еще более совершенную систему управления огнем, вместо традиционной артиллерии планировалось вооружить корабль дальнобойными рельсотронами. Но главной фишкой проекта должна была стать радикально улучшенная скрытность. ЭПР планировалось уменьшить в 50 раз! И это при очень солидных размерах - водоизмещение должно было достичь порядка 15 тысяч тонн!
Короче, "Замволт" должен был стать настоящим прорывом. Естественно таких кораблей флоту США нужно было много. Окупить колоссальные затраты на разработку столь передового эсминца могла бы только крупная серия. Каковой она и планировалась в объеме 32 единицы!
Но, как мы уже говорили, кораблестроение это сверхсложная сфера деятельности. И для реализации столь масштабного проекта нужна идеально функционирующая государственная машина. Причем начиная со среднего и высшего образования, правильной расстановки кадров во всех отраслях и на всех этажах. Я уж не говорю о функционировании промышленности, науки и государственного управления.
Проект сразу начал буксовать, причем косяки полезли со всех сторон. Не удалось создать рельсотрон. О том, почему это бесперспективная затея я делал отдельную передачу. Его заменили на революционные 155-мм орудия с дальностью стрельбы около 150 км.
Но снаряды для этих орудий оказались по стоимости выше, чем ракета "Томагавк". Которая обладала несопоставимо большей дальностью и точностью стрельбы и разрушительной мощью! В итоге артиллерия на "Замволтах" присутствует как декоративный элемент. Снарядов для этих пушек нет.
Но концепция рельсотрона предопределила выбор экзотической схемы силовой установки. Турбины на нем вращают не валы, передающие мощность винтам, а генератор. Который вырабатывает электроэнергию, передающуюся по проводам к гребным электродвигателям. Схема подобная применяющейся на подводных лодках. Это было нужно для того, чтобы в случае необходимости было откуда отобрать значительную электрическую мощность для зарядки рельсотронов.
Рельсотроны испарились, а сомнительная схема энергетической установки осталась. 21 ноября 2016 года силовая установка полностью отказала в момент прохода "Замволта" через Панамский канал. В результате чего корабль въехал в стенку канала. Хорошо, что при небольшой скорости и под острым углом. Причем окончательно причину этого инцидента установить так и не удалось.
Впрочем всё это мелочи по сравнению с тем, что ждало разработчиков системы управления огнем. С целью удешевления на "Замволте" перешли с одного центрального суперкомпьютера, под который создавалась система "Иджис", к распределенным вычислениям в сети. Но весь наработанный программный код был ориентирован на последовательное выполнение ОДНИМ процессором. И просто так перенести его в новую систему управления огнем оказалось невозможно.
Все это привело к тому, что использовать самые совершенные дальнобойные ракеты семейства "Стандарт", ориентированные на полуактивное наведение на конечном участке траектории, и радиокомандное на начальном и среднем, требующее активного вмешательства системы управления стрельбой, новые эсминцы не могут. "Замволт" и так подвергался критике за небольшое количество пусковых установок ракет - 80 против 96 у "Арли Бёрка" и 122 у "Тикондероги". При в полтора-два раза большем то водоизмещении. Так теперь еще и оказалось невозможно использовать самые мощные ракеты!
Это я уж не говорю о постоянных сдвигах сроков "вправо" и удорожании проекта. В итоге сложилась патовая ситуация. Американцы получили баснословно дорогой, стоимостью в ЧЕТЫРЕ "Бёрка" корабль, но при этом с меньшим числом ракет и урезанным функционалом. Переписывать "Иджис" ради нескольких кораблей никто не будет. А строить новые дорогущие эсминцы без возможности стрельбы "Стандартами" и дальнобойной артиллерии с дешевыми снарядами не имеет никакого смысла. Серия была уменьшена сначала до 24, затем до 7 и, наконец, до 3 единиц.
Проект, предназначенный для крупномасштабного строительства и замены отслуживших свой срок единиц превратился в небольшую серию опытных кораблей, предназначенных для отработки непонятно каких технологий, непонятно для каких будущих проектов. С очень сомнительными боевыми возможностями. На который были затрачены колоссальные средства. И что не менее маловажно - время.
Другим крупным проектом в области надводных сил общего назначения была программа LCS. То есть Littoral Combat Ship или по русски прибрежный боевой корабль. Эту концепцию можно назвать революционной, поскольку ничего похожего до этого в мире не строили. Программу запустили в начале нулевых с тем, чтобы к 2030 году иметь в строю около 60 единиц! Изначально флот хотел выбрать лучший из двух проектов от фирм "Локхид-Мартин":
или "Дженерал Дайнемикс":
Но в итоге выбор так и не был сделан и стали строить примерно поровну обоих типов. "Фридом" и "Индепенденс". То есть "Свобода" и "Независимость". Прямо как шаттлы в фильме "Армагеддон".
Целесообразность постройки этих кораблей изначально вызывала сомнения. Зачем они нужны при таком соотношении цены, водоизмещения и вооружения? Из постоянного вооружения 2,5-3-тысячетонные корабли несли только одну 57-мм пушку концерна Бофорс и ЗРК самообороны RAM с дальностью стрельбы не более 10 км. Правда имелся просторный ангар на два вертолета. И декларировалась возможность довооружения при необходимости по модульному принципу.
Для сравнения китайские корветы проекта 056 при полном водоизмещении 1,300 тонн несут одну 76-мм и две 30-мм пушки, 4 ПУ для противокорабельных или противолодочных ракет, 8 ПУ зенитных ракет и еще 6 торпедных аппаратов для противолодочных торпед впридачу! Наши МРК "Каракурт" при водоизмещении всего 870 тонн вооружены 76-мм пушкой, двумя скорострельными 30-мм зенитными комплексами или ЗРПК "Панцырь", восемью ПЗРК, двумя пулеметами. И при всем при этом имеют еще 8 ячеек для вертикального запуска ударных ракет, включая "Калибр", "Оникс" а в будущем, вероятно, и "Циркон"!
Не совсем понятно также зачем современному боевому кораблю нужна такая скорость? СССР в последние годы очень неровно дышал к скорости. Активно эксперементировал и с кораблями на подводных крыльях, и на воздушной подушке, даже экранопланами. Но все эти, в том числе и доведенные до воплощения в металле идеи не произвели особого впечатления на тогдашние военно-морские круги. Именно с точки зрения а зачем упарываться в скорость в век ракет?
Тем не менее, интересующиеся флотом люди и я в том числе, думали - наверно американцам виднее. Наверно имея такой колоссальный опыт в создании флота, применении его в локальных конфликтах они понимают, что делают. И вот сегодня, спустя 20 лет как о концепции LCS начали всерьез говорить, мало того что не стало ни на йоту понятнее зачем же они все-таки были нужны, так еще и оказывается, что сделаны они были из рук вон плохо.
Фишкой проекта была высокая скорость. Она достигалась при совместной работе дизелей экономического хода и скоростных турбин через общую муфту. Муфта оказалась спроектирована с ошибкой и подшипники в ее составе очень быстро разрушались. Поэтому вместо планировавшихся 47 узлов скорость в эксплуатации пришлось ограничить 35-ю, и то только на короткой дистанции. А в случае выхода из строя подшипников она и вовсе едва превышала 20! Вот тебе и скоростной корабль.
Других сильных сторон у проекта нет. Американский сайт Task & Purpose отмечает неэффективность их радаров и беззащитность перед противокорабельными ракетами. Не удивительно в свете этого, что новейшие корабли начинают потихоньку выводить из состава ВМС. "Фридом" и "Индепенденс" списаны в прошлом году, а "Коронадо" должен был отправиться в утиль в марте этого, спустя всего 6 лет после ввода в строй!
И хотя начиная с 21-го корабля согласно заявлениям американского флота конструктивные недостатки муфты должны быть исправлены, в целом проект LCS можно назвать фиаско. Абсурдность ситуации состоит в том, что за неимением лучшего приходится, списывая первые корабли обоих серий, строить новые. Хотя окончательное их число пока не определено, на сегодня оно составляет 35 единиц, что значительно меньше изначально запланированного.
Таким образом можно констатировать, что американский флот в плане пополнения корабельного состава попал в катастрофическое положение. Последним действительно успешным проектом является на сегодня "Арли Бёрк". Первый из них начали постройкой в 1988-м, а ввели в состав флота в 1991-м. Более 30 лет назад.
Из спячки, в которую оно впало с окончанием холодной войны американское кораблестроение так и не вышло. Когда стал очевиден провал "Замволта", американцам не оставалось ничего иного, как снова, после пятилетнего перерыва запустить серию "Бёрков". Который был снят с производства в 2012-м, после четверти века непрерывного строительства. Но ситуация сложилась такая, что строить больше было нечего, и в 2017 вошел в строй первый из т.н. серии IIA Restart - "Джон Финн". И их строительство будет продолжаться еще неопределенное время, как минимум до 2030-х!
Но мировое кораблестроение все это время на месте не стояло. В Англии, Франции, Италии строится уже второе поколение превосходящих "Арли Бёрк" единиц! Что в такой ситуации делать мировому гегемону? Флот должен развиваться, а самостоятельно спроектировать современный корабль не удается. Поэтому тот беспрецедентный шаг, на который пришлось пойти американцам выглядит на самом деле не только вполне логичным, а просто безальтернативным.
Поскольку современные корабли нужны срочно, то единственным решением было заимствовать готовый иностранный проект. Единственным уже освоенным в производстве кораблем 2-го "стелт" поколения является итало-французский FREMM. Он то и был выбран в качестве прототипа для серии американских фрегатов "Констеллейшн".
Доминировавший на морях и океанах со Второй мировой, а до этого деливший первенство с английским, то есть на протяжении уже больше, чем столетия флот будет пополняться итальянскими кораблями, построенными итальянской фирмой! Так как адаптировать проект под американские системы и осуществлять строительство будет итальянская же фирма "Финкантьери".
Дожили! Итальянцы вошли на американский рынок, создав дочернее предприятие Fincantieri Marinette Marine еще в 2009-м году. Кстати успев поучаствовать и в строительстве LCS, что уже было беспрецедентным для американского флота явлением. Но теперь иностранные фирмы будут строить для американского флота корабли по своим проектам! Чего не было я уже даже затрудняюсь сказать как давно.
Абсолютным правилом является обратное - мировой гегемон, а это звание всегда тождественно господству на море, обладает хорошо отлаженным кораблестроением и почти всегда сам строит много кораблей на продажу. Ситуация, когда гегемон не в состоянии сам создать современный боевой корабль и вынужден заимствовать зарубежные технологии уникальна. И именно в такой ситуации сегодня оказались США!
Причем проектирование собственного надводного боевого корабля - ракетного эсминца следующего поколения DDG(X) находится в начальной стадии и выглядит шагом назад по сравнению с "Замволтом" в плане передовых технических решений, скорее являясь глубокой модернизацией, или если угодно эволюцией эсминцев "Арли Бёрк". Он будет вооружен все теми же УВП Мк 41, и радаром с активной фазированной антенной решеткой, разрабатываемым для 3-й серии всё тех же "Бёрков". Строительство первого корабля планируется начать в 2028-м, то есть по нынешним реалиям никак не раньше 2035-го. Это в случае успеха, разумеется.
Естественно сложнейшей сферой деятельности является не только строительство флота, но и эксплуатация. И здесь у американцев все тоже не гладко. Летом позапрошлого года новостные ленты прочно оккупировали сообщения о пожаре на УДК "Бон Омм Ричард". Корабль водоизмещением 40 тысяч тонн пришлось списать в утиль.
Можно, конечно на это сказать, - в России что ли корабли на ремонте не горят? Горят. "Кузнецов" на ремонте горел, да еще при этом сверхценный док умудрились утопить. И стратегическая атомная подводная лодка "Екатеринбург" горела. И еще много чего. Но не под списание. И пожар пожару рознь.
Вот как теперь происходят пожары в американском флоте. 23 мая 2012 года произошло возгорание на атомной подводной лодке USS "Майами", проходящей плановый ремонт на портсмутской казенной военно-морской верфи. С огнем боролись сто пожарных в течении 12 часов. Пострадало 7 человек.
Проведенный разбор полетов причину пожара установить не позволил. 16 июня на этой же верфи вновь случился пожар. На этот раз пострадал док. И снова причину установить не удалось. И только во время следующей пожарной тревоги, случившейся еще через три дня, наконец удалось выяснить причину всех этих возгораний.
Расследование установило, что работавший на верфи маляром и пескоструйщиком 24-летний Кейси Фьюри, плотно сидевший на антидепрессантах, на работе чувствовал себя некомфортно. А домой начальство, которому были хорошо известны его маленькие слабости, его естественно не отпускало. Хотя он честно отпрашивался.
Тогда наш герой решил устроить небольшой пожар, рассчитывая, что весь персонал эвакуируют и распустят по домам. Так оно и получилось. Беда в том, что как и к тяжелым, гм, антидепрессантам, к такому рабочему графику у Фьюри тоже возникло привыкание... Поэтому успешный опыт он решил повторить еще раз. А потом еще. В итоге суд приговорил пиромана к 17 годам тюрьмы и штрафу в 400 миллионов долларов. А подводную лодку, стоимостью 1,5 милиарда долларов пришлось списать.
Причем нельзя даже сказать, - мол, куда же смотрело руководство верфи, когда допускало к работам на таких объектах, как атомная подводная лодка, подобный персонал? Дело тут вовсе не в некомпетентности начальства. На антидепрессантах сидит пол Америки. Врачи сами подсаживают на них пациентов, чтобы потом от наркотической зависимости, которая, естественно не входит в медицинскую страховку, за огромные деньги лечить.
Ну тех у кого эти деньги есть, разумеется. Большинство как-нибудь перебиваются сами. Например отпрашиваются с работы, как тот же Фьюри. Руководству верфи было прекрасно известно о всех проблемах своего сотрудника. Да только кем его заменить? Тем более что он там такой сильно врядли один.
Я уже множество раз по разным поводам говорил и не устану повторять - флот это максимально сложная сфера деятельности. Требующая многоступенчатого высокоорганизованного взаимодействия множества людей из разных отраслей. Тоже в свою очередь часто очень высокотехнологичных. Поэтому неудивительно, и так всегда было в истории, что деградация государства в первую очередь сказывается на флоте. "Где тонко, там и рвется". А флот это как раз оно и есть. Потому что это сверхсложная, запутанная паутина взаимодействий. И просадки в какой-нибудь одной сфере достаточно, чтобы парализовать весь тонко настроенный механизм.
И ситуация во флоте США, как мы убедились, сейчас складывается не очень веселая. Полностью подтверждая картинку, которую мы видим по телевизору. И которую кто-то может быть считает пропагандой. Причем это верно как в отношении пополнения корабельного состава флота, так и его повседневной его жизнедеятельности.
Это я еще не затронул такую животрепещущую тему, как нехватка личного состава и низкий уровень его подготовки. Экипажи некоторых надводных кораблей флота США укомплектованы на 40%! Отмечается падение боевого духа, а так же проблемы с психическим здоровьем у некоторых членов экипажей. Которые вынуждены все чаще обращаться за помощью к психологам. Флот уже давно не является элитой американской нации.
Но, друзья мои, не переживайте, у меня есть и хорошая новость! Нельзя сказать, что в американском флоте все совсем плохо. Определенные достижения все-таки есть! 6 ноября 2021 года спущен на воду и достраивается на плаву флотский танкер "Харви Милк". Который назван в честь водолаза, лейтенанта и борца за права геев! Трудится на ниве флота и первый в мире адмирал-трансгендер Рэйчел Левайн!
Считаю это перемога! Тот путь, который должен привести к возрождению былой славы и могущества американского флота. И вот на этой мажорной ноте позвольте мне и закруглиться.