Leave a comment

vagonsky March 28 2022, 11:45:01 UTC

Географически Мордор больше всего похож на Малую Азию (как это неудивительно, Средиземье во многом повторяет форму континентального шельфа Европы, при условии понижения уровня моря).
Также считается, что битва под стенами Минас-Тирита вдохновлена то ли падением Константинополя, то ли осадой османами Вены. Ну и созвучие ork - turk тоже не на пустом месте.

Reply

medovaiagora March 28 2022, 12:04:57 UTC

Она вдохновлена Сталинградом.

Reply

vagonsky March 28 2022, 12:39:24 UTC

Так писали в предисловии к советскому изданию, но вряд ли это действительно так

Reply

medovaiagora March 28 2022, 12:43:01 UTC

Враг рвался к городу, вошёл в него, но был окружён соединением двух армий. Итиль древнее название Волги.

Reply

vagonsky March 28 2022, 13:03:24 UTC

Для начала, Минас-Итиль - это первоначальное название Минас-Моргула. Враг не вошёл в Минас-Тирит. Символы Сталинграда - это тяжелые уличные бои и котёл, у Толкина осада и битва в чистом поле.

Reply

medovaiagora March 28 2022, 14:43:46 UTC
Это название Итильских земель. Естественно, не надо строить совсем буквальные аналогии, ВК не памфлет.
У Гондора был и вход врага в город, и котёл, причём с соединением двух армий, а не одной. Сюда же славянские имена гондорцев вроде Боромира, Фарамира, Денетора.
И то что у Толкина враг долго не решался перейти Андуин, а когда всё же решился, был разгромлен. Так же "почти" нигде (только замерзшую зимой ненадолго) не переходили Волгу немцы.

Reply

vagonsky March 28 2022, 16:11:31 UTC

Итилиеном называлась часть Гондора к востоку от Андуина (где был расположен Минас-Итиль), а не к западу, где происходила битва.
Где был вход врага в город? Вы не по фильму судите, случайно? В книге сломали ворота, Король-Ведьмак попытался въехать, но был встречен Гэндальфом, который ему сказал, что враг в город не войдет, а дальше всё заверте - крик петуха, горн роханцев и т.д.
Котла никакого не было, в сталинградском смысле, армия Мордора была разгромлена в поле в тот же день.
«Славянские имена» - это, извините, из области «фольк-этимологии». «-мир» - это (драгоценный) камень по-эльфийски, а если судить по созвучию, то у нас и франк Хлодомир будет «славянином».

Reply

medovaiagora March 28 2022, 16:28:27 UTC
Фильм я даже не смотрел полностью чтобы не разочаровываться в книге. Это убожество.
Как уже сказал, книга не памфлет и абсолютно идентичных аналогий в ней нет.
Толкиен не делал копию Сталинграда или иного события, а создавал свой мир, вобравший какие-то мотивы, настроения своей эпохи и истории в её понимании, а Сталинградская битва как первое крупное поражение Вермахта впечатлила всех сильно.
Естественно, в древний город в отличие от Сталинграда можно было проникнуть, только сломав ворота или через стену.

Reply

vagonsky March 28 2022, 17:07:55 UTC

Ну просто если мы проводим аналогии, должны быть какие-то аргументы в их пользу. В пользу Сталинграда есть несколько аргументов, но довольно далеких. «У реки», «великая битва» и т.п. Другая часть приводимых Вами аргументов, на мой взгляд, нерелевантна («Итиль», «славянские имена», «враг проник в город»).
Но какие аргументы принимать или нет - это, конечно, личное дело каждого

Reply

medovaiagora March 28 2022, 17:13:08 UTC
Соглашусь, каждого, и "доказательств" тут быть не может.
Но я не могу вспомнить историческое событие, более похожее по совокупности контекстуальных намёков.
Если бы Итиль был ещё чуть ближе к месту битвы или она вообще была бы на его землях, это был бы уже памфлет.

Reply

oldadmiral March 28 2022, 17:16:45 UTC
А прибытие Рохана это высадка в Нормандии ;)?

Reply

medovaiagora March 28 2022, 17:59:31 UTC
Тогда уж Война Гнева)
Во всяком случае для читателей того времени ассоциация не могла не возникнуть.
Конечно, вновь без памфлетного тождества.

Reply

vagonsky March 28 2022, 18:11:54 UTC

Вы, мне кажется, недооцениваете мировоззрение Толкина. Это для нас Сталинград - это имя нарицательное победы добра над злом. Для Толкина победа СССР над Германией была чем-то вроде победы в несостоявшейся битве Сарумана с Сауроном. Судьбоносной битвой в его понимании могла быть только битва между сторонниками истинного Бога и его противниками.
В своих письмах, например, он неоднократно отождествлял с Гондором Италию (потому что твердыня католичества). Так что примеры для вдохновения нужно искать именно там, в битвах христиан с нехристианами. Два подходящих примера я уже привел - Константинополь и Вена (кстати, по семейной легенде, в той битве предок Толкина получил прозвище, от которого произошла фамилия писателя).

Reply

pesecprishel March 28 2022, 12:40:45 UTC
Нет, книга писалась после Первой Мировой.

Reply

medovaiagora March 28 2022, 14:44:43 UTC
Впервые опубликована в 1954.

Reply

oldadmiral March 28 2022, 12:05:40 UTC
Но Минас-Тирит далек от моря. Совсем не похож на Константинополь.

Reply


Leave a comment

Up