Есть такой, как он сам себя называет писатель-футуролог - Максим Калашников (
m_kalashnikov). Личность в определенных кругах достаточно популярная, автор полутора десятков книг, точный жанр которых я бы затруднился определить. Однако в этих книгах широко представлена военно-техническая составляющая, что не могло не привлечь в свое время мое внимание. Политическое кредо - неосталинист.
Вообще говоря, общепринятой является точка зрения, что США и западный блок навязали Советскому Союзу гонку вооружений, которую СССР, как страна с несопоставимо более слабой экономикой, просто не мог не проиграть. По-другому это противостояние называют третьей мировой войной.
Калашников придерживается прямо противоположенной точки зрения. Что СССР в одну калитку выигрывал третью мировую, страны капитала были уже на последнем издыхании, и в этот момент они, руками Горбачева и Ельцина нанесли Советскому Союзу удар в спину.
Точка зрения сколь оригинальная, столь и трудно доказуемая. Не в части Горбачева и Ельцина, а в части победы в "холодной войне" :). Но Калашников пытается. Давайте на конкретном примере посмотрим, как он это делает. Тем более, что этот пропагандистский прием типичный, используется постоянно и далеко не только Калашниковым.
Вообще надо отметить, что книги Калашникова имеют кумулятивный эффект. Он неутомимо находит одну победу советского строя за другой, отчего у несведущего читателя действительно складывается впечатление о неизбежном триумфе СССР, и грядущей победе социализма в мировом масштабе. Ну вернее крахе проклятого капитализма. По мнению Калашникова в мире будущего должно было остаться четыре силы - Русская Империя, Мусульманская федерация, Индия и Поднебесная Империя :).
Тем не менее мы выдернем и препарируем один из кирпичиков, из которых Калашников строит здание своей "Русской Империи". Речь идет о сверх- или скорее даже гиперзвуковом бомбардировщике Т-4, больше известным под прозвищем "сотка", проектированием которого занималось на рубеже щестидесятых и семидесятых ОКБ Сухого.
Одной из самых желанных для советских ВВС целей после ВМВ были американские авианосные группировки, с помощью которых США не только контролировали мировой океан, но и угрожали с приморских направлений территории СССР. Но увы, одновременно это были и самые трудноуязвимые для авиации цели. Дальний рубеж ПВО авианосных группировок осуществляли многочисленные палубные истребители, наводимые на цель самолетами ДРЛО, а ближний - зенитные ракеты кораблей эскорта. Ко всему авианосцы очень мобильны и могли наносить удары молниеносно, в самых неожиданных местах, как правило владея инициативой.
Если Советский Союз хотел вести достойную контригру, а советы ставили на подводные лодки, требовалось найти способ борьбы с авианосными группировками если не в мировом океане, то хоть вблизи своих границ. Иначе, захватив господство в прибрежных водах, американцы бы до предела затруднили развертывание советских подводных лодок, обнаруживая их там, где им еще невозможно было бы спрятаться - на выходе из баз или вблизи от них. Как это сделали союзники и во время Второй мировой, захватив господство в Бискайском заливе.
Теоретическую возможность прорвать ПВО американских авианосных группировок давал прогресс в области авиации, который позволил к концу 60-х создавать машины с невиданными ранее характеристиками. Вот что пишет Калашников:
И такое оружие у Империи появилось: в середине 1960-х Павел Сухой, творивший еще при Сталине, выдвинул проект дальнего ракетоносца Т-4, который на три десятка лет опередил свое время. Показатели этой машины в те времена поражали воображение: тяжелый стотонный самолет достигал скорости в три "звука" - трех тысяч двухсот километров в час, достигая высоты полета в 25 километров.
Вооруженный двумя противокорабельными ракетами, малоуязвимый для тогдашних истребителей и зенитных ракет, такой самолет, мог бы, по мысли советских теоретиков, преодолеть плотную ПВО американских авианосных группировок, и нанести разящий удар. Угроза такого удара вынудила бы авианосцы держаться подальше от берегов СССР.
В ответ на плавучие чудища Америки, способные контролировать до 85 процентов земной поверхности стаями своей палубной авиации, мы могли уже к началу 1970-х выставить полуфантастические корабли.
Однако слабовольный Брежнев (Сталина на нас нет) якобы позволил Туполеву, проталкивающему свой самолет (будущий Ту-22М) похоронить проект Сухого. Совершивший свой первый полет 22 августа 1972 года Т-4 был после двух лет испытаний поставлен на прикол.
В середине 1970-х русские упустили, наверное, возможность красиво выиграть тяжелейшую технологическую войну, повергнув Североатлантиду в уныние.
Так описывает эпопею с созданием Т-4 Калашников. Вы наверно уже задаетесь вопросом, а какие собственно могут быть к нему претензии? Почему он не имеет права на мнение, что "сотка" действительно стала бы грозой авианосцев, буде пошла в серию? Тем более он ведь специально оговорился, Т-4 позволил бы выиграть тенхологическую войну "наверное".
Очень просто. Калашников "забыл" упомянуть один ключевой для его истории факт. Без которого этот рассказ выглядит мягко говоря неполным. Все дело в том, что за восемь лет до первого полета "сотки", в небо поднялся американский XB-70 "Валькирия".
Американский предшественник "сотки", на которого она в значительной степени и была ответом, превосходил своего советского последователя практически по всем параметрам. Скорость 3,309 км/ч против 3,200. Практический потолок 23,600 м против 18,000. Максимальный взлетный вес 250 против 135 тонн. И так далее. Но несмотря на такие высокие характеристики американский проект также был закрыт.
И дело тут конечно не в подковерной борьбе. Любое чудо-оружие, которое смотрится неуязвимым в момент своего создания, как правило быстро устаревает. Интуитивно понятно, что построить ракету, способную перехватить любой перспективный самолет, гораздо проще и дешевле, чем создать самолет, неуязвимый для любых типов ракет. Ну а коль скоро сверхзвуковой бомбардировщик больше не неуязвим, он начинает проигрывать своим "обычным" коллегам. И по полезной нагрузке, и по стоимости, и так далее.
Так случилось и с "соткой". Уже в конце 1970-го взлетел мощный американский палубный истребитель F-14 "Томкэт", со скоростью около 2,500 км/ч и потолком 15,200 м, вооруженный ракетами "Феникс" (скорость до 4,680 км/ч, дальность пуска до 190 км, потолок 30 км). Для этих самолетов Т-4 уже не был неуязвим, а они стали поступать в палубные эскадрильи в 1974-м, когда "сотка" только вовсю проходила испытания. Тоже и с зенитными ракетами. Американцы усовершенствовали свой, появившийся чуть ли не в начале 50-х "Стандарт" до того, что он теперь может перехватывать и спутники!
Видимо именно это, а так же сложности с доводкой и серийным выпуском столь революционной техники (в реальности Т-4 не разгонялся более 1,3 Маха), послужили причиной отказа от перспективного бомбардировщика.
И уж конечно не приходится говорить о победе СССР в "технологической гонке". Самолет Сухого и появился позже, и выглядит поскромнее своего американского аналога. Если его создание и служит иллюстрацией чего-то, то лишь очевидного технологического отставания СССР. То есть Калашников применяет наиболее широко используемый элемент современной пропаганды - умолчание. Он не прибегает ко лжи, нет. Но иногда умолчание равноценно лжи. Оно позволяет делать выводы прямо противоречащие реальности.