60. Авиасалон

Aug 24, 2009 14:20

Интересно, существует ли, как это говорят многие, генетическая память поколений? Если да, тогда вполне объяснимо чувство удивления и восторга, которое иногда возникает у меня даже когда едешь на машине. Для современников автомобиль дело обыденное, но для подавляющего большинства наших предков отнюдь. Им бы он показался самым, что ни на есть чудом. Ну не может человек с такой скоростью проглатывать пространство, есть в этом что-то сверхъестественное. В прямом смысле этого слова. Это почти полет.

Вот о полетах подробнее. Если в случае с автмобилями обыденность скрадывает это ощущение чуда, то современная авиация предоставляет его в полной мере. Люди много говорят о чудесах, но как правило, как о чем то мистическом и неуловимом. Конечно есть и такое измерение чуда. Между тем чудесен прежде всего человек. Чужд и необъясним в рамках окружающей нас природы. И раз так, чудесны его проявления. В том числе такое изощренное, как авиация. Короче авиасалон.





Как известно, отечественная авиапромышленность, вернее то, что от нее осталось, работает в настоящее время на заграницу. Например на сказочно богатую Индию ;). Индия является авианосной державой с гораздо более солидным стажем, чем мы. Эта страна в значительной степени ориентируется в своей оборонной политике на Россию, что находит выражение и в приобретении авианосца проекта 1143.3. История, ледянящая кровь. Индийцы приобрели "Адмирала Горшкова" за немногим более, чем 600 миллионов долларов. Тогда американцы предложили индийцам авианосец "Китти Хок" вообще бесплатно. Это при том, что военное сотрудничество России с Индией неизменно находит в Вашингтоне порицание. Помните скандал с ракетными двигателями? Но и это еще не все, реальная стоимость модернизации "Горшкова", а на деле создания в его корпусе нового авианосца, оказалась не 600 миллионов долларов, а два милиарда! И по-видимому, если верить словам, недавно сказанным Путиным, он будет достроен согласно первоначально достигнутым соглашениям. То есть себе в убыток! Это я к чему, весь этот аттракцион неслыханной щедрости крутится вокруг контракта на поставку самолетов. Как этот палубный МиГ-29 с индийскими опознавательными знаками на борту. Такой контракт с лихвой покроет убытки.



Су-30МК. Индийская версия этого самолета - Су-30МКИ считается чуть ли не лучшим современным истребителем по возможности вести одиночный воздушный бой. Еще их делают для Китая, эта версия называется Су-30МКК. Это при том, что Китай сам производит Су-27 по лицензии.



Будущее российской авиации несколько скромнее :). Шучу, шучу. Как раз на МАКСе торжественно заключен контракт на поставку для ВВС 64 истребителей семейства Су-27. Посмотрим.



Но вообще раньше было интереснее. И уж точно лучше с погодой :). Раньше к нам залетали американцы. С подколками, в виде значков о количестве, сброшенных во время операции Enduring Freedom бомб. Их не совсем хорошо видно, не влезли в кадр, но частичка имеется. Не знаю уж, что сыграло свою роль, но на последнем салоне американцев уже не было...



Таким вот огромным, удивленным глазом смотрит на этот мир смерть. Присматривается пока.



Как кажется сказал кто-то из экипажа B-29, сбросившего атомную бомбу на Хиросиму, человечество было распято на винтах Энолы Гей. Винты этого Ту-95 тоже четырехлопастные. И тоже молотят воздух отнюдь не из гуманитарных соображений. Но все равно, мощь самолета завораживает. Помнится раньше он, а также и Ту-22 и Ту-160 взлетали прямо на глазах у зрителей, с ВПП аэродрома ЛИИ имени Громова. При взлете Ту-160 у меня вибрировала куртка, как динамик вибрирует в колонке. Видимо поэтому теперь они взлетают в другом месте. Оторвавшись от земли гиганты уходили за горизонт, и пока они разворачивались проходил один номер летной программы. Потом громадина заходила прямо на публику, поперек полосы, и, немного не долетая, отвернув с большим креном, уходила в сторону, показав всю огромность размаха своих крыльев. Это стоит увидеть. И даже не столько увидеть, сколько почувствовать.



Вообще опастность на аэродроме всегда чувствуется, можно сказать висит в воздухе. Изощрив свой разум, человек достиг возможности летать. Но не как Ангелы, которые летают благодаря своему духу, а не разуму. И не как птицы. Полет человека несовершенен, как несовершенен и склонен ошибаться его разум. Поэтому гибель командира "Русских витязей", случившаяся в этом году, естественная и неотъемлемая дань за эту неправедно приобретенную возможность. Она не диссонирует с авиасалоном, а лишь подчеркивает его суть. Это я к чему. Самолеты прекрасны и уродливы одновременно. Прекрасны, подобно этому "Су", как одно из высших достижений человеческого ума и возможности к сотрудничеству. Ибо современные самолеты настолько сложны, что даже главный конструктор лишь отдаленно и в самом общем виде представляет себе процессы и явления, происходящие в большинстве узлов его творения. И прекрасны потому, что живут в одной стихии с птицами. Уродливы потому, что несовершенны при всем своем совершенстве. Потому, что представляют неправильный путь к осуществлению мечты о полете. Ведь во сне человек летает сам, без помощи всяких механизмов.



Своя красота есть и у вертолетов. Этот, наконец серийный, Ка-52, тому яркий пример.



Ми-28 не так хорош внешне, зато эффективнее. Странно, но США могут позволить себе серийно строить лишь один вид ударного вертолета. Франция и Германия один на двоих. У нас же собираются выпускать два...



Некоторая парадоксальность этого авиасалона состоит в том, что здесь авиация соседствует со своим злейшим врагом - наземными средствами ПВО



Впрочем этот ЗРК "Бук" служит для защиты не только от воздушного противника, но и от дождя.



Не прошел я и мимо выставочной части. Впечатлило рабочее колесо турбины с лопатками. Лопатки закреплены не намертво, а слегка подвижны, причем каждая пронумерована. Неужели они не взаимозаменяемые?



Сопло двигателя подошло бы для научно-фантастического фильма. В качестве докового устройства корабля чужих, например.



Не обошлось и без представителей игровой индустрии :). После посещения салона всегда хочется взять в руки джойстик. Эх, давненько я этого не делал.



А вообще нельзя пропускать подобные мероприятия. Ну хотя бы раз в жизни обязательно нужно посетить IMHO. Откуда иначе Вы узнаете, насколько возвышенным и романтическим может быть, например, запах обычного керосина. Ну пусть не обычного, а авиационного. Наверно это поразило меня в первый раз больше всего :).

P.S. ЖЖ юзер afanarizm разместил у себя серию очень интересных постов о голоде в последние годы существования Российской Империи. Регулярным участникам холиваров на тему Россия/СССР настоятельно рекомендуется ознакомиться. Приветствуется пиар. Человек проделал работу.

МАКС, авиасалон, авиация

Previous post Next post
Up