В ходе последней дискуссии некий
spirit_of_none высказал мысль, что Россия как-то уж очень позорно провалилась во время Русско-японской войны. На мои робкие возражения, что, мол Германия тоже проиграла две мировых войны, но никто ее армию и флот слабыми от этого не считает, и что имеет смысл учитывать не только результат, но и условия, в которых находились противники,
spirit_of_none не прореагировал, а лишь продолжал повторять: Открою вам секрет - в моем мире список ПОРАЖЕНИЙ армии и флота в эту войну занял ЦЕЛУЮ СТРАНИЦУ. И далее путано изложил весь список, на 90% впрочем состоящий из выводов и оценок.
Чего там скрывать, большинство наших соотечественников думает так же или примерно так же. Поэтому я позволю себе развить начатую мной в той ветке тему боя в Корейском проливе, чтобы проиллюстрировать возможность несколько другого взгляда на действия, в данном случае, русского флота.
Для начала вкратце о событиях, приведших к этому бою. Русский флот на театре военых действий был разделен на две эскадры. Одна из них, главная, в составе которой были все наши семь броненосцев, базировалась на Порт-Артур. Вторая, состоявшая из трех броненосных и одного бронепалубного крейсера, имела своей базой Владивосток. Она получила наименование Владивостокского отряда крейсеров, и действовала в основном на коммуникациях японцев. К рассматриваемому нами моменту Владивостокский отряд совершил шесть походов, в ходе которых потопил или захватил в качестве призов полтора десятка японских и иностранных пароходов с военными грузами и контрабандой, и примерно еще такого же количества более мелких судов.
Самым громким успехом Владивостокского отряда стало потопление войсковых транспортов "Идзумо Мару" и "Хитачи Мару" всего в 60 милях от маневренной базы эскадры Камимуры в Озаки. Кроме нескольких тысяч японских войск на последнем из этих транспортов перевозились 18 280-мм осадных гаубиц, столь нужных японцам под стенами Порт-Артура. Дерзость нападения произвела большое впечатление во всем мире, в том числе и в Японии. Японские газеты советовали Камимуре совершить харакири. По некоторым данным возмущенная толпа даже сожгла дом дом японского адмирала.
Однако по мере того, как осаждающая Порт-Артур армия генерала Ноги все ближе и ближе подходила к укреплениям крепости, угроза нависала и над кораблями Первой Тихоокеанской эскадры. Это вынудило нашего главнокомандующего на Дальнем Востоке - адмирала Алексеева отдать эскадре категорический приказ покинуть обреченный Артур и прорваться во Владивосток. Приказ, вопреки тому, что часто говорят об адмирале Алексееве и его действиях, абсолютно обоснованный и единственно правильный.
Чтобы помочь прорыву кораблей из Порт-Артура и вынудить японцев разделить свои силы вышел в море и Владивостокский отряд. В его задачу входило во-первых, связать эскадру адмирала Камимуры из четырех броненосных крейсеров, не допустив их соединения с флотом Того, блокирующим Порт-Артур. И во-вторых, оказать содействие Первой Тихоокеанской, буде прорыв состоится.
Тяжесть поставленной перед Владивостокским отрядом задачи состояла в том, что эскадра Камимуры имела перед Владивостокским отрядом, который 30 июля вывел в море адмирал Иессен, державший флаг на "России", значительное преимущество как в силе, так и в скорости хода. Говоря проще, задача была почти самоубийственной. В случае встречи с неприятелем Владивостокский отряд не мог ни победить ни уклониться от боя.
С другой стороны не посылать Владивостокский отряд в бой русское командование тоже не могло - в этом случае Того мог усилиться чтырьмя кораблями Камимуры, что дало бы ему решительное преимущество в сражении в Желтом море. Таким образом самим фактом выхода в море Владивостокский отряд уже выполнил свою главную задачу - Первой Тихоокеанской эскадре противостояли всего 4 броненосца и 4 броненосных крейсера японцев. То есть силы были почти равны.
Сражение в Желтом море стало по существу решающим сражением всей войны. И если бы не случайность было бы по-видимому выиграно русским флотом. По крайней мере именно к этому шло дело. Таким образом риск Владивостокского отряда был не напрасным.
Увы, прорваться во Владивосток русский фот не смог. Сражение в Желтом море состоялось 28 июля, за два дня до выхода в море Владивостокского отряда. Но предупредить наши крейсера, что все кончено из блокированной крепости было невозможно. Во Владивостоке даже не знали точного дня прорыва!
Противники встретились рано утром 1 августа 1904 года. В предрассветной дымке с русских кораблей обнаружили силуэты четырех японских крейсеров. Это были "Идзумо" (флаг Камимуры), "Токива", "Адзума" и "Ивате". Японцы занимали выгодное положение - к северу от русских крейсеров. Путь во Владивосток был перекрыт, а неравный бой неизбежен.
Если дать силам противников количественную оценку, то она будет такова. Японцы имели на борт 16 203-мм и 26 152-мм орудий против 6 203-мм и 24 152-мм у наших. По весу бортового залпа японцы таким образом превосходили наших вдвое - 3040 кг против 1520! По водоизмещению превосходство японцев было более скромным - 40,969 тонн против 36,340. Но самым неприятным было то, что идя в бой против более сильного противника наши корабли уступали ему в эскадренной скорости - старичок "Рюрик" мог выжать из своих машин максимум 18 узлов, а любой из "японцев" легко давал 20 а если надо и 21 узел.
Здесь в повествовании необходимо сделать разрыв, и объяснить почему собственно я повел речь именно о бое в Корейском проливе. Что позволяет мне надеяться, рассказав об очередном проигранном русским флотом сражении этой войны, каким то образом обелить наших моряков?
Все очень просто. Бои, где главной силой с обеих сторон выступали бы броненосные крейсера, в истории большая редкость. Их всего два. Это собственно бой в Корейском проливе и бой между крейсерской эскадрой адмирала Шпее и англичанами у порта Коронель, состоявшийся 1 ноября 1914 года.
Именно это и позволит нам провести параллель, и сделать важный вывод :).
Но обо всем по порядку. Для начала также оценим противников по бою у порта Коронель. Ядро эскадры Шпее составляли броненосные крейсера "Шарнхорст" и "Гнейзенау". Главные силы англичан - одноклассники немцев "Гуд Хоуп" и "Монмут". У немцев стреляло на борт 12 210-мм и 6 150-мм орудий, вес бортового залпа - 1536 кг. У англичан - 2 234-мм и 17 152-мм орудий и 1117 кг соответственно. Водоизмещение 25,970 тонн у немцев и 23,950 у англичан.
Для наглядности сопоставим силы противников в этих двух боях в графическом виде. Сначала водоизмещение.
Как мы видим, в обоих боях сильнейшая сторона превосходит слабейшую довольно незначительно. Можно даже говорить о примерном равенстве сторон. Картина полностью меняется, когда речь заходит о бортовом залпе.
Здесь уже немецкая эскадра имеет существенное, 37,5%-ное превосходство. Японцы превосходят русских вдвое. Такая диспропорция водоизмещения и огневой мощи объясняется тем, что как русские, так и английские корабли имеют четко выраженные крейсерские функции, тогда как у германских и японских преобладают эскадренные качества. Причем у английских крейсеров, предназначенных для охоты за крейсерами противника, огневая мощь все же получше, чем у русских - чистых истребителей торговли, у которых все принесено в жертву крейсерским функциям.
Как мы видим, английская эскадра гораздо меньше уступает германской, чем русская японской. Говорят в пользу англичан и еще два обстоятельства. Первое - скорости противников почти одинаковые - 23 узла у анлгичан и 23,5 у немцев. Второе, фактор времени - первыми залпами при Коронеле эскадры обменялись в вечерних сумерках, когда солнце уже село за горизонт - в 19-00.
Несмотря на все это бой закончился для англичан трагично - всего через час после начала боя скрылся под водой "Гуд Хоуп", а в 21-30, уже в темноте, немецкий легкий крейсер "Нюрнберг" обнаружил и добил кренящийся и горящий, с выведенной из строя артиллерией "Монмут". Из экипажей британских кораблей не уцелел ни один человек, 1570 английских моряков во главе с адмиралом Крэдоком погибли. Потери немецкой эскадры - 3 раненных.
Хочу оговориться, что в обоих случаях я не принимаю во внимание легкие крейсера. И там и там сильнейшая сторона имела в них преимущество - японцы 2 против нуля, германцы 3 против одного. В бою главных сил их роль была ничтожна, фактически они лишь добивали поврежденные корабли.
Теперь читатель, не знакомый с исходом боя в Корейском проливе, вправе в ужасе замереть. Если такое при не самом значительном материальном превосходстве буквально за час сделали с кораблями самой "морской" нации в мире немцы, то что же тогда произошло с русскими крейсерами? Тем более, что как нам говорили русские корабли были отсталыми, командиры некомпетентными, да и к войне русские моряки не готовились.
Ситуацию по сравнению с предыдущим боем усугублял тот факт, что японцы имели 2 узла превосходства в скорости и целый день (сражение началось рано утром), чтобы реализовать свое всестороннее преимущество. Оно, кстати было более всесторонним, чем это можно отразить цифрами. Например о крейсере "Рюрик" я рассказывал
здесь. Первыми залпами корабли обменялись, как уже было сказано в 5-30 утра 1 августа. Обладая существенным преимуществом в скорости Камимура сразу отрезал русские корабли от Владивостока, рассчитывая полностью уничтожить наш отряд. Оценив соотношение сил Иессен понял, что единственный шанс спастись - прорваться во Владивосток. Русская эскадра повернула на север. Однако, хотя наши моряки первыми добились в этом бою попаданий, двойное огневое превосходство японцев быстро сказалось. Особенно пострадало "слабое звено" нашего отряда - "Рюрик". Корабль начал отставать а потом и вовсе потерял управление. Иессен вынужден был вернуться, чтобы прикрыть "Рюрик" буквально корпусами своих кораблей. Терпя урон от вражеского огня "Россия" и "Громобой" дали "Рюрику" время исправить наиболее критические повреждения. В восемь утра, после двух с половиной часов боя русские корабли вновь повернули на север.
Однако положение русской эскадры было отчаянным - на "Рюрике" было выведено из строя рулевое устройство и он едва управлялся машинами. И без того невысокая скорость упала. Погиб командир корабля - капитан 1 ранга Е.А.Трусов. В довершение всех бед к месту боя стали подходить японские крейсера адмирала Уриу.
В таких условиях Иессен уже не мог ставить под удар два своих оставшихся корабля, спасая обреченный "Рюрик". "Россия" и "Громобой", использовав всю мощь своих машин, пошли на север. Камимура со своими четырьмя броненосными крейсерами последовал за нашими кораблями, предоставив судьбу искалеченного "Рюрика" крейсерам Уриу.
Подойдя на близкое расстояние японские крейсера стали расстреливать русский корабль. "Рюрик" отвечал из немногих уцелевших орудий. В 10-30, после пяти часов ожесточенного боя, старший из оставшихся в строю офицеров "Рюрика" - лейтенант Иванов приказал затопить потерявший ход корабль. Из экипажа крейсера в 814 человек погибло 202. Более 250 были ранены.
Что касается "России" и "Громобоя", то в 10 часов Камимура, не добившись существенных результатов и испытывая нехватку снарядов прекратил преследование. Через два дня наши корабли благополучно добрались до Владивостока. Общее количество убитых и раненных на русских кораблях достигало 1011 человек. Потери японцев - 126 человек.
Естественно, что бой в Корейском проливе стал для русского флота серьезным поражением. Достаточно сказать, что Владивостокский отряд больше уже никогда не вышел в море, а людские потери распределились в соотношении почти 10:1 в пользу японцев.
Теперь настало время сделать выводы. Морской бой той эпохи это страшная вещь. Чтобы представить себе что это такое давайте вообразим себе например мощную теплоэлектростанцию совмещенную в одном здании со складом боеприпасов. Вы скажете, что сделать такое может только идиот или вредитель? В гражданском секторе да, но боевой корабль того времени именно и представлял собой такой симбиоз. Угольные топки, паровые котлы, высоченные трубы, громоздкие машины - все это атрибут корабля того времени. Здесь же запасы снарядов и торпед. А главное заряды - метательный порох в матерчатых картузах. Причем все это сосредоточено не на твердой земле, а в подверженной качке металлической скорлупке.
Ясно, что такое сооружение опасно само по себе. Военные корабли взрывались в мирное время во всех странах мира. Большинство знает про взрыв линкора "Императрица Мария" в годы Первой мировой войны. Большой резонанс имел и взрыв линкора "Новороссийск" в 1955-м. Из героев японской войны сразу после окончания боевых действий "ухнул" в порту Сасебо бессменный флагман адмирала Того - эскадренный броненосец "Микаса". Погибло более 250 человек, около 350 ранено.
А теперь представьте такой вот корабль под огнем противника. Стокилограмовые (это у броненосных крейсеров, у броненосцев и вовсе 300-400 килограммовые) "чемоданы", начиненные взрывчаткой на огромной скорости бьют в корпус корабля, взрываются корежа металлические конструкции как фольгу, распространяя повсюду раскаленные осколки. В этих условиях кое-где поставленная не слишком толстая броня не покажется надежной защитой.
Есть у морского боя и еще одна особенность. Специалисты называют ее "отрицательной обратной связью". За малопонятной формулировкой кроется следующее: в жизни оычно имеет место положительная обратная связь. Ну например, чем лучше вы работаете, тем больше получаете зарплату. Чем больше занимаетесь спортом, тем лучше здоровье. Ну и так далее. Но существуют и другие виды зависимости.
Например есть такой анекдот. Мальчик рассказывает друзьям, - мой отец говорит, что отдавать всегда приятнее, чем получать. Его спрашивают, - твой отец священник? Нет, боксер.
Здесь мы имеем пример отрицательной обратной связи - чем больше отдаешь, тем меньше получаешь. Применительно к морскому бою это значит, что сильнейшая сторона в состоянии "отдавать" больше. Снарядов, огня и металла. Следовательно и получать она будет меньше. И чем больше будет отдавать, тем меньше и меньше получать. Разрыв в силах будет в ходе боя лишь увеличиваться.
Таким образом полный разгром слабейшей стороны выглядит естественным результатом морского боя, если конечно у нее нет превосходства в скорости, чтобы отступить, а у сильнейшей стороны нет каких-либо причин, чтобы бой прекратить.
Именно об этом говорил старик Тирпиц в цитате озвученной в предыдущей ветке юзером
mikhailove: во всех морских сражениях последнего столетия подтвердился опыт нельсоновской эпохи, говорящий, что в сражении обыкновенно наступает кризис: с того момента, как корабль почувствовал превосходство своего огня, боевая мощь его противника начинает быстро снижаться и вскоре сходит на нет, между тем как победитель, если он получил повреждение только в надводной части, может быть вновь использован почти с тем же эффектом. Таким же образом и в немногих доведенных до конца сражениях нашего времени побежденный терял все, а победитель изумительно мало; так было при уничтожении испанского флота близ Сант-Яго, в цусимском и коронельском боях
В этом смысле результат боя у порта Коронель с одной стороны выглядит логично, а с другой не позволяет говорить о каком-то серьезном, если позволите "системном" превосходстве немецкого флота над английским. Немцы просто грамотно реализовали свое материальное превосходство.
А о чем же говорит нам результат боя в Корейском проливе? О том, что как я и говорил юзеру
spirit_of_none, сам по себе результат того или иного столкновения, или даже целой войны, еще далеко не всегда говорит о провале проигравшей стороны. Иногда он банально отражает соотношение сил или является результатом иных неблагоприятных для проигравшего факторов.
По крайней мере мы должны со всей ответственностью констатировать - отставание нашего флота от японского по его уровню готовности вести современную войну значительно меньше, чем отставание английского флота от немецкого в годы Первой Мировой войны по этому же показателю. На самом деле у историка сопоставив цифры превосходства немецкой эскадры над английской и японской над русской и достигнутые при этом результаты появляется даже соблазн говорить о превосходстве русского флота над японским.