Нигилизм русского языка - всё превращается в ничто.

Feb 24, 2024 10:27


Эту удивительную цитату, очень ёмко характеризующую как особый путь великой страны, так и особенности мировосприятия её населения, прислала мне подруга из числа недавнообретенных, ибо, несмотря на всю странность проживаемых времен, не устаю я благодарить изобретателей интернет-паутины за возможность находить единомышленников в том возрасте, который ранее воспринимался исключительно как возраст выбытия (и выбития) друзей.

Есть на языке нашем оборот речи совершенно нигилистический, хотя находившийся в употреблении еще до изобретения нигилизма и употребляемый доныне вовсе не нигилистами.
"Какова погода сегодня?" - Ничего.
"Как нравится вам эта книга?" - Ничего.
"Красива ли женщина, о которой вы говорите?" - Ничего.
"Довольны ли вы своим губернатором?" - Ничего.
И так далее. В этом обороте есть какая-то русская, лукавая сдержанность, боязнь проговориться, какое-то совершенно русское себе на уме.

(с) Петр Андреевич Вяземский

Могу продолжить и осовременить:

Как работа? - Ничего

Как жизнь? - Ничего, терпимо.

Какие планы на...? - Да ничего особенного.

Как здоровье? - Ничего.

Как дети? - Ничего.

Всё - от природных красот до человеческих талантов, от результатов трудов до политических предпочтений характеризовалось почти два века назад и характеризуется доныне как "ничего".



Пессимистическое



Ничего - если прислушаться к вибрации этого слова, его действующему началу, получается квинтэссенция пустоты, бессмысленности и бесталанности, обесценивания как собственного существования, так и существования всего окружающего мира!

Страшное слово. Слово, разрушающее всё вокруг увереннее любого ругательства. Слово - стиратель.

Подходит к родителю ребятенок, чтобы поделиться первой, еще такой новой и чудесной радостью творца, у которого, наконец, получилось, и что он слышит, как правило? "Ну да, ничего, иди...". Или - "сойдет".

А потом мы бываем искренне возмущены, отчего это представители прочих народов, не имеющих в обиходе этого универсального словечка на все случаи жизни считают себя и умнее, и талантливее, и вообще на нашем фоне как-то неприлично успешнее смотрятся?

Да потому что представители иных такого слова своим детям не говорят, причем с младых их ногтей и до седеющих муд усов, а на фоне сплошного окружающего ничего и малая кочка - уже Джомолунгма.

"Ничего" говорится из страха, чтобы не узнали, не сглазили, не позавидовали и не отняли.

"Ничего" - произносится, когда чужим успехом задето собственное творческое честолюбие, и ругать созданное другим не за что, но и похвалить - язык не поворачивается.

"Ничего" - потому что жалко эмоций, да и себя, на них неспособного...

От латинского Aut Caesar, aut nihil мы оставляем себе робкое и униженное nihil.



И все усилия идут прахом, в этот самый nihil.

Мы творим язык, но и язык творит нас.

И даже под дорогущим кашемировым пальто на плечах неизменно оказывается и вздрагивает дырявая шинелька Акакия Акакиевича, ибо "ничевойкается" не по скудости, а со страха. Крепко въевшегося, со времен "худые холопы твои Степка да Ивашка челом тебе бьют, великий государь".

И ничего вокруг... Неизбывное и вечное ничего.



И чё? А ничО, вот чё.

Вот еще умный человек напомнил цитату:

«Бисмарка когда-то на охоте в России вывалил в лужу ямщик. Когда Бисмарк на него закричал, извозчик успокоительно ответил ему:
- Ничего.
Это слово так понравилось "железному канцлеру", что он во многих случаях повторял его и даже носил железный перстень с надписью:
Когда японцы наступали к Ляояну, я, в разговоре с одним из крупных генералов, волнуясь, говорил:
- Ведь Ляоян, пожалуй, японцы возьмут. Ведь это очень нехорошо для нас.
И получил, с милой, спокойной улыбкой, знакомый ответ:
- Ничего!
И теперь, когда Ляоян взят и это нисколько не повредило плану кампании, я понял смысл ответа генерала, его покойную улыбку и это удивительное:
- Ничего!». (с) В.А. Гиляровский.

Бисмарк мог бы простыть и умереть - в те времена антибиотиков не было, а простуда, перешедшая в воспаление легких была делом обыкновенным, но ведь  барин-то чужой, немец, чего об нем беспокоиться?

Как кончилась война с Японией  мы тоже помним - полуСахалином и позором.

Ничего - как выражение разгильдяйства и полного равнодушия к результату, разве нет?

А потом мы спрашиваем, отчего это вокруг всё так?

Да потому что самопрограммируемся!

Потому что мы ежедневно выпускаем из своего рта дементоров - обнулителей всего и вся: стремлений, усилий, мечтаний. И сами стремимся к нулю. Уробороса придумали давно, но не все понимают символику - не хотят. Так вот мы со своим «ничего» тот самый себя грызущий Уроборос.

С чем я нас и поздравляю.



а поговорить, вопросы языкознания, про жизнь, лытдыбр, русский язык

Previous post Next post
Up