Нашему поколению начинающих пенсионеров с детства рассказывали о соревновании двух систем, и нам трудно не рассматривать любые телодвижения отечественной культурки именно как соревнование с той, другой системой. Причём, есть ощущение, что вызов постоянно бросали мы. Знаменитое хрущёвскоё "Мы вас похороним!" и "Догнать и перегнать Америку" до сих пор звенит в наших ушах и стучит в наших сердцах.
Когда крррасные киноведы и культуртрегеры, историки и реконструкторы, знатоки всего на свете, от китайского чая до линкоров, втирают мне про лучшее в мире советское кино я вспоминаю мощные киношедевры "Зозуля с дипломом" и "Петля Ориона" и верю, что ещё чуть-чуть и Холливуд, заливаясь слезами, свалил бы в закат. Но пришли Горбачёв с Яковлевым и триумфа не состоялось. Суки, бля.
Про мощную советскую эстраду примерно так же. Только хуже.
Но и лучше. Песни короче фильмов. И если, для того, чтобы убедится, что кинцо - полное говнецо, надо было прийти в кинотеатр к определённому времени, купить билет и час с лишним таращится в экран, то песню тебе доставляли прямо в жильё: изливалась песня или из радиоточки или из телевизора и длилось это минуты три. Бонус - можно было уменьшить громкость или выключить концерт. Или не включать вообще.
Всем известно понятие "бой с тенью", а на наших эстрадных подмостках зачастую происходил бой тени неизвестно с чем.
Естественно, что лауреаты многочисленных конкурсов и премий пели и плясали исключительно для внутреннего употребления, но дух "соревнование двух систем" в виде сравнения ВИА "Самоцветы" и того же Тома Джонса(о "Дип Пёпл" вообще умолчим) носился над нашими подростковыми головами. И таки да, пальма первенства обошла наших исполнителей, но флажок победителя социалистического соревнования достался "коллективному" ВИА.
НаДсладимся же победой:
Click to view
И всё же, я благодарен нашим ВИА: Их нудное творчество и поведение, вернее отсутствие поведения(деревянные фигуры, расставленные там и сям), на сцене подвигало нас на поиски и слушание музыки.
Мы, не пресыщенные обилием хорошей музыки, искали именно её, а не "жаренные факты" о том, кто, как и какие наркотики жрал и что западные кудесники микрофона и гитары творили на подмостках сцены и вне её. Знали конечно в общих чертах, но на этом не зацикливались - мы их слушали, а не копались в истории взаимоотношений Эрика Клэптона, Джорджа Харрисона и его(их) жены. А нынче на музыку плюют, со всей страстью выволакивая на свет Божий то мокрые подштанники, то голую жопу с пером и брюликами.
Действительно, какая может быть музыка, если перед тобой во весь экран сверкает целлюлитом старушечья задница.
Итак, без бездарнейших ВИА в телевизоре и на радио не было бы(*) у меня ни рокенролла, ни блюза, ни русских народных песен, ни Чайковского с Моцартом. Такая вот загогулина, панимаш.
(*) - А было бы то, что произросло из специфических советских ВИА. То есть, то что мы сегодня можем видеть в каждом елевизоре. Некритичность к ВИА привела к торжеству коллективной Аллы Барбарисовны.
ПС. А у "Самоцветов" были красивые песни. Исполнение, конечно, деревянное и наряды в стиле колхозного Элвиса, но у романтических натур заходило
Click to view