Корсары Ивана Грозного

Oct 20, 2022 19:24



Я на день Военно-Морского Флота упомянул о корсарах Ивана Грозного, так как именно с них начинался сей флот.
В стародавние советские времена книжка с таким названием была(собственно, она и до сих пор остаётся) интересная. Вроде Константин Бадигин написал./Посмотрел, точно он. Всё-таки старый склероз не ржавеет/
А вот более подробно про этих корсаров и даже, где-то, каперов:

Никита Николаев: "Кирстен Роде - грозный капер Ивана Грозного"

Регулярный военно-морской флот появился у России в эпоху императора Петра Великого. Задолго до него в войнах и конфликтах позднего средневековья и раннего нового времени наша страна не использовала морские силы в борьбе с противником. Исключением стала лишь Ливонская война. Для защиты собственных интересов и подрыва торговли противника Иван Грозный заключил контракт с немцем Кирстеном Роде, сформировавшим каперскую флотилию.

«…Корабельщику, немчину Кирстену Роде со товарищи, преследовать огнем и мечом в портах и в открытом море, на воде и на суше не только поляков и литовцев, но и всех тех, кто станет приводить к ним либо выводить от них товары или припасы, или что бы то ни было,» - гласила жалованная грамота Ивана Грозного, выданная уроженцу Дитмаршена. Небольшая каперская флотилия, созданная в годы Ливонской войны на Балтике и руководимая Кирстеном Роде, стала фактически первым русским (не считая новгородские ладьи) боевым соединением флота в регионе.

Моряк из свободной республики

Дитмаршен - регион с уникальной историей. Несколько веков этот регион, находившийся между Германией и Данией, был фактически независимым: ещё в середине XIII века здесь начала своё существование «крестьянская республика». Самоуправляемая земля боролась за своё существование с имперскими князьями на протяжении нескольких столетий, пока не была подчинена шлезвиг-гольштинскими правителями в середине XVI века. Свободолюбие отличало уроженцев этой республики - среди них был и Кирстен Роде, начинавший свою карьеру на западе Балтики в качестве купца.

К началу Ливонской войны он уже был довольно известным в Скандинавии и северной Германии капитаном корабля. Помимо торговой деятельности он промышлял и каперством. Балтика была неспокойна - между собой соперничали недавно получившая независимость Швеция и Дания. Датский король выдал на имя Кирстена Роде каперское свидетельство, позволявшее атаковать шведские торговые суда. В войне на море такой способ ведения борьбы с противником применялся сплошь и рядом - достаточно вспомнить знаменитых английских и датских каперов, действовавших на испанских коммуникациях в Атлантике.



Одно из сражений шведско-датской войны 1563 - 1570 гг.

Соперничество Дании и Швеции делала из первой союзницу России в войне на Балтике. Начало Ливонской войны и первоначальные успехи русских войск вскоре выдвинули на повестку дня морскую проблему: на фоне военных действий корсары из Польского и Шведского королевств мешали адекватной торговле России с другими странами, которая велась через Ивангород и занятую царскими войсками в 1558 году Нарву. «…Разбойным обычаем... корабли почали разбивати, а товары грабити и изо многих земель в наше государство дорогу торговым людем затворили». Царь не располагал своими морскими силами на Балтике, поэтому ему пришлось воспользоваться услугами иностранных наёмников.



Взятие Нарвы Иваном Грозным.

Царский контракт для немецкого капитана

В 1570 году Кирстен Роде переходит на службу к королю Ливонии Магнусу Ольденбургскому - правителю марионеточного пророссийского государства на берегах Балтики. В Аренсбурге (нынешнем городе Курессааре но острове Сааремаа) немец приобрёл небольшое судно, пинку, вооружил его артиллерией и набрал небольшую команду из трёх десятков человек. Так началась история первой в истории России каперской флотилии.



Герцог Магнус.

30 марта Кирстен Роде прибыл в Александровскую слободу, где получил жалованную грамоту на своё имя. Одновременно чиновникам в приграничные и портовые города России были посланы разъяснения, посвящённые статусу капера: приказывалось всячески содействовать деятельности немца, относиться к нему уважительно, а в случае попадания его или его подручных в плен - немедленно прилагать все усилия по выкупу. По контракту, который заключил Роде с Россией, капер получал право присваивать себе 10 процентов от добычи, остальные захваченные грузы предписывалось продавать в русских портах. То же касалось и пленников - они либо обменивались, либо сдавались царским чиновникам. Помимо этого, из казны ему выплачивалось жалование в размере 7 гульденов в месяц.

Первые походы Роде состоялись уже в июне 1570 года. За несколько месяцев силы «московитских каперов» возросли до нескольких кораблей, которыми командовали иностранные офицеры. Однако, несмотря на то, что контракт был подписан с Россией, Кирстен Роде редко наведывался в российские порты. Он предпочитал сбывать трофеи в датских прибрежных городаъ или Ревеле. Захваченные корабли (польские, шведские и ганзейские) чаще всего пополнялись новыми моряками, среди которых нередко встречались русские поморы. К осени под командованием Роде располагал шестью кораблями, хорошо подготовленными к походам.



Пример «пинки».

Вскоре удары каперской флотилии стали настолько чувствительными для Швеции и Польши, что поимкой Роде и его подручных занялись специальные отряды кораблей. Однако каждый раз немцу удавалось скрываться от преследователей в датских портах, пользуясь покровительством местных властей. Но осенью 1570 года ситуация серьёзно изменилась.

Наказание за своеволие

Войдя во вкус, Кирстен Роде стал нападать на торговые корабли в пределах датских территориальных вод, причём они не всегда принадлежали врагам России. Это часто вызывало недоумение у датских властей. Такое своеволие сильно подрывало торговлю Дании и било по карманам и казны, и местных купцов. Вместе с этим в сентябре 1570 года начались мирные переговоры между Копенгагеном и Стокгольмом, в условиях которых деятельность Роде становилась опасной - любой инцидент мог сорвать процесс заключения мира.

Вопрос о деятельности корсаров на службе российского царя действительно возник во время переговоров. Датчане, пытаясь сгладить углы, утверждали, что покровительство Роде и его командирам оказывали лишь отдельные чиновники, что поддержка каперов никоим образом не является частью государственной политики. Командир флотилии, конечно, о событиях за столом переговоров не знал - поэтому, когда в октябре 1570 года его корабли зашли на отдых в копенгагенский порт, то он спешно был арестован и помещён в тюрьму.



Копенгаген в XVI веке.

Датский король Фредерик, однако, понимая, что в заключении находится не обычный пират, а российский наёмник, поспешил улучшить условия его содержания (моряки же, служившие на кораблях флотилии, были выданы шведам). Одновременно он написал Ивану Грозному с разъяснениями относительно ареста Роде. Царь предложил отправить арестованного в Москву, забрав его добычу в датскую казну, но Фредерик не решился на такой шаг.



Король Дании Фредерик II.

Известно, что моряк содержался под стражей до 1576 года, после чего в письменных источниках его след исчезает. Он обращался напрямую и к Ивану Грозному с просьбами посодействовать своему освобождению, но эти просьбы оставались без ответа. По-видимому, царю не очень понравилось своеволие капера, продававшего захваченные грузы не в России, а в Дании. О том, как сложилась жизнь Кирстена Роде дальше, неизвестно. Иван Грозный больше не прибегал к помощи иностранных капитанов, а каперская флотилия оставалось единственной боевой группой кораблей в Балтийском море на царской службе вплоть до эпохи Петра I, когда начали формироваться постоянные военно-морские силы страны.

https://histrf.ru/read/articles/kirsten-rode-groznyy-kaper-ivana-groznogo

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В общем и целом, не совсем задалось у нас с морским разбоем. Чай не англосаксы с их благородным пиратом Бладом. Кстати, книжка синьора Сабатини - дерьмо и наш фильм от неё недалеко ушёл. В ещё более худшую сторону. Это я вам, как старый любитель пиратства говорю.

В 2010-м году, к столетию Константина Сергеевича, путинские олигархические капиталисты из Почты России выпустили почтовую карточку с Бадигиным



Такая вот, панимаш, сложная военно-морская загогулина в виде адмиралтейского якоря.
Впрочем, на флоте ничего простого и не бывает.

ПС. Во времена существования множества условно немецких княжеств, как-то повеселее было. И дружить с ними было проще, вот у нашего Александра Васильевича Суворова был закадычный друг Отто-Адольф Вейсман фон-Вейсенштейн, по прозвищу "Русский Ахилл". После его гибели в СВО на Дунае, Суворов писал: "Вейсмана не стало - я остался один".



А как только разноплемённые немцы слипались в единую Германию, то через пару-тройку десятков лет начиналась вселенская шмась: что со 2-м Райхом кайзера, что с 3-м Райхом Адольфа Алоизевича, что с нынешней ФРГ, руководимой паном Шольцем. Это на ещё повезло, что Шольц оказался ливерной колбасой и больше паном, чем херром. Ибо украинство ведёт к исчезновению головного мозга.

Исторический экскурс, Во как !, Мне нравится, Вспомнить всё, Ворчим-с

Previous post Next post
Up