Волковское лютеранское кладбище

Jul 25, 2017 22:00

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
(На них основано от века,
По воле Бога самого,
Самостоянье человека,
Залог величия его.)
А.С. Пушкин
Добрый день.
Погода в Петербурге налаживается. Значит - продолжаем гулять.
В минувшее воскресение мы с мужем , наконец-то, добрались до совершенно не туристического места Петербурга - Волковского лютеранского кладбища.
Ничто так не обогащает историческими знаниями как прогулки по кладбищу! Погуляешь среди старых могил, воздухом подышишь вдали от городской суете( видели бы вы что творится в центре!!! После того, как меня около Дома книги чуть не затоптали китайцы, я сама себе дала слово - летом в центр ни ногой!!!), приедешь домой - и в книги с компом - искать всякие сведения об увиденном!
Но, как я убедилась окончательно, на кладбище надо ехать уже подготовленным, начитанным! Тем более в первый раз. Надо знать, что хочешь увидеть и где это находится!
Волковское лютеранское - тому подтверждение. Это не моё любимое Новодевичье, где я знаю каждую дорожку и почти каждое захоронение. Это очень заросшее, иногда даже труднопроходимое кладбище!
Вы спросите - и зачем тогда ехать? Вот про это я и хочу вам рассказать...
Путь наш на кладбище лежал от станции метро " Волковская", где я оказалась в первый раз. Ничего особенного, эконом-вариант...


Но очень понравились два панно из природного камня! Это такая красота! Чувствуется, что сделано с большой любовью.


Это как раз речка Волковка, по берегам которой ещё с допетровких времен находилось поселение.


Как считает финский историк Сауло Кепсу, название пошло еще со шведских времен, когда здесь находилась большая финская деревня Сутела. Происходило ее название от слова «суси» - волк. «Новгородские переписчики еще в средние века перевели это название на русский язык, использовав обычное название русского села Волково».
Вот оно - село Волково с маленькими покосившимися домиками, над которыми кружат вороны!


К началу XVIII века название Волковой деревни утвердилось окончательно. Говорят, поблизости от деревни целыми стаями так и бродило множество волков. Со временем оно перешло на протекавшую тут речку, которая сначала звалась Черной, а потом Монастыркой, так как неподалеку возникло несколько кладбищ.
Как замечал обозреватель „Петербургского листка“ в уже 1913 г. - " место было глухое, отрезанное от города. Единственное сообщение поддерживалось берегом реки , дорога здесь постоянно изрыта ухабами и вечно грязна. В самой деревне некоторые улицы не замощены, и по двум - Волковскому проспекту и Ново-Михайловской улице - проложен городской водопровод, остальные же местности пользуются водой прямо из реки!" Бррр...
Я думаю, что это приводило к частым эпидемиям и высокой смертности. Благо - погост рядом.
Сейчас Волковка - ужасно грязная, вонючая речка. Мы постарались пройти по набережной как можно быстрее! Благо до кладбища было не очень далеко.


При входе на кладбище есть план.


Но в первый раз ориентироваться всё равно сложно...
Это место ещё в конце 18 века просили отвести под захоронения лютеранские общины церквей святого Петра на Невском проспекте и святой Анны на Кирочной улице, дабы компактно хоронить своих единоверцев.
И в 1773 году кладбище было открыто.
Первое захоронение состоялось в самых первых числах июня 1773 года. Это было захоронение тела немецкого купца Иоганна Гебхарда Бретфельда (25.02.1713 - 30.05.1773). По его имени кладбище долго называлось Бретфельдовским (его захоронение сущечствует до сих пор, но мы его не нашли...).
На кладбище вёлся подробный учёт захоронений (с записью координат) и даже установленных на них памятников. Столь подробных учётов в то время не было ни на российских, ни на европейских кладбищах. Тщательно учитывались и ликвидируемые захоронения (не посещаемые родственниками, памятники, пришедшие в негодность).
Сейчас , увы!, большая часть старого кладбища крайне запушена - памятники покосились или вовсе повалены, в конце 1990-х годов на кладбище "порезвились" вандалы, всё круша и уничтожая.
В советское время памятники часто сносили, камень пускали на хозяйственные нужды( например, на облицовку станций метро) и семейное захоронение зарастало бурьяном.


.


Это тоже чьи-то надгробные камни. Ещё можно прочитать имена тех, кто под ними нашел свой последний приют, но время безжалостно стирает их имена...


Некоторым памятникам повезло больше - их перенесли в другие некрополи. Так , например, могила всемирно известного балетмейстера М.И. Петипа перенесена в некрополь при Александро-Невской лавре, а так же надгробие спящего офицера( если интересно - почитайте:http://funeral-spb.ru/necropols/lazarevskoe/reissig/).
Так как кладбище лютеранское, а петербургские лютеране - это прежде всего немцы, большинство надписей на немецком , да не просто на немецком , а на немецкой готике, которую читать довольно сложно... Но красиво!


.


.


.


.


На кладбище захоронено немало известных людей: мореплаватель Ф.П. Литке и члены его семьи; фельдмаршал И.И. Дибич; журналист и издатель Н.И. Греч; лейб-медик Я.В. Виллие; архитектор А.К. Кавос; биохимик и врач Н.И. Лунин; врач-педиатр К.А. Раухфус; академик А.А. Штраух; ботаник Ф.И. Рупрехт; хирурги И.Ф. Рюль, П.Ф. Флорио; одна из первых русских женщин-врачей A.Н. Шабанова; члены семьи Бенуа и другие.
Когда изучу кладбище более тщательно - обязательно напишу про другие захоронения.
А сейчас мы с вами пройдем в правый нижний угол кладбища, к захоронению, которое обозначено цифрой 6.
Это - семейное захоронение баронов фон Остен-Дризенов!
Именно оно стало символом этого погоста!


Бароны Остен-Дризены упоминаются даже в энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Род известен с 1193 года, а в 1370 году рыцари Генрих и Бурхардт фон-дер Остен, получили от маркграфа Бранденбургского Оттона Ленивого город и замок Дризен. Их потомки приняли фамилию Дризен.Девиз на родовом гербе Остен-Дризенов: «Для Отечества и за Честь - Все!»


Более 200 лет род Остен-Дризенов был включен в матрикул Курляндского герцогства, так как смогли подтвердить давность рода и его дворянский статус. Для этого надо было знать от 8 до 16 благородных предков по мужской и женской линии!!! А много ли знаем мы???
Курляндия как герцогство перестало существовать после 3 раздела Польши, в 1795 году, когда в России правила Екатерина Великая. С этого момента история семьи Остен-Дризенов оказалась тесно связана с Россией.
Первым кто перешел на русскую службу был Карл Вильгельм Генрих фон Остен-Дризен.


Приставочка фон свидетельствует, что он был дворянином ещё до приезда в Россию, а не получил дворянство во время службы русским императорам.
В 1798 году он стал генерал-губернатором Курляндии и был пожалован императором Павлом многими землями близ Митавы. Однако удачливым помещиком барон не был( этому способствовало неплодородие глинистых почв ) и часто обращался к уже к императору Александру Первому с прошением об оказании денежной помощи. И получал!
Дожил Карл Вильгельм Генрих до 80 лет и скончался в своем любимом имении Паульсгнаде. Однако был погребен в Петербурге, на Волковском лютеранском кладбище, где к тому времени уже упокоилась его супруга( 31 декабря 1803 года) - баронесса Генриетта, урожденная фон Белендорф, которая была моложе мужа на 14 лет.


.


Вот над их общим надгробием и возвышается фигура Христа, которая привела нас в этот отдаленный уголок Санкт-Петербурга!


.


.


Я понимаю, что я дама эмоциональная, впечатлительная, но поверьте - подходишь и сердце замирает! Даже не сразу вспоминаются слова "Отче наш"...


На этой фотографии какие-то блики, но она мне очень нравится.


.


.


.


.


.


У супругом было трое детей. Двое из сыновей снискали славу в Отечественной войне 1812 года:
- старший сын - Георг Вильгельм( в России его звали Егор Васильевич) полностью оправдал девиз рода «Для Отечества и за Честь - Все!» - геройски погиб в Бородинском сражении;
- второй сын - Фридрих Вильгельм( Фёдор Васи́льевич) тоже участвовал в Бородинском сражении, командовал Муромским пехотным полком. Ему оторвало ядром левую ногу, которую полностью пришлось ампутировать. За храбрость был награжден орденом Св. Георгия 4-го кл.


Вот именно от этих двух братьев и ведут род петербургские Остен-Дризены, которые верой и правдой служили России и находили последний приют на Волковском лютеранском кладбище...


Пы.Сы. В 1940 г. Управление по делам искусств ходатайствовало перед горисполкомом о передаче Музею городской скульптуры бронзовой фигуры Христа с Волковского лютеранского, ангелов с ворот Смоленского евангелического и бронзового ангела с Выборгского римско-католического - "с целью использования бронзы как материала для изготовления мемориальных досок". Война помешала уничтожению скульптуры Христа, как и на Новодевичьем кладбище( о чем чуть позже)

Кто дочитал до конца - МОЛОДЕЦ!
Я старалась.
До новых встреч.

Петербург

Previous post Next post
Up