Открытые линии. Лесопарк (реконструкция поста идёт полным ходом)

May 23, 2014 01:08

ЗАГОРОДНЫЕ ЛИНИИ. ЧАСТЬ 1



Про закрытые линии рассказывать всегда немного грустно. Ведь вместе с ними уходят в прошлое "старые добрые" времена, забирая с собой что-то хорошее. Уходят люди, уходят троллейбусы... В общем, сегодня предлагаю пойти по более оптимистическому пути. Раз есть линии закрытые, значит должны быть и открытые - к счастью, таких в Рязани пока большинство.

У нас в стране всё новое любят открывать и запускать к торжественным датам - такая традиция. Не будем отступать от неё и мы. Тем более, что повод имеется. Сегодня 60-ти летний юбилей линии в Лесопарк. Кстати, этот маршрут при постройке считался "загородным", его путь шёл мимо полей и пустырей в пойме Оки. С тех пор здесь многое изменилось до неузнаваемости...

Итак, мы начинаем новую главу об интересных троллейбусных местах нашего города!



Схема линии в конце статьи

23 мая 1954 года, раскрыв воскресный номер газеты «Сталинское знамя» и пробежав глазами по передовицам, рязанцы могли прочитать, в том числе и такое объявление:




(Кликните чтобы увеличить изображение)

Это означало, что создание линии, запланированной ещё в 1949 году было завершено. Строители успели сдать её к летнему сезону, затратив на 3-х километровый участок от улицы Ленина до Пристани двадцать дней. Однако, что это были за 20 дней и какой ежедневный тяжёлый труд предшествовал окончанию работ, лучше всего может рассказать только очевидец. Вспоминает Виктор Александрович Мосин (в 1954-м - электромонтёр контактной сети):

"В мае 1954 года, сразу же после обильного половодья, началось строительство троллейбусной линии на пристань. Строили хозяйственным способом, все свободные от основной работы в энергохозяйстве участвовали в строительстве. Орудия труда - лом, лопата, кувалда. Вручную копали ямы для опор, вручную забрасывали туда бутовый камень, песок. С помощью подъемного крана, который нанимали, ставилась опора. Опять бросали камень, песок с цементом, заливали водой. Спецчасти и контактный провод подвешивали, используя прошедшие войну полуторки с открытым кузовом. В кузов ставили будку. Подъем кузова осуществлялся вручную при помощи винта. Двое рабочих вращали ручку и поднимали на нужную высоту электромонтеров. Бытовых условий не было никаких, негде было даже помыть руки. Спецчасти собирали и ремонтировали в сарае. Но было большое желание трудиться... Много придумывали и изготавливали сами".

Вот так!
И что за удивительная линия такая получилась в итоге - протяжённая, но работающая только летом?! Да к тому же регулярно страдающая от весеннего разлива Оки?! Зачем вообще было вкладывать средства в её строительство? Давайте посмотрим.
ЧАСТЬ 1. СЕВЕРНЫЕ ВОРОТА ГОРОДА

Сегодня в сознании рязанцев троллейбус в Лесопарке прочно ассоциируется с отдыхом. И ничего удивительного. Тут и река, где можно попытать счастье с удочкой, и озеро Орешек, и пляж - купайся себе, загорай, играй в волейбол. Вот ведь заботилось при СССР государство о гражданах - таким трудом линию проложили, чтобы только отдыхалось культурно. Могли бы мы, наверное, так подумать, но не будем. Потому что это не совсем верно.

ТРАНСПОРТНЫЙ УЗЕЛ. Дело в том, что здесь, на месте будущего Лесопарка, ещё с дореволюционных времён сложился северный въезд в Рязань. На Оке была устроена пристань, встречавшая речные суда из Москвы и с Волги. А на другом берегу, в лугах, ещё в 1890-е построена конечная станция узкоколейной железной дороги на Туму и Владимир - «Рязань-Пристань», которая принимала как грузовые, так и пассажирские поезда. Тут же начиналась и автомобильная трасса в Мещеру. Постоянного моста через реку тогда не было, и переправа в город осуществлялась по наплавному мосту или на пароме, а зимой - прямо по льду.

Направление было весьма важным, и городские власти пытались решить здесь транспортный вопрос в меру своих сил всегда - и при царе, и при советах. Так, в 1913 году, когда в Рязани появились ранние подвижки, чтобы строить трамвай - главная линия уже была чётко обозначена на Пристань и к переправе. А в 1935-м один из первых автобусов направили - куда бы вы думали? Ну конечно же сюда. Он работал с 7 утра до 9 вечера.



Троллейбус на ул. Свободы. Фото 1959 года

Вот и весной 1954-го линию от ул. Ленина по ул. Свободы к Пристани протянули не только для отдыха горожан у Оки и в Лесопарке (которого, к слову, тогда ещё не было). Просто удачно произошло соединение приятного с полезным. В основном, троллейбусы встречали путешественников и пассажиров речного вокзала - Пристани, и отвозили их в город и обратно.
Уже следующим летом вступило в строй полукилометровое продолжение маршрута до плашкоутного моста у озера Орешек, перейдя который, можно было добраться в курортную Солотчу, Спас-Клепики и далее на север области, на "узкоколейке" или автобусе.



Дорога на Пристань. Фото ориентировочно 1954 - 56 гг.

ЧАСТЬ 2. ОБРАЗЦОВО-ПОКАЗАТЕЛЬНО

А теперь давайте уделим немного внимания окружающей местности. Сейчас кажется, что парк и Торговый городок были всегда. Но это далеко не так, достаточно взглянуть на предыдущее фото, чтобы убедиться в этом. Благоустройство тут началось в середине 50-х и должно было стать образцово-показательным. Именно тогда «...там, где некогда были болотистые топи и свалки мусора, вырос целый городок с прекрасно оформленными аллеями, павильонами и асфальтированными дорожками» - как писали в газете. Справедливости ради, следует отметить, что у всех этих топей и пустырей всё же был официальный хозяин - горсовхоз.

ТОРГОВЫЙ ГОРОДОК. Создавался по инициативе тогдашнего руководителя области А. Ларионова, по образцу и подобию столичного ВДНХ. И первоначально, задумывался именно как постоянная областная промышленная, строительная и сельскохозяйственная выставка, взамен временных, проводимых в разных местах Рязани. Чтобы укротить нрав окского весеннего половодья, были проведены большие работы по осушению и создана сеть подземных каналов для отвода грунтовых и талых вод. Выставка торжественно открылась 27 октября 1955 года. Здесь в том числе располагалось два животноводческих помещения, бассейн, ресторан, пожарное депо и множество торговых киосков. Причём, по проекту выставку предполагалось расширять - как в сторону реки, так и в сторону города.



Младшая сестра московской ВДНХ.

Однако 6 марта 1959 г., постановлением Рязанского Обкома, было принято совсем другое решение - об использовании помещений выставки, работавшей только летом, для улучшения обслуживания населения в сфере торговли и питания - теперь уже круглогодично. В павильонах открылись специализированные магазины одежды, обуви, парфюмерии, книг, хозтоваров, и другие. Выставка превратилась в Торговый городок, который стал ещё и местом общественного отдыха. Ведь люди приезжали сюда, не только за покупками, но и чтобы просто погулять.

ЛЕСОПАРК. Начал создаваться в том же 1955-м году. Первые деревья высаживали летом - вдоль берега Оки. Парк должен был стать не просто лесным массивом, а удобным и красивым местом отдыха. Слово М. Крастингу (в 1955 г. - садовник треста зелёных насаждений): "В одной части - более возвышенной - будут разбиты цветочные клумбы, сделаны садовые скамеечки. А для любителей посидеть на травке будет специально посеяна трава, под ногами раскинется чудесный зеленый ковер".

В следующем году работы продолжились, и, «в ознаменование всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве», посадка деревьев была продолжена от выставки к Речному вокзалу.

Да, в хорошее место превратилась пойма Оки. Тут и Торговый городок, и станция Юннатов напротив него, и большой парк с футбольным полем и волейбольными площадками. Но позвольте, а как же обстояло дело с троллейбусным сообщением во время паводка?

ЧАСТЬ 3. ВОДА, ВОДА, КРУГОМ ВОДА...

Ока - река сильная, полноводная. И хотя протекает рядом с городом, "домашней" её никак не назовёшь. Каждую весну шоссе к пристани и Орешку переливает в большей или меньшей степени, и к этому все уже давно привыкли. Любой рязанец может вспомнить массу историй о большой воде, с лёгкостью преодолевающей 1,5 км от своего русла до Торгового городка. А иногда "потоп" устремляется и дальше - в сторону площади Свободы, и волны бегут уже по Затинной и другим окрестным улицам. Поэтому, в течение года, движение пассажирского транспорта в этом направлении давно было предусмотрено следующим образом:
  • Зимой, когда Пристань не работала, троллейбусы разворачивались на пл. Свободы - начальной точке на пути в Лесопарк
  • После паводка и на всё время речной навигации - конечная переносилась к Речному вокзалу на Оке, а транспорт шёл по дороге мимо Торгового городка.
  • Наконец, летом - часть машин следовала до озера Орешек, на круг "Лесопарк".


Рязанская Венеция. Разлив Оки в Торговом городке. Фото 1960 года

Во время паводка можно наблюдать красивую сюрреалистическую картину контактных проводов, нависающих над водой до горизонта. И кажется, вот-вот оттуда подплывет какой-то необыкновенный троллейбус на подводных крыльях и умчит вас с ветерком.

Удивительно, что когда-то сюда хотели пустить трамвай. Вот уж курьёз - просто готовый каламбур на тему "речного" транспорта. Но, прежде чем критиковать те решения, давайте-ка вспомним график годового движения, про который мы говорили чуть выше. Ведь наверняка, если дореволюционные трамвайные планы были воплощены в жизнь, в половодье вагоны также могли бы разворачиваться на пл. Свободы.
А то что весной рельсы уходят под воду - так в этом нет ничего необычного! Ведь Ока разливалась и на другой берег, регулярно накрывая узкоколейку на Туму. По этой причине там даже станции было две: у берега "Рязань - Затопляемая" (она же "Рязань-Пристань"), а у села Шумашь - "Рязань-Незатопляемая". К слову, незатопляемой она бывала тоже не каждый год. Даже в наши дни, когда наблюдается тенденция к обмелению рек, "потопы" ещё случаются ого-го!



Лесопарк. Ручей Дунайчик, питаемый окской водой, вышел из берегов. Фото - дядя Андрей

ЧАСТЬ 4. ЛЕТНИЙ ОТДЫХ

Да, половдье в городе - явление безусловно красивое и необычное. Только уж очень неудобное. И для людей, на чьём пути встала просыпающаяся после зимнего сна река. И для коммунальщиков, вынужденных ежегодно латать дорогу. И для энергетиков. И для транспортников... Одно слово - стихия!



(Кликните чтобы увеличить изображение)



1) Лодочная переправа. "Сталинское знамя" апр. 1954
2) Ремонт дорог в Лесопарке. "Приокская правда" апр.1958

Но вот, вслед за весной неизбежно приходит лето, и горожане на выходных стараются уехать подальше от шума и суеты. Кто-то выбирается за город, а кого-то вполне устраивает и ближайший парк. В этом смысле Лесопарк был золотой серединой - и отдых у воды, и добираться удобно. Сюда ходило довольно много троллейбусных маршрутов, а по праздникам город всегда выделял дополнительный транспорт. В период с 1954 по 1972 годы до конечных "Речной вокзал" и "Лесопарк" ходили часто меняющие друг друга "тройка" с "четвёркой", а ещё постоянно - "единичка", "семёрка". И даже "восьмёрка", перед тем как уйти на пл. Попова, год отработала на этой линии - ведь здесь ещё был и Речной вокзал и переправа - помните?



Плашкоутный мост через Оку у Орешка.

НОВЫЙ МОСТ. В 1972 году, взамен неудобного плашкоутного, был построен высоководный красавец мост через Оку, расположенный примерно в двух километрах ниже по течению. Потоки транспорта, перевозящие грузы и пассажиров в Мещеру, перенаправили по новому шоссе через него. Необходимость в дистанции узкоколейной железной дороги от Рязани до Солотчи, отпала и её закрыли. Вслед за этим из Лесопарка ушло и большинство троллейбусных маршрутов. Остался лишь "седьмой". А линия стала "курортной".

Эх, семёрочка - детство золотое! Жил я тогда на Шлаковом, что давало летом отличную возможность без пересадок добираться до городского пляжа у Пристани и обратно. Тот пляж до своего закрытия, само-собой, пользовался большой популярностью у трудящихся, поэтому на выходных, в помощь "седьмому" городом организовывались дополнительные маршруты :
  • от пл. Свободы
  • от пл. Ленина
  • от 11-й больницы в Песочне
Солнце, в воздухе марево сонное, птички поют - хорошо! Даже водители изредка поддавались соблазну немножко пофилонить, а что, они не граждане что ли?



"Приокская правда", 1957 год

Ну, конечно же, не только в водителях дело - тут и график неправильно составлен, да и отдых в обед - дело святое (это без всяких шуток)! Сегодня - совсем другое дело.
Между прочим, если попросите, водитель в Лесопарке запросто притормозит, чтобы забрать вас и ваших уставших друзей не только на остановке, но и на дороге - путь-то до пляжа не близкий.



Тот самый чудо-троллейбус на подводных крыльях? Нет - просто дорогу давно не ремонтировали. Фото - В. Дмитриев

ЧАСТЬ 5. ТЯЖЕЛО В УЧЕНИИ - ЛЕГКО В СТРОЮ

В начале 90-х годов, как и вся страна, Лесопарк переживает тяжёлые времена. Речной вокзал и Торговый городок дышали на ладан. Пляж на Оке по санитарным причинам закрылся и утратил свой статус, хотя многие там купаются до сих пор. Маршрут №7 был отменён. Ему просто не кого стало возить. Ни в одну, ни в другую сторону - даже до пл. Свободы. В те лихие годы некие злоумышленники даже пытались похитить троллейбусные провода рядом с пристанью на цветмет. Медь знаете ли в цене...

Но времена меняются, и потихоньку ситуация стала выправляться. Городские власти и Управление троллейбуса поддерживают здесь сезонный маршрут без номера, работающий с 1 июня до сентября: "Пл. Свободы - Лесопарк", идущий мимо пристани к оставшемуся официальному месту отдыха на озере Орешек.

А затем, до следующего лета движение здесь замирает, и лишь редкий лыжник пробежит мимо...
.


Зима в Лесопарке. Фото - дядя Андрей

... Или вдруг проедет троллейбус. Стоп. Откуда здесь взялся троллейбус зимой? А-а, так это ученики-водители учатся управлять машинами в сложных погодных условиях! В этом отношении линия на этой дороге идеальна - автомобильное движение запрещено. И только для троллейбусов и спецмашин сделано исключение. Вот и случается иногда тренировка на свежем воздухе. В условиях, максимально приближенных.., так сказать.



Отрабатывается торможение в гололёд. Фото - дядя Андрей

Учёба продолжается и весной. Молодые водители знакомятся с линиями, на которых им предстоит работать, В том числе и в Лесопарке.



Круг "Лесопарк". Переменка между учебными рейсами.

ЧАСТЬ 6. ПОД СВОДАМИ ДЕРЕВЬЕВ

Вот такой получился рассказ о линии под сводами выросших за 60 лет деревьев. Много-много букв, чтобы попытаться передать частицу её очарования. И хотя сегодня Лесопарк превратился скорее уж в лес, чем культурный парк, а Торговый городок больше похож на декорации пост-апокалиптического блокбастера, многие рязанцы, в том числе и ваш автор, надеются, что здешние места ещё своё не отслужили. Ох, как не хотелось бы переносить историю про этот троллейбусный путь в раздел "Закрытые линии".

За последние несколько лет мало-помалу, иногда неуклюже, а иногда с ненужным размахом, всё же происходят позитивные изменения. Наконец-то очищено дно Орешка и немного обустроен пляж у озера, вдоль трассы установлены новые светильники (правда на старые опоры), заасфальтирована и освещена пешеходная дорожка от Торгового городка до пристани - на ней даже появилось несколько скамеек для отдыха.
Осенью 2012 года, Управление троллейбуса провело эксперимент, пустив часть машин 10-го маршрута дальше пл. Свободы - до круга "Речной вокзал", но пассажиропоток был практически нулевым. Быть может, идея просто опередила своё время и пригодится в некоем отдалённом будущем - когда заработает в полную силу речной вокзал, а набережная Оки станет одним из любимых мест прогулок горожан в любой сезон?



2012 год. Эксперимент с "десяткой". Фото - дядя Андрей

СЕВЕРНАЯ ОКРУЖНАЯ. Серьёзно поволноваться за судьбу линии, да и за экологию Лесопарка в целом, пришлось во время строительства прямо через него участка Окружной дороги. По проекту трасса должна была быть проложена по насыпи - к счастью, от этой идеи отказались, подняв путь на опоры. По сути, от подъёмного моста на Трубеже до Солотчинского шоссе, через весь парк, идёт одна высокая эстакада. Провода, разъединённые на время строительства путепровода, восстановили. И летом троллейбусы всё так же, примерно с 8.00 до 21.00, подвозят рязанцев и гостей города к местам отдыха. К тому же, сверху теперь можно сделать хороший снимок.



2014 год. Фото линии с нового путепровода. Бонус любителям транспорта и красивых видов. Фото - дядя Андрей

ЧАСТЬ 7. ЛУЧШЕ ОДИН РАЗ УВИДЕТЬ

Друзья, каждый рассказ о закрытых линиях я сопровождал для наглядности небольшой фотопрогулкой. Однако в данном случае считаю это излишним. Ведь во-первых, движение здесь не прекращено - места известные, а во-вторых, как говорится: "лучше один раз увидеть самому". Поэтому мой скромный совет землякам и гостям нашего города - приезжайте, смотрите и, конечно же, отдыхайте и катайтесь на троллейбусе. Проезд 15 рублей в одну сторону. А для наглядности нарисую-ка я лучше схему, которая поможет лучше ориентироваться на местности:


Роман Буранов, май - июль 2014

Автор выражает особую благодарность за поддержку В. Дмитриеву и С. Кривову. Без их фото статья много бы потеряла.

В статье использованы материалы из газеты "Сталинское знамя" и "Приокская правда"  и фото с сайта transphoto.ru, из групп "ВКонтакте" - "Новости рязани" и "Рязань, которую мы потеряли", а также - Н. Гаврилова, В. Дмитриева, Дяди Андрея и собственные материалы. Схема автора.

история, «загородные линии», Рязань, троллейбус

Previous post Next post
Up